Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия. Лекция 2

Содержание

Слайд 2

Введение Мастера эпохи Возрождения заложили основы исторических знаний о памятниках архитектуры

Введение
Мастера эпохи Возрождения заложили основы исторических знаний о памятниках архитектуры Древнего

Рима и выдвинули свои версии канонического архитектурного ордера. Наиболее авторитетными из них были Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Андрея Палладио (1508-1580). Их канонами ордеров до сих пор пользуется профессионалы – архитекторы, реставраторы, дизайнеры, преподаватели вузов. Мастера Возрождения изучили множество дошедших до них древнеримских сооружений.
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) – художник-гравер, архитектор, театральный декоратор впервые привлек внимание культурной общественности Европы к проблеме наследия. С 1748 года выходили его гравюры «Виды Рима», которые создали моду на античность во второй половине XVIII века. Тогда в значительной мере был накоплен опыт архитектурных обмеров. Начались попытки реконструкции первоначального облика исторических объектов. Без подобных опытов не могли идти вперед ни история архитектуры, ни архитектурная практика.
В процессе формирования классицизма развивалась устойчивая тенденция всеобъемлющего историзма всей европейской культуры.
Слайд 3

Дж. Б. Пиранези. Фрагмент план воображаемого общественного центра Древнего Рима с

Дж. Б. Пиранези.
Фрагмент план воображаемого общественного центра Древнего Рима с всеми,

известными к тому времени сооружениями, сохранившимися в руинах (из альбома гравюр «Виды Рима)
Слайд 4

Дж. Б. Пиранези. Базилика Максенция (из альбома гравюр «Виды Рима»)


Дж. Б. Пиранези.
Базилика Максенция (из альбома гравюр «Виды Рима»)

Слайд 5

Слайд 6

Дж. Б. Пиранези. Пантеон. Обмерный чертеж

Дж. Б. Пиранези.
Пантеон. Обмерный чертеж

Слайд 7

Дж. Б. Пиранези. Пантеон. Обмерный чертеж

Дж. Б. Пиранези.
Пантеон. Обмерный чертеж

Слайд 8

Дж. Б. Пиранези. Пантеон. Обмерный чертеж

Дж. Б. Пиранези.
Пантеон. Обмерный чертеж

Слайд 9

Дж.Б. Пиранези. Пантеон. С лесами в ходе возведения. Реконстукция

Дж.Б. Пиранези.
Пантеон. С лесами в ходе возведения.
Реконстукция

Слайд 10

Дж. Б. Пиранези. Пантеон. План и плафон. Обмерный чертеж

Дж. Б. Пиранези. Пантеон. План и плафон. Обмерный чертеж

Слайд 11

Итак, формирование эстетики классицизма в XVIII веке было основано на методике

Итак, формирование эстетики классицизма в XVIII веке было основано на методике

изучения памятников прошлого. Именно тогда была разработана технология архитектурных обмеров.
Многие памятники архитектуры Древнего Рима и эпохи Возрождения
в странах Северной Африки и Ближнего Востока обследовали специалисты из Англии, Германии, Франции, Италии на рубеже XVIII – XIX веков. Их труды были изданы в виде гравированных листов и альбомов.
Важный вклад в изучение наследия внести французские художники, граверы, историки, сопровождавшие Наполеона в его Египетском походе (1798-1801). На основании их осмотров, обмеров и зарисовок были изданы гравированные таблицы, посвященные древнему архитектурно-художественному наследию.
Итак, к началу XIX века сформировалось уважительное отношение к древностям, сложилась мода на коллекционирование старинных предметов, как и тенденция мародерства. Археологические древности превратились в дорогостоящий товар, на антикварном рынке появилось множество подделок.
Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Целый ряд крупнейших объектов наследия был вывезен в музеи Европы и

Целый ряд крупнейших объектов наследия был вывезен в музеи Европы и

США из Греции, Египта, Турции и др. стран, сегодня оспаривающих законность этих мер по спасению наследия. См. о незаконных вывозах памятников Фондом Гетти:https://lenta.ru/news/2007/09/26/getty/
Научное знание наследия стало базисом для планировочных решений в ходе реконструкции городов. Так, регулярная планировка, вышедшая из Древнего Египта, античности и Ренессанса, стала сочетаться в живописной структурой пейзажных парков во всех городах мира. Исторические объекты стали рассматриваться как украшение городов и парков.
Мода на руины древних сооружений в Европе XVIII века (и даже на их имитацию в некоторых парковых ансамблях), историчность всей культуры классицизма обусловили накопление значительного объема исторических данных о наследии – обмеров, зарисовок, гравюр и пр.
Исторические объекты перестали рассматриваться как источник строительных материалов. Начала формироваться реставрация как особый род деятельности зодчих.
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Юбер (Гюбер) Робер ( 1733-1808), французский художник, работал под влиянием Пиранези,

Юбер (Гюбер) Робер ( 1733-1808), французский художник, работал под влиянием Пиранези,

добился мировой известности, стал первых хранителем королевских коллекций, ставший музеем Лувр
Слайд 18

Ю. Робер. Античные руины. Музей изобрзительных искусств в Будапеште (слева). Национальная картинная галерея в Ереване (справа)

Ю. Робер. Античные руины.
Музей изобрзительных искусств в Будапеште (слева).
Национальная

картинная галерея в Ереване (справа)
Слайд 19

Ю. Робер. Руины. Типичное изображение, отражающее глубокое знание методов архитектурной графики

Ю. Робер.
Руины.
Типичное изображение, отражающее глубокое знание методов архитектурной
графики

Слайд 20

П. Патель. Пейзаж с руинами. Типичная пейзажная живопись XVIII века с архитектурными объектами

П. Патель. Пейзаж с руинами.
Типичная пейзажная живопись XVIII века с архитектурными

объектами
Слайд 21

С. Риччи, М. Риччи. Руины. Архитектурные объекты превалируют над природным ландшафтом

С. Риччи,
М. Риччи.
Руины.
Архитектурные объекты превалируют над природным ландшафтом –


такова мода на руины древних сооружений в
XVIII веке
Слайд 22

Типичные псевдоантичные сооружения в парках английских дворцов

Типичные псевдоантичные сооружения в парках английских дворцов

Слайд 23

Ч. Камерон Павловск. Искусственная руина. Колоннада Аполлона


Ч. Камерон
Павловск.
Искусственная руина. Колоннада Аполлона

Слайд 24

Рим. Проект планировки эпохи Ренессанса. Три луча, направленные от пяцца дель

Рим.
Проект планировки эпохи Ренессанса.
Три луча, направленные от пяцца дель Пополо

(Народной площади).
Планировка заложена Доменико Фонтана (1543-1607)
Далее между тремя улицами-лучами были возведены две идентичные по архитектуре церкви: Санта Мария ин Монтеканто (слева) и Санта Мария деи Мираколи (справа). 1670-е годы
Слайд 25

Рим. Пьяцца дель Пополо

Рим.
Пьяцца дель Пополо

Слайд 26

Схемы планировки площадей Рима (сверху вниз, слева направо): площадь Св. Петра;

Схемы планировки площадей Рима
(сверху вниз, слева направо):
площадь Св. Петра;
площадь Капитолия;
площадь

Санта Тринита деи Монти
(с Испанской лестницей);
площадь дель Пополо;
Площадь у церкви
Сан Карло алле Куатро Фонтане
(у четырех фонтанов)
Слайд 27

Схема планировки Рима XVII-XVIII веков отражает приоритет важнейших исторических объектов, таких как Колизей, обелиски

Схема планировки Рима
XVII-XVIII веков отражает приоритет важнейших исторических объектов,
таких

как Колизей, обелиски
Слайд 28

В реконструкции исторических городов Европы лидировала Франция, в которой с XVII

В реконструкции исторических городов Европы лидировала Франция, в которой с XVII

века сложилась традиция регулярного градостроительства.
Главным примером успешной планировки стала королевская резиденция Версаль. Принципы осевых градостроительных композиций (а ля трехлучие Рима) далее были применены далее во всех европейских столицах.
Итак, вошедшие в моду осевые композиции были основаны на исторических традициях.
Слайд 29

Аббатство Мон-Сен-Мишель. Франция – результат воссоздания «исторической» доминаты по проекту В.

Аббатство
Мон-Сен-Мишель.
Франция – результат воссоздания
«исторической» доминаты по проекту
В. Педиграна.
Исторический памятник

с 1874 годы.
Самый посещаемый объект
Во Франции после
Эйфелевой башни

Фото автора

Слайд 30

Заключение «Художественный» подход к реконструкции городов Европы не исключал акценты на

Заключение
«Художественный» подход к реконструкции городов Европы не исключал акценты на памятники

древности. Наиболее заметные из исторических сооружений становились ориентирами в новой системе планировочных координат.
Далее события в сфере перепланировки развивались в направлении воссоздания исторических объектов. В моду вошла «художественная» («стилистическая») реставрация различных зданий-доминант. Самым ярким примером такого рода стало аббатство Сен-Мишель во Франции, верхняя церковь которого получила венчающий шпиль лишь в конце XIX века.
На фоне решительной перепланировки исторической среды началось имитационное воссоздание всевдоисторических «реалий».