Иконография - описание икон

Содержание

Слайд 2

Иконография Бога (Иисуса Христа) Иконография Богородицы Иконография «праздников»

Иконография Бога (Иисуса Христа)
Иконография Богородицы
Иконография «праздников»

Слайд 3

Символ веры. Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и

Символ веры.

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли,

видимым же
всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца
рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося
от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и
Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение
во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Слайд 4

Христианский Бог – Святая Троица Бог Отец Бог Сын Св. Дух

Христианский Бог – Святая Троица

Бог Отец
Бог Сын
Св. Дух

Слайд 5

Святая Троица

Святая Троица

Слайд 6

Святая Троица Троица Ветхозаветная Три ангела в доме Авраама и Сары

Святая Троица

Троица Ветхозаветная
Три ангела в доме
Авраама и Сары

Троица Новозаветная
Бог Отец

– Старец
Бог Сын – Христос
Св. Дух – белый голубь
Слайд 7

Ветхозаветная Троица

Ветхозаветная Троица

Слайд 8

Святая Троица Троица Ветхозаветная Три ангела (одинаковых) в доме Авраама и

Святая Троица

Троица Ветхозаветная
Три ангела (одинаковых)
в доме Авраама и Сары

Троица Новозаветная
Бог

Отец – Старец
Бог Сын – Христос
Св. Дух – белый голубь
Слайд 9

Новозаветная Троица

Новозаветная Троица

Слайд 10

Новозаветная Троица

Новозаветная Троица

Слайд 11

Иконография Христа Бог-Сын воплотился в теле человека, прожил 33 земных лет,

Иконография Христа
Бог-Сын воплотился
в теле человека,
прожил 33 земных лет,
поэтому именного его
будут

чаще всего
изображать иконописцы.
Слайд 12

Раннехристианские изображения Христа (III-VIIвв.): А. Рыба Б. Добрый Пастырь (Пастух) В.

Раннехристианские изображения Христа (III-VIIвв.):

А. Рыба
Б. Добрый Пастырь (Пастух)
В. Агнец (белый ягненок)
Г.

Орфей
Д. Гелиос
Е. Хризма
Слайд 13

А. Рыба Ихтис (др.-греч.) — древняя монограмма имени Иисуса Христа, состоящий

А. Рыба
Ихтис (др.-греч.) — древняя монограмма
имени Иисуса Христа, состоящий из


начальных букв слов: Иисус Христос
Божий Сын Спаситель.
Слайд 14

Б. Христос – Добрый Пастырь (Пастух)

Б. Христос –
Добрый Пастырь (Пастух)

Слайд 15

Евангельская притча о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши

Евангельская притча о
заблудшей овце.
Добрый Пастырь
изображён в виде юноши без


бороды, обычно с короткими
волосами, одетый в тунику.
Иногда он стоит опершись на
посох, а также в окружении
овец и пальм.
Слайд 16

Слайд 17

Христос – Добрый Пастырь Мозаика из Равенны, мавзолей Галлы Плацидии, 6в.

Христос – Добрый Пастырь

Мозаика из Равенны, мавзолей
Галлы Плацидии, 6в.

Слайд 18

В. Христос – Агнец Божий Символическое наименование Иисуса Христа, принесшего Себя

В. Христос – Агнец Божий
Символическое наименование Иисуса Христа, принесшего Себя в

жертву для спасения человека.
В ветхозаветные времена, ягненка приносили в жертву для очищения народа от грехов.
Слайд 19

В. Христос – Агнец Божий

В. Христос – Агнец Божий

Слайд 20

Г. Христос - Орфей Ранние христиане сближали сладкоголосого Орфея с Христом,

Г. Христос - Орфей

Ранние христиане сближали
сладкоголосого Орфея с Христом, который,


подобно легендарному певцу, привлекал
к себе живность, прекращавшую враждовать,
дабы выслушать очередную проповедь.
Слайд 21

Д. Христос - Праведное солнце (Христос – др. гр. бог солнца - Гелиос)

Д. Христос - Праведное солнце
(Христос – др. гр. бог солнца -

Гелиос)
Слайд 22

Е. Хризма

Е. Хризма

Слайд 23

Е. Хризма – Монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных

Е. Хризма – Монограмма имени Христа,
которая состоит из двух начальных греческих

букв имени Христа
(греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ и Ρ, скрещённых между собой.
По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω.
Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.»,
Слайд 24

В 692г. постановлениями Трулльского собора аллегорические изображения Христа были запрещены. Отныне

В 692г. постановлениями
Трулльского собора
аллегорические изображения Христа были запрещены.
Отныне возбраняется

делать символические изображения Спасителя; поскольку Христос воплотился, реально явился на земле, то и изображения Его должны быть реалистическими, в образе человека, а не символическими, например, в образе Агнца Божия или ином.
Слайд 25

Иконография Христа А. Спас Нерукотворный Б. Христос Пантократор В. Спас на

Иконография Христа

А. Спас Нерукотворный
Б. Христос Пантократор
В. Спас на престоле, Спас в

силах
Г. Деисус
Д. Спас Эммануил
Слайд 26

А. Спас Нерукотворный - отпечаток лика Христа на ткани.

А. Спас Нерукотворный - отпечаток лика Христа на ткани.

Слайд 27

Слайд 28

Плат св. Вероники

Плат св. Вероники

Слайд 29

Царь Авгарь послал художника нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец

Царь Авгарь послал художника
нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец

не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему
лицу, напечатлел на куске материи
Свой образ.
Слайд 30

Погребение Христа

Погребение Христа

Слайд 31

Туринская плащаница христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию,

Туринская плащаница

христианская реликвия,
четырёхметровое льняное полотно,
в которое, по преданию,
Иосиф из

Аримафеи завернул тело
Иисуса Христа после его крестных
страданий и смерти.
Сейчас хранится в соборе
Св. Иоанна Крестителя в Турине.
Слайд 32

Б. Христос Вседержитель или Пантократор (греч. — всевластный) представляет Христа как

Б. Христос Вседержитель или Пантократор
(греч. — всевластный) представляет Христа как

Небесного Царя и Судию.
Спаситель может изображаться
в рост, сидя на троне, по пояс,
или огрудно. В левой руке свиток
или Евангелие, правая обычно в
благословляющем жесте.
Слайд 33

Пантократор В рост – Сидящий на троне Пантократор Поясное изображение

Пантократор
В рост – Сидящий на троне
Пантократор
Поясное изображение

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Спас в рост

Спас в рост

Слайд 37

В. Спас на Престоле Спас в Силах

В. Спас на Престоле

Спас в Силах

Слайд 38

Спас в Силах Эта икона имеет много общего с Пантократором и

Спас в Силах

Эта икона имеет много общего с
Пантократором и Спасом

на престоле,
но отличается более сложной
символикой.
Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами.
Красный квадрат - это символ земли.
По четырем концам квадрата можно
найти изображения ангела (человека),
льва, тельца и орла. Это символы
евангелистов (соответственно
Матфея, Марка, Луки и Иоанна),
разносящих спасительное учение во все концы света.
Поверх красного квадрата написан
синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы –
силы небесные (отсюда название – Спас в Силах).
Иконография иконы опирается в основном
на Откровение Иоанна Богослова;
образ показывает Христа таким, каким
Он явится в конце времен.
Слайд 39

Спас оплечный (Спас оглавный)

Спас оплечный
(Спас оглавный)

Слайд 40

Г. Деисус (Моление Христу) Икона или группа икон, имеющая в центре

Г. Деисус
(Моление Христу)

Икона или группа икон, имеющая в
центре Христа

Пантократора, а справа
и слева от него соответственно —
Богоматери и Иоанна Крестителя,
представленных в традиционных жесте
молитвенного заступничества.
Может включать в себя аналогичные
изображения апостолов, св. отцов,
св. мучеников и пр.
Слайд 41

Д. Спас Эммануил Христос - мальчик.

Д. Спас Эммануил
Христос - мальчик.

Слайд 42

Ветхий Денми — изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца. Эпитет

Ветхий Денми
— изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца.
Эпитет «Ветхий деньми»,

как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий денми; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан. 7:9).
Слайд 43

Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа в ангельском

Спас Благое Молчание —
иконографический тип изображения
Иисуса Христа в ангельском

чине,
до воплощения, в виде
Безбородого Юноши с крыльями
за спиной, в белой далматике с
широкими рукавами, кайма и пояс
которой украшены жемчугом.
Руки сложены крест-накрест и
прижаты к груди как при причастии.
Свиток или книга принципиально
отсутствуют. Нимб еще не
крестчатый, а подобен
восьмиконечной звезде
(единственный иконографический
тип изображения Христа с нимбом
Господа Саваофа).
Звезду образуют два квадрата,
один из которых обозначает
Божественность Творца-Вседержителя,
другой знаменует собой мрак
непостижимости Божества.
Слайд 44

Спас Лоза Истинная (Виноградная лоза) - редкий иконографический тип, изображающий Христа

Спас Лоза Истинная
(Виноградная лоза)
- редкий иконографический тип,
изображающий Христа
в соответствии

с евангельскими
словами: «Я есмь истинная
виноградная лоза, а Отец Мой
— виноградарь» (Ин. 15:1),
«Аз есмь лоза,
вы же гроздие» (Ин. 15:5).
Слайд 45

Всевидящее Око — состоит из 4 концентрических кругов. От меньшего центрального

Всевидящее Око
— состоит из 4 концентрических
кругов. От меньшего центрального


круга исходят четыре луча. Внутри
изображение благословляющего Христа.
Надпись на окружности: «Очи мои на
верным земли посадити и с собою».
Второй круг изображает лицо с 4-ми
глазами. Надпись на окружности:
«Величит душа моя Господа и
возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».
Над третьим кругом возвышается
Богородица. Надпись на окружности:
«Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблуждшим благоразумия просвещение
подавая».
Четвертый круг изображает
звездное небо. Над изображением
Богородицы возвышается изображение
благословляющего обеими руками Саваофа
с нимбом в виде восьмиконечной звезды.
Вокруг него окружность с надписью:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф,
исполнь небо и земля славы Твоея».
В концах 4 лучей, исходящих из меньшего круга изображения 4 крылатых животных с нимбами (орел, телец, лев, человек) - символ 4 евангелистов.
Слайд 46

Спас Недреманное Око (Христос Анапесон) — особый иконографический тип, представляющий Христа

Спас Недреманное Око
(Христос Анапесон)
— особый иконографический тип,
представляющий Христа

в виде
отрока, диагонально возлежащего
на ложе с открытыми глазами,
подперев правой рукой голову.
Ему предстоят Богородица и Ангел,
над ложем — летящий ангел с
орудиями страстей.
В качестве фона чаще всего
используется цветущий сад.
Икона появилась в ХIV в.
на горе Афон.
Слайд 47

Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе:

Не рыдай Мене, Мати…
— иконографическая композиция,
представляющая Христа во гробе:


обнажённое тело Спасителя
наполовину погружено в гроб,
голова приопущена, глаза закрыты,
руки сложены крест-накрест.
За спиной Христа крест,
часто с орудиями страстей.
Слайд 48

Царь Славы (Христос во гробе)

Царь Славы
(Христос во гробе)

Слайд 49

Спас Великий Архиерей символическое изображение Христа в образе Священника.

Спас Великий Архиерей символическое изображение
Христа в образе Священника.

Слайд 50

Царь царей — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр. 19:11-17),

Царь царей
— особый эпитет Христа,
заимствованный из Апокалипсиса
(Откр. 19:11-17), а

также
иконографический тип,
изображающий Иисуса Христа как
«Царя царствующих и Господа
господствующих» (1Тим. 6:15).
Самостоятельные иконы
Царя царем встречаются редко,
чаще подобные изображения
входят в состав особой деисусной
композиции.
Обычно Христос изображается
в окружении мандорлы,
в царском одеянии, со множеством
диадем на голове, образующих
тиару, со скипетром,
завершающимся крестом,
в левой руке, от левого плеча в
сторону («из уст») направлен меч.