Иконографический канон в представлении Иоанна Дамаскина

Содержание

Слайд 2

В первых рядах защитников изображений находился известный византийский богослов, философ и

В первых рядах защитников изображений находился известный византийский богослов, философ и

поэт Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ум. до 754). Именно им, первым византийским схоластом и систематизатором христианской философии, активно применившим аристотелевский философский аппарат к изложению православного богословия, была написана первая в тот период развернутая апология религиозных изображений, содержавшая подробную теорию образа.
Слайд 3

Опираясь на предшествующую традицию, Иоанн дает свое определение образа: «Итак, образ

Опираясь на предшествующую традицию, Иоанн дает свое определение образа: «Итак, образ

(είκών) есть подобие и парадигма, и изображение чего-нибудь, показывающее то, что на нем изображено. Не во всем же совершенно образ подобен первообразу, т. е. изображаемому, но одно есть образ, а другое — изображенное, и различие их совершенно ясно, хотя и то и другое представляют одно и то же» Так, изображение человека подобно его телу, но не имеет душевных сил, а сын, будучи «естественным» образом отца не является его копией, но чем-то отличается от него, ибо он все-таки сын, а не отец.
Слайд 4

Архангел Собор святой Софии, Киев XI в. Всякий образ есть выявление

Архангел Собор святой Софии, Киев XI в.

Всякий образ есть выявление и показание скрытого». Это

важное средство познания человеком мира. Познавательные способности человеческой души существенно ограничены его материальной природой. Он не может иметь ясного представления ни о чем невидимом, т. е. отдаленном от него временем или пространством. Поэтому-то «для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого и выдуман образ»
Слайд 5

Отечество с избранными святыми Школа или худ. центр: Новгород Конец XIV

Отечество с избранными святыми Школа или худ. центр: Новгород Конец XIV в.

Византийского философ различает шесть

видов образов.
Первый вид — образы естественные, т. е. возникшие «по природе»; таковым, в частности, является сын по отношению к своему отцу. Первым «естественном» образом невидимого Бога является его Сын. Он во всем подобен Отцу кроме «нерожденности и отчества». Дух Святой, по мнению Дамаскина, есть ествественный образ Сына, во всем подобный ему кроме «исхождения» (III 18).
Слайд 6

Величит душа моя Господа Школа или худ. центр: Ярославль Середина XVII

Величит душа моя Господа Школа или худ. центр: Ярославль Середина XVII в.

Второй вид образов — это

замысел всего универсума в Боге  т. е. идеальный прообраз всего мира в его историческом развитии или#  как пишет Дамаскин, это «мысль в Боге о том, что Он создает, то есть предвечный его замысел, Остающийся  всегда себе равным, ибо Божество неизменно, и безначален его замысел, в котором как-рещено прежде веков, так в предопределенное Им время и исполнится Ибо образы и образцы того, что будет сделано Им, это — мысль о каждом из этих предметов, и они называются у ев Дионисия предопределениями, так как в замысле Его начертано и изображено то, что предопределено Им прежде своего бытия и несомненно исполнится»
Слайд 7

«Смертный человек, бойся Того, кто над тобою» Начало XVIII в. К

«Смертный человек, бойся Того, кто над тобою» Начало XVIII в.

К третьему виду Иоанн относит

образ, созданный Богом «по подражанию», то есть человека, в котором ум, слово и дух подобны ипостасям Троицы и который «по свободе и власти повелевать» подобен Богу
Слайд 8

Давид, играющий на лире Первая половина X в. Национальная библиотека, Париж,

Давид, играющий на лире Первая половина X в. Национальная библиотека, Париж, Франция Псалтирь

Четвертый вид — это

образы, которым большое внимание уделил в свое время Псевдо-Дионисий Ареопагит; это тот случай, «когда на картине представлены виды и формы, и очертания невидимого и бестелесного, изображенного телесно ради слабости нашего понимания» (III 21). Люди, со ссылкой на «великого Дионисия» отмечает Иоанн, по природе своей не могут «непосредственно возвыситься до разумных созерцаний» Исключительно для «возвышения» и возведения их к духовным предметам, не имеющим (чувственно воспринимаемых) образов и форм, эти предметы и наделяются образами, т. е. речь идет   о   символических   и   аллегорических   образах.
Слайд 9

«Пятым видом образа считается предизобра-жающий и предначертывающий будущее, как купина, и

«Пятым видом образа считается предизобра-жающий и предначертывающий будущее, как купина, и роса на руке,

и жезл и стамна — Деву и Богородицу» (III 22). Иоанн Дамаскин имеет здесь в виду такие образы, которые еще раннехристианские мыслители называли знаками или знамениями,1 т. е. знаковые образы.
Слайд 10

«Шестой вид образа — тот, который служит для воспоминания о прошедшем:

«Шестой вид образа — тот, который служит для воспоминания о прошедшем: или

о чуде и добродетели — к прославлению, почитанию и обозначению победивших и отличившихся в добродетели; или — о зле — к позору и стыду порочнейших мужей и, наконец, к пользе смотрящих — чтобы мы избегали зла, стремились же к добродетели» (III 23). Эти образы бывают словесными и зрительными («чрез чувственное созерцание»); как предметными, так и специально созданными. К ним Дамаскин относит и все религиозные изображения, то есть этот вид, прежде всего состоит из миметических изображений, против которых выступала партия иконоборцев.
Слайд 11

На основе богатой многовековой традиции (христианской и неоплатонической, прежде всего) Дамаскин

На основе богатой многовековой традиции (христианской и неоплатонической, прежде всего) Дамаскин

приходит к выводу о существовании шести видов образов, которые кратко могут быть представлены в следующем виде: 1) естественные; 2) божественный замысел; 3) человек как образ Бога; 4) символические; 5) знаковые; 6) дидактические (а применительно к изобразительным искусствам — миметические). Именно к последним было привлечено внимание византийцев VIII—IX вв, поэтому им особое внимание уделил в своей апологии и крупнейший богослов и философ того времени.
Слайд 12

Часть этих образов, отображающих прежде всего духовные сущности и само неописуемое

Часть этих образов, отображающих прежде всего духовные сущности и само неописуемое

Божество, дана нам «гуманно божественным промыслом» (I 1261 А), остальные же в большом количестве создаются людьми для получения, сохранения и передачи знания о первообразах 1.
Что же может быть познано с помощью образов, или, что собственно может быть изображено? Практически — весь универсум. По мнению Иоанна, прежде всего, всё видимое глазом поддается изображению. «Естественно изображаются тела и фигуры, имеющие телесное очертание и окраску»
Слайд 13

Также могут быть изображены и такие бестелесные духовные существа, как ангелы,

 Также могут быть изображены и такие бестелесные духовные существа, как ангелы,

демоны, душа. Они изображаются «сообразно своей природе», в традиционно свойственных им формах («как их видели достойные люди») и именно так, «что телесный образ показывает некоторое бестелесное и мысленное созерцание», т. е. возводит ум зрителя к созерцанию духовных сущностей. Одна лишь «божественная природа неописуема» и неизобразима. Между тем к VIII веку в империи существовало множество живописных изображений Христа (икон, росписей, мозаик). Именно вокруг них и разгорелась иконоборческая полемика. Точка зрения Иоанна, как и других иконопочитателей, однозначна: невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но воплотившегося Бога, реально принявшего человеческую плоть< жившего в «зраке раба» среди людей изображать не только можно, но и необходимо. 
Слайд 14

Также могут быть изображены и такие бестелесные духовные существа, как ангелы,

 Также могут быть изображены и такие бестелесные духовные существа, как ангелы,

демоны, душа. Они изображаются «сообразно своей природе», в традиционно свойственных им формах («как их видели достойные люди») и именно так, «что телесный образ показывает некоторое бестелесное и мысленное созерцание», т. е. возводит ум зрителя к созерцанию духовных сущностей. Одна лишь «божественная природа неописуема» и неизобразима. Между тем к VIII веку в империи существовало множество живописных изображений Христа (икон, росписей, мозаик). Именно вокруг них и разгорелась иконоборческая полемика. Точка зрения Иоанна, как и других иконопочитателей, однозначна: невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но воплотившегося Бога, реально принявшего человеческую плоть< жившего в «зраке раба» среди людей изображать не только можно, но и необходимо. 
Слайд 15

Ни один из пунктов' этой теории не является изобретением самого Иоанна.

Ни один из пунктов' этой теории не является изобретением самого Иоанна.

Все их по отдельности можно найти у его предшественников, однако ни у одного из них она не представлена в столь полном и систематизированном виде. Апологетические и схоластические задачи заставили крупнейшего византийского систематизатора свести в некую целостную концепцию все то, что до него было разбросано по бесчисленным трактатам, речам и посланиям отцов церкви.
Слайд 16

В актах Собора утверждается, что мы «...посредством чувс -венных символов (δι

 В актах Собора утверждается, что мы «...посредством чувс -венных символов (δι

αισυητων συμβόλων) возносимся мысленно к духовному. Будучи чувственными, как иначе стали бы мы устремляться к духовному, если не посредством нувственных символов — письменной передачи и иконных изображений, которые служат напоминанием о первообразах и возводят к ним» (XIII 482 Е), взаимно  дополняют  и  несомненно  объясняют  друг друга» (XIII 269В).
Столь высоко оценив роль культовых образов, участники Собора утверждали, что их «изобретение» дело отцов церкви, а не живописцев. Последним «принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение зависело от святых отцов» (XIII 232С). Вся сфера религиозного искусства (а светское, как известно, не поощрялось церковью), таким образом, полностью относилась к церковной компетенции со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Одним из главных критериев признания искусства выступала его нравственно-религиозная направленность. «Если оно для благочестия, то оно должно быть принято, если же для чего-нибудь позорного, то оно ненавистно и должно быть отвергнуто»,— записано в актах Собора (ΧΙΙΪ 241D).