Художественные стили и направления в культуре Европы конца 17-18в

Содержание

Слайд 2

Европейская культура Нового времени В Новым временем обозначают период формирования культуры

Европейская культура Нового времени

В Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального

общества, преимущественно по отношению к Европе. Хронологически охватывает XVII, XVIII в. и первую половину XIX века. Его началом явились научные, промышленно -технологические и социальные революции, изменившие пространство культуры и духовный менталитет, в основе которого теперь лежит антропоцентризм, то есть человек вновь становится центром Вселенной. В культуре Нового времени выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника.

Художественная культура Нового времени

Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т.к. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на людей. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической, т.е городской культуры.

Слайд 3

Эпоха Просвещения Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также

Эпоха Просвещения

Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г.), а также европейскую

культуру XVIII века называют эпохой Просвещения.
Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования..
Общими для ”просветителей” являлись цели и идеалы: свободы, благосостояние всех людей, мир, веротерпимость, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство. Это течение развивалось представителями разных классов и сословий: аристократии и дворянства, духовенства.
Формируется новый субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция, которую представляют выходцы из всех слоев общества.
Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного и культурного уровня населения, расширению рынка газет, книг, произведений искусства.
Завершение эпохи Просвещения явилось, с культурной точки зрения, возникновением массовой культуры.

Ангелика Кауфман. Автопортрет (1782).

Слайд 4

Барокко Барокко в архитектуре Причины возникновения барокко кроются в кризисе Возрождения,

Барокко

Барокко в архитектуре

Причины возникновения барокко кроются в кризисе Возрождения, в «болезни

католической церкви» . Возникшая в Реформацию протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней зрелищной стороне культа. Барокко - это искусство католической религии. Стиль возникает в качестве «приманки» , чтобы вернуть паство в лоно католицизма. Эстетика барокко отказалась от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума.
Слайд 5

Барокко (букв. Странный, причудливый) – стиль искусства, возник в Италии в

Барокко (букв. Странный, причудливый) – стиль искусства, возник в Италии в

конце XVI века, характерный для художественной культуры до конца XVIII века.
Эстетические принципы барокко:
1) единство, синтез реального и фантастического;
2) зрелищность, контрастность, драматизм – ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и восприятие произведений искусства;
3) декоративность, контрастность, эффектность в сочетании с мотивами мученичества;
4) масштабность и многоплановость достигаются через слияние видов искусства, сочетание его различных форм.
В барочной архитектуре преобладают городские и парковые ансамбли, особую роль играет фасад и планировка зданий, декоративность оформления.

Барокко

Слайд 6

Барокко

Барокко

Слайд 7

Барокко

Барокко

Слайд 8

Рококо Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка,

Рококо

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль),

реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка.

Слайд 9

Рококо в архитектуре Главный декоративный элемент рококо — рокайль — орнамент,

Рококо в архитектуре

Главный декоративный элемент рококо — рокайль — орнамент,

украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. Плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон. Рокайль употреблялась в оформлении интерьеров, садовых беседок, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов. Парадное великолепие барокко стало утомлять аристократов. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно поэтому черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями, изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т.д.

Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном

Слайд 10

Рококо

Рококо

Слайд 11

Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое

Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое

изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни
Слайд 12

Классицизм. Классицизм в архитектуре. Клод Лоррен Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее

Классицизм.

Классицизм в архитектуре.

Клод Лоррен
Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Отплытие

царицы Савской (1648).

Классицизм в архитектуре пришел на смену помпезному рококо, стилю который с середины XVIII века уже широко подвергался критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, за усложнение композиции декоративными элементами.
В этот период в европейском обществе все большее внимание стали привлекать идеи просвещения, что нашло свое отображение в архитектуре. Таким образом внимание архитекторов того времени привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость античной и прежде всего греческой архитектуры. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Новый стиль — классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

Слайд 13

Пантеон, арх. Ж.Ж.Суффло, Париж, Франция, 1755. Дом Пашкова, арх. В.И.Баженов, Москва

Пантеон, арх. Ж.Ж.Суффло, Париж, Франция,  1755.

Дом Пашкова, арх. В.И.Баженов, Москва , Россия, 1784-1786.

Архитектуре классицизма в целом присуща

регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
 Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма.