Оппозиции в искусстве

Содержание

Слайд 2

Свобода – Насилие Андалузский пёс(1929) - Свобода самовыражения авторов - Свобода

Свобода – Насилие

Андалузский пёс(1929) - Свобода самовыражения авторов - Свобода мысли и

образов, сознания - Свобода от традиций - Тотальная внутренняя свобода - Свобода ассоциаций - Иррациональность человека как свобода от реальности - Свобода от табу - Свобода от христианской морали
- Эстетизация насилия через коллаж и внешнее подобие - Насилие как инстинкт (Ницше) Свобода – это лишь право субъекта на подчинение биологическим процессам либо существует свобода от «греха» и современных этических норм? Преодоление абсурда через убийство и самоубийство. (Камю «Миф о Сизифе») Запрет – это насилие?
Слайд 3

Свобода – Насилие Твин Пикс (1990-1991, 2017) - Свобода от ответов

Свобода – Насилие

Твин Пикс (1990-1991, 2017) - Свобода от ответов на вопросы -

Свобода в сюрреалистичности повествования - Свобода от телевизионных клише - Свобода нарратива - Концептуализация насилия в структуре повседневности - Событие о насилии превалирует над самим насилием - Факт насилия – больше не опыт, а знание - Насилие нарративно, а не бессмысленно - Противопоставление центрального события о насилии к бытовому насилию: сюрреализм убийства Лоры Палмер и профанирование других убийств. - Насилие как объект исследования
В чём связь насилия с потерей субъектности?
Слайд 4

Свобода – Насилие В какой-то степени насилие по Бунюэлю можно противопоставить

Свобода – Насилие

В какой-то степени насилие по Бунюэлю можно противопоставить насилию

по Линчу. Насилие как выражение чистого эмоционального опыта против насилия как двигателя к познанию. Свобода же в Твин Пике и в Андалузском псе уподобляется в вопросах иррациональности человека, но расходится в пределах свободы.
Слайд 5

Социализация – Индивидуализация Соцреализм (Дейнека, Пименов) - Стремление к регуляции норм,

Социализация – Индивидуализация

Соцреализм (Дейнека, Пименов) - Стремление к регуляции норм, правил и

эталонов - Развитие личности как процесс внешнего вмешательства - Игнорирование индивидуального труда - Работа на благо социума превалирует - Культ труда на благо социума и оптимизм - Уход от субъектности, личное приносится в жертву работе - Образ героя-творца неотъемлем от социума Юрий Пименов. Стремление к индивидуализации жизни в рамках советского социума: «Женщина в гамаке», «Новый год».
Слайд 6

Социализация – Индивидуализация Дадаизм (Дюшан, Эрнст, Рэй, Хаусман) - Конфликт социализации

Социализация – Индивидуализация

Дадаизм (Дюшан, Эрнст, Рэй, Хаусман) - Конфликт социализации и индивидуализации,

доходящий до абсурда - Человек – это кофемолка - Механизация социума – объединение творческих личностей - Торжество идиотизма - Коллаж как выражение системной разнородности - Торжество цинизма
Слайд 7

Повторение – Неповторимое К. Малевич «Чёрный квадрат», «Красный квадрат», «Белое на

Повторение – Неповторимое

К. Малевич «Чёрный квадрат», «Красный квадрат», «Белое на белом».

- Квадрат чёрного цвета рисовали и до него. Последнее, что рушится – это форма. - Социокультурный контекст, в который положен смысл триады К. Малевича, а это искусство и культура начала XX века, был неповторим. - «Переход за ноль» - Чёрный квадрат как базовая форма искусства, супрематическая клетка - Начало и конечность формы, идея «не смысла». Радикальный манифест. Несомненно, в рамках этой идеи может появиться нечто повторимое, но социокультурный контекст уже будет иным.
Слайд 8

Инновация – Традиции Donna Summer «I feel love» (1977) - Один

Инновация – Традиции

Donna Summer «I feel love» (1977) - Один из

первых мировых хитов, где не использовались живые инструменты, и первая песенная композиция в этом статусе. - При этом: пульсация и акцент на инстинктивность как возврат к первобытной традиции восприятия. Adele «Rolling in the deep» (2011) - Продолжение и фактическое воспроизведение традиций классического соула. - Инновация музыкальной культуры XXI века в том, что она стала средоточием и новой рефлексией музыкальных жанров прошлого.
Слайд 9

Единообразие – Многообразие Фовизм. Анри Матисс «Красные рыбки» (1911) - Предметное

Единообразие – Многообразие

Фовизм. Анри Матисс «Красные рыбки» (1911) - Предметное многообразие и

красочность - Целостное отображение контрастных и ярких тонов - Противостояние монотонному единообразию неоимпрессионизма
Слайд 10

Единообразие – Многообразие Пуантилизм, «Воскресный день на острове Гранд - Жатт»

Единообразие – Многообразие

Пуантилизм, «Воскресный день на острове Гранд - Жатт» (1884-1886),

Жорж Сёр - Единообразие живописной манеры - Равновесие горизонтали и вертикали - Торжество точек разных цветов как выражение единообразия
Примечание: Средневековая портретная живопись в своё время стремилась выразить многообразие, существующее в единообразии
Слайд 11

Закономерный результат – Ситуативная случайность Абстрактный экспрессионизм, Джексон Поллок «Водяные пути»

Закономерный результат – Ситуативная случайность

Абстрактный экспрессионизм, Джексон Поллок «Водяные пути»
- Случайность

или закономерный результат? - Мазки художника были направлены намеренно либо с эффектом случайности попадали на бумагу? - Случай как магия, преодоление сознательной воли (Рихтер)