Иконопись Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Что же такое икона? ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ),

Что же такое икона?

ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное

изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание.
Слайд 3

Как писали иконы на Руси Иконопись в Древней Руси была делом

Как писали иконы на Руси Иконопись в Древней Руси была делом священным.

Строгое следование каноническим предписаниям, с одной стороны, обедняло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения иконописца, так как иконография образа, как правило, была уже задана, но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными изобразительными средствами. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма. При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.
Слайд 4

Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из

Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из

липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны. Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным. Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.
Слайд 5

Пименовская Богоматерь. Византийская икона. Получила название по имени митрополита Пимена, который

Пименовская Богоматерь. Византийская икона. Получила название по имени митрополита Пимена, который

в конце 14 века привез ее на Русь из Константинополя.
Слайд 6

Богоматерь с младенцем. Алексей Колмогоров. Икона из иконостаса Троицкого собора в Великом Устюге. 1778 год

Богоматерь с младенцем. Алексей Колмогоров. Икона из иконостаса Троицкого собора в

Великом Устюге. 1778 год
Слайд 7

«Устюжское Благовещение». Икона 12 в. Третьяковская галерея

«Устюжское Благовещение». Икона 12 в. Третьяковская галерея

Слайд 8

ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница), знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском

ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница), знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском

мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi — указывающие путь
Слайд 9

Умиление. Новгородская иконописная школа. Рубеж 12-13 веков. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Умиление. Новгородская иконописная школа. Рубеж 12-13 веков. Хранится в Успенском соборе

Московского Кремля.
Слайд 10

Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре. Мозаика. Начало 14 в. Константинополь.

Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре. Мозаика. Начало 14

в. Константинополь.
Слайд 11

Омовение ног. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

Омовение ног. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

Слайд 12

Распятие. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

Распятие. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

Слайд 13

Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия.

Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия.

Слайд 14

Икона «Троица» В к. XIV — н. XV в. Рублев

Икона «Троица» В к. XIV — н. XV в. Рублев

Слайд 15

Феофан Грек (1340-1410) — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и

Феофан Грек (1340-1410) — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер

монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь возрасте 35—40 лет вместе с митрополитом Киприаном. В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице еофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.
Слайд 16

Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был

Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был

послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен. В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.