Иконопись. Палехская школа иконописи

Содержание

Слайд 2

Иконопись Конец 17 века – возникновение палехской школы иконописи 18 век

Иконопись

Конец 17 века – возникновение палехской школы иконописи
18 век – расцвет
В

основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15—16 вв
Влияние новгородского стиля, стогановской школы, западноевропейского искусства и русской академической школы
Конец 18 в. – «Фряжская» манера письма

Акафист Спасителю. Конец XVIII в.

Слайд 3

Не рыдай мене, мати. 1769, Илья Балякин. Одна из первых икон

Не рыдай мене, мати. 1769, Илья Балякин.
Одна из первых

икон фряжского стиля

Иоанн Предтеча.
Ангел пустыни со сценами жития. XVIII в

Слайд 4

Благовещение. Вторая половина XIX в. Чудо Георгия о змие. Сер. XVIII в.

Благовещение. Вторая половина XIX в.

Чудо Георгия о змие. Сер. XVIII в.

Слайд 5

Иоанн Предтеча. XVIII в. Иоанн Предтеча в пустыне. 1806

Иоанн Предтеча. XVIII в.

Иоанн Предтеча в пустыне. 1806

Слайд 6

Александр Кузнецов "Воскресение Христово", 1898

Александр Кузнецов "Воскресение Христово", 1898

Слайд 7

Парилов И.И. Николай Чудотворец. Конец XVIII - начало ХIХ в. Парилов

Парилов И.И. Николай Чудотворец. 
Конец XVIII - начало ХIХ в.

Парилов М.П. Николай Чудотворец. 
Конец

ХIХ в
Слайд 8

Первый опыт палехских иконописцев в монументальной живописи - роспись Крестовоздвиженского храма

Первый опыт палехских иконописцев в монументальной живописи - роспись Крестовоздвиженского храма

в Палехе, выполненная в 1807 году в технике фрески.
Слайд 9

20 век В начале 20 века иконописный промысел практически прекращается 1918

20 век

В начале 20 века иконописный промысел практически прекращается
1918 - бывшие

палехские иконописцы основали "Художественно-декоративную артель"
1923 - дата рождения палехской миниатюры
У истоков создания нового промысла стояли И.И. Голиков, И.В. Маркичев, И. Баканов и И. Вакуров.

И. В. Маркичев, 1935 год

И. И. Голиков 1935 год

Слайд 10

Технология изготовления лаковой миниатюры Раскрой картона. Из листов древесного картона вырезаются

Технология изготовления лаковой миниатюры

Раскрой картона.
Из листов древесного картона вырезаются формы

нужного размера в виде пластин или лент.

Пластины картона смазываются мучным клейстером и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3-15 дней.

После просушки заготовки пропитываются подогретым льняным маслом (поэтому и используется мучной клейстер, т.к. он, в отличие от других клеев, пропускает масло). В чане с маслом заготовка находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C.

Слайд 11

Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают. Потом

Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают.

Потом

заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Столяр обрабатывает заготовку напильником...

Круглые изделия доводятся на токарном станке.

Дно изделий изготавливается отдельно, вклеивается на своё место и подгоняется рубанком.

Слайд 12

Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге... ...и, наконец, доводят наждачной щёткой.

Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге...

...и, наконец, доводят наждачной щёткой.

На

этом работа столяра ещё не заканчивается. Для шкатулок требуется изготовить миниатюрные шарниры, навески и замки...

...почти незаметно вделать их...

Слайд 13

.и тщательно закрепить в изделии. Грунтовки и шпатлёвки изготавливаюся вручную с

.и тщательно закрепить в изделии.

Грунтовки и шпатлёвки изготавливаюся вручную с

применением традиционных приспособлений.

Приготовленная из красной глины, масла и сажи шпатлёвка пропускается через краскотёрку.

На изделие шпатлёвка наносится стальным шпателем.

Слайд 14

После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. Внешняя

После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером.

Внешняя

сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком №42 (ранее использовался масляный лак с сажей).

Изнутри изделия раньше покрывались масляным лаком с киноварью (3-4 слоя с промежуточной просушкой различной длительности). В настоящее время для этого применяется красная эмаль №223.

Последняя операция перед росписью - на изделие снаружи и изнутри в несколько слоёв (до семи) наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый палехскими мастерами по особым рецептам. В настоящее время используется лак промышленного производства марки 4С (ПФ-283)

Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C.

Слайд 15

Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа палехского художника начинается с

Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа палехского художника начинается с

приготовления краски.

Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса.

Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.

Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.

Слайд 16

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники

тоже изготавливают сами). Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).

По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция - 10 листов 12х7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. В качестве связующего в этом случае используется гуммиарабик. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания.

Слайд 17

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для

этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Слайд 18

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый

номер полуфабриката, знак copyright ©, авторская подпись с указанием места (Палех), даты изготовления (год), автографа (фамилия и инициалы). С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись "Made in USSR", которая в 1992 году сменилась на "Made in Russia". Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак: на работах "Товарищества Палех" - жар-птица, на вещах "Объединения мастеров Палеха" - перо жар-птицы (1989-1991) и жар-птица (с 1991). В каждой организации к работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Слайд 19

Чалунин Павел Федорович. 1918 - 1980 Бой Челубея с Пересветом. Шкатулка.

Чалунин Павел Федорович. 1918 - 1980
Бой Челубея с Пересветом. Шкатулка. 1945
Папье-маше,

темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7
Слайд 20

Котухина Анна Александровна. 1915 г. р. Слово о полку Игореве. Крышка

Котухина Анна Александровна. 1915 г. р.
Слово о полку Игореве. Крышка ларца.

1956
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19
Слайд 21

Голиков Н.И. Фауст. Шкатулка. 1957 Папье-маше, темпера, золото, лак

Голиков Н.И. Фауст. Шкатулка. 1957 Папье-маше, темпера, золото, лак

Слайд 22

Ливанова Ирина Вадимовна. 1937 г. р. Швея. Пудреница. 1992

Ливанова Ирина Вадимовна. 1937 г. р.
Швея. Пудреница. 1992

Слайд 23

Слайд 24

Ливанова Ирина Вадимовна. 1937 г. р. Зотов Вадим Григорьевич. 1936 г. р. У родника. Пластина. 1992

Ливанова Ирина Вадимовна. 1937 г. р. Зотов Вадим Григорьевич. 1936 г.

р.
У родника. Пластина. 1992
Слайд 25

Жиряков Алексей Евгеньевич, родился в 1974

Жиряков Алексей Евгеньевич, родился в 1974 

Слайд 26

Жиряков Алексей Евгеньевич, родился в 1974

Жиряков Алексей Евгеньевич, родился в 1974 

Слайд 27

Зиновьев Николай Михайлович. 1888 - 1979 Папье-маше, темпера, золото, лак. 7,5 х 11 х 2,3

Зиновьев Николай Михайлович. 1888 - 1979
Папье-маше, темпера, золото, лак. 7,5 х

11 х 2,3
Слайд 28

Ватагин Алексей Иванович. 1881 - 1947 Гусляр. Пудреница. 1932

Ватагин Алексей Иванович. 1881 - 1947
Гусляр. Пудреница. 1932

Слайд 29

Котухин Александр Васильевич. 1886 - 1961 Сказка о царе Салтане. Крышка ларца. 1934

Котухин Александр Васильевич. 1886 - 1961
Сказка о царе Салтане. Крышка ларца.

1934
Слайд 30

Баканов И.М. "Хохломские мастера за росписью деревянных изделий". 1929, панно

Баканов И.М. "Хохломские мастера за росписью деревянных изделий". 1929, панно

Слайд 31

Голиков И.И. "Хоровод". 1929, панно

Голиков И.И. "Хоровод". 1929, панно

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34