- Главная
- Культурология
- Искусство древней Греции. Микенский период XVI–XII век до н.э
Содержание
- 2. История Древней Греции делится на несколько основных периодов: Период минойского Крита (крито-минойская культура): XXX – XV
- 3. Из «Истории западной философии» Б. Рассела: До своей гибели минойская культура распространилась (около 1600 года до
- 4. В то время как европейские ученые усердно занимались раскопками в Египте и в Передней Азии, археология
- 5. В 1882 году Шлиман приобрел чрезвычайно ценного помощника в лице архитектора и археолога Дерпфельда, который постарался
- 6. Ученые выделяют несколько археологических культур, входивших в древнейшую культуру эгейского бассейна: минойская (остров Крит), кикладская (на
- 7. Историю ранних Микен нам открывают гробницы, обнаруженные Генрихом Шлиманом. После раскопок Трои Шлиман решил исследовать Микены
- 8. Шлиман начал раскопки акрополя и обнаружил захоронение явно очень знатных людей. Археолог был уверен, что нашел
- 9. Шлиман открыл 6 гробниц. В них было захоронено 19 человек. Глубина похоронных камер достигала нескольких метров,
- 10. В самих гробницах было обнаружено 15 кг золотых изделий, оружие и посуда. Усопшие были практически засыпаны
- 11. В одной из масок Шлиман «узнал» Агамемнона. Тогда он и не догадывался, что маска была сделана
- 12. Золотые маски из Микен. XVI век до н. э.
- 13. Все предметы, найденные Шлиманом в шахтовых захоронениях, относятся к раннему периоду микенской культуры и могут быть
- 14. Золотой ритон из Микен в виде головы льва. XVI век до н. э. Торе́втика (от греч.
- 15. Большой интерес представляют ножны, найденные в шахтовых гробницах. На этих ножнах с одной стороны изображена охота
- 16. Миниатюрные картины, подобные той, что мы видим на этих микенских ножнах, создавались при помощи сложной техники,
- 17. На ножнах, найденных в Микенах и захоронениях в Мирсинохори близ Пилоса, встречаются сюжеты с наутилусами и
- 18. Перстни-печати, найденные в шахтовых захоронениях, также похожи на критские. Но сюжеты, изображённые на них, не характерны
- 19. Сюжеты, связанные с охотой на льва, и особенно печать с изображением схватки мужчины со львом адресуют
- 20. Деревянная шестиугольная шкатулка с золотыми пластинами. XVI век до н. э. К изделиям микенских мастеров, подражавших
- 21. Шлиман, будучи уверенным в том, что в Микенах он нашел остатки царства Агамемнона, пытался буквально опознать
- 22. Как уже говорилось, на лица усопших правителей Микен древние ахейцы клали золотые маски. К головам же
- 23. Ювелирные украшения из шахтовой гробницы IV и V некрополя Микен. XVI век до н.э.
- 24. Золотые кубки, найденные при раскопках в деревне Вафио (в 6 км от Спарты). XVI век до
- 25. ПЕРИОД РАСЦВЕТА МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ: XV–XIII ВЕК ДО Н. Э. Центрами микенской культуры, как и на Крите,
- 26. Главный вход в Микены проходил через уже упоминавшиеся знаменитые Львиные ворота. Над воротами находится рельеф, исполненный
- 27. Львы на воротах в Микенах Значение изображения на Львиных воротах не вызывает сомнений. Львы были животными,
- 28. Центральной точкой дворца в Микенах, как и в других дворцах того периода, был мегарон (от др.-греч.
- 29. Мегарон в Микенах Мегарон в Пилосе
- 30. Со временем микенские дворцы росли, а микенские правители становились всё богаче. Шахтовые захоронения уже не устраивали
- 31. К входу гробницы Атрея ведёт длинный коридор- дромос, облицованный камнем. Длина дромоса составляет 36 метров Вход
- 32. Согласно мифу, Атрей являлся сыном Пелопса и внуком Тантала. После смерти бездетного царя Микен Эврисфея, гонителя
- 33. Также в районе Микен были найдены захоронения, получившие название гробниц Клитемнестры и Эгисфа. Клитемнестра была сестрой
- 34. Города микенского периода были возведены их строителями в XIV–XIII веках до н.э. Из всех руин этих
- 35. Тиринф был, прежде всего, мощной крепостью. Даже развалины его стен возвышаются более чем на 7 метров
- 36. Как и в любой крепости, в Тиринфе был потайной ход, выход из которого был в 20
- 37. 1. пропилеи дворца 2. внутренний двор 3. помещение «архива» 4. продомос 5. большой мегарон 6. помещения
- 38. Ванна со спиральным рисунком. Дворец в Пилосе Как и на Крите, в микенских дворцах мы встречаем
- 39. Купольная гробница недалеко от дворца. Пилос К большому мегарону пилосского дворца примыкали два длинных коридора. В
- 40. Линейное письмо Б. Табличка из Пилоса Таблички, найденные в царском архиве Пилоса, были написаны так называемым
- 41. Устройство микенского общества Расцвет микенской Греции приходится на XV–XIII века до н.э. В это время здесь
- 42. Достаточно часто в табличках Пилоса упоминается о рабах. В основном это были женщины и дети, занятые
- 43. Божественный младенец и кормилицы. Скульптурная группа из Микен. XV—XIV век до н. э. Классический пантеон греческих
- 44. В списке богов, упоминаемых в табличках, встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида и Гермес. Нет упоминаний
- 45. Статуэтка из Герайона (святилища Геры) в Просимне, неподалеку от Аргоса. XV век до н.э. В микенских
- 46. Статуя богини или жрицы из микенского святилища в Агиа Ирини. XIII век до н. э. Покровительницей
- 47. Встречается в микенских табличках и неоднократное упоминание богини Ма, что опять же адресует к культу Великой
- 48. При раскопках микенских поселений было обнаружено, помимо керамики, множество металлических изделий высокого художественного уровня – оружие,
- 49. Микенские изображения Богини-Матери иногда почти полностью копируют минойские. Оттиск печати с Крита. Исследователь минойского Крита Артур
- 50. Стены микенских дворцов были украшены фресками. Лучше всего они сохранились в Тиринфе. Удалось также реставрировать и
- 51. Два воина на колеснице, в шлемах из клыков кабана. Фреска из Пилоса. Ок. 1350 г. до
- 52. «... И покрыл его голову кожаным шлемом, Крепко внутри он сплетен был из многих ремней, а
- 53. На одной из фресок из дворца в Тиринфе кабан, преследуемый тремя собаками, несётся во весь опор.
- 54. В этой фреске исследователи видят отзвук легенд о мифическом певце Орфее, очаровывавшем своей игрой и пением
- 55. Охотник и олень Фреска из дворца в Пилосе
- 56. Фреска, изображающая отражение атаки варваров. Пилосский дворец. XIII век до н.э. В Пилосе сохранилась фреска с
- 57. Стены «мегарона царицы» дворца в Пилосе были покрыты росписью, сильно пострадавшей от пожара. Судя по фрагментам
- 58. Во дворце в Пилосе в небольшой комнате, отделенной от малого мегарона проходом, хорошо сохранилась роспись пола:
- 59. Дворец Пилоса. Тронный зал. Реконструкция Ворота Сфинксов, дворец в Пилосе. Фреска, сохранившаяся на одной из стен
- 60. Гребешок. Изображение с обеих сторон. Сфинксы – крылатые львы с женским лицом. XIV–XIII век до н.
- 61. При раскопках микенских дворцов было найдено достаточно большое количество посуды. В раннемикенский период сосуды украшались либо
- 62. Кратер с изображением воинов из «дома кратера воинов» в Микенах. XIII век до н. э. На
- 63. Кратер с изображением выезда на колеснице («кратер Зевса») из Энкоми. XIII век до н. э. Предполагают,
- 64. Сосуд из страусиного яйца. XIV–XIII век до н. э. Ритуальный сосуд в форме обуви. XIV–XIII век
- 65. В микенский период создавалась и скульптура. На настоящий момент уже найдено достаточно много экспонатов. Однако долгое
- 66. На рубеже XIII–XII веков до н.э. на территорию Греции вторглись дорийские племена, уничтожившие многие микенские города
- 68. Скачать презентацию
История Древней Греции делится на несколько основных периодов:
Период минойского Крита
История Древней Греции делится на несколько основных периодов:
Период минойского Крита
Период Ахейской (Микенской) Греции: XVII–XII вв. до н.э.
В связи с вторжением племени ахейцев происходит упадок Минойской культуры. Формируется Микенская культура.
Гомеровский период : XI – VIII вв. до н. э.
Это период «темных веков», порожденных вторжением в Грецию с севера еще более дикого племени дорийцев. Постепенно греки переходят от родовой общины к классовому обществу. Слагаются гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Архаический период: VII – VI вв. до н. э.
Классический период: V в. до н. э. – последняя треть IV в. до н. э.
Этот важнейший для Древней Греции период заканчивается с наступлением глубокого кризиса рабовладельческого общества.
Эллинистический период: последняя треть IV – I вв. до н. э.
Завоевания Александра Македонского раздробили Грецию, ее территории вошли в состав империй, созданных наследниками завоевателя. При этом греческая культура распространяется на Восток.
Из «Истории западной философии» Б. Рассела:
До своей гибели минойская культура распространилась
Из «Истории западной философии» Б. Рассела:
До своей гибели минойская культура распространилась
В истории микенцев имеется много неопределённого. Обязаны ли они своей цивилизацией завоеванию их критянами? Говорили ли они по-гречески или принадлежали к местной, более древней расе? На эти вопросы невозможно дать определённого ответа, но в целом кажется вероятным, что они были завоевателями, говорившими по-гречески, и что по крайней мере аристократия состояла из белокурых завоевателей с севера, принёсших с собой греческий язык. Греки пришли в Грецию тремя последовательными волнами: сперва ионийцы, за ними ахейцы, а последними дорийцы. Ионийцы, хотя и были завоевателями, по-видимому, усвоили критскую культуру довольно полно, как позднее римляне усвоили греческую цивилизацию. Но они были разогнаны и почти целиком изгнаны своими преемниками — ахейцами. Из хеттских табличек, найденных при городе Богаз-Кой, известно, что ахейцы создали большую организованную империю в XIV веке до н. э. Микенская цивилизация, ослабленная войной ионийцев и ахейцев, была практически разрушена дорийцами — последними греческими завоевателями. Если прежние завоеватели в основном усваивали минойскую религию, то дорийцы сохранили исконную индоевропейскую религию своих предков. Религия микенских времён тем не менее продолжала существовать, особенно среди низших классов. Поэтому религия классической Греции оказалась смесью двух религий. На самом деле некоторые из классических богинь были микенского происхождения.
...[Эта] цивилизация погибла ... приблизительно в то время, когда ... железо вытеснило бронзу [, а ] морское превосходство на некоторое время перешло к финикийцам.
В течение последнего периода микенской эпохи и после её гибели некоторые из завоевателей оседали и становились землевладельцами, тогда как другие устремлялись дальше, сперва на острова и в Малую Азию, а затем на Сицилию и в Южную Италию, где они основывали города, живущие морской торговлей. Именно в этих приморских городах греки впервые сделали качественно новый вклад в цивилизацию; первенство же Афин пришло позднее, а когда оно наступило, то также было связано с морским могуществом.
Микенская (Ахейская) культура
В то время как европейские ученые усердно занимались раскопками в Египте
В XIX в. Микенская культура стала достоянием всего человечества благодаря Генриху Шлиману. Археолога-самоучку Шлимана воодушевила на его поиски любовь к великим произведениям Гомера. Шлиман решил произвести тщательные раскопки в Троаде, расположенной на северо-западе Малой Азии. 22 августа 1868 года Шлиман писал отцу: «В апреле следующего года я обнажу весь холм Гиссарлык, ибо уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои». В 1871 году в поисках подлинной Трои Гомера Шлиман зарылся на середине холма слишком глубоко и своей вертикальной шахтой уничтожил значительную часть промежуточных слоев. Опираясь на литературное предание о том, что ахейцы сожгли Приамов город, он остановился лишь на том слое, где обнаружились следы гибели поселения от большого пожара. Но Шлимана не могло не смущать то обстоятельство, что обнаруженный им дворец был очень невелик размером, а крепостные стены – сложены из мелкого камня и необожженной глины.
В 1874 году Шлиман направился в европейскую Грецию, чтобы исследовать Микены – воспетую Гомером столицу Агамемнона в Арголиде. Здесь раскопки оказались гораздо удачнее. Шлиман сразу напал на шахтовые гробницы. В них оказалось гораздо больше золота, чем в Трое, и притом более изящной, тонкой работы. Шлиман остался при убеждении, что им открыты усыпальницы дома Атридов и даже скелет самого Агамемнона. Однако на деле в Микенах Шлиман ушёл хотя и не настолько глубоко, как в Трое, но все же тоже на три столетия глубже описанных в «Илиаде» событий.
Генрих Шлиман
1822–1890
История открытия Микенской культуры
В 1882 году Шлиман приобрел чрезвычайно ценного помощника в лице архитектора
В 1882 году Шлиман приобрел чрезвычайно ценного помощника в лице архитектора
Вскоре в Микенах открытия Шлимана были дополнены также новыми находками греческого ученого Цунда, который перенес потом свою деятельность в Фессалию.
Были сделаны открытия и в Лаконии: недалеко от Вафио и Амикл, на так называемом Менелаевом холме, открыли город, современный Микенам, место которого потом заступила Спарта.
Вся Греция оказалась усеянной старинными приморскими замками, принадлежавшим богатым вождям. Первые раскопки производились в местах, ознаменованных в позднейшей истории классической Греции или упомянутые в эпосе. Казалось, открытые памятники не намного отстают от исторически известного времени; казалось, найдено в буквальном смысле слова «Гомеровское» искусство.
Однако, как ни настаивали на совпадении раскопок с Гомером Шлиман, Дерпфельд и примкнувшие к ним филологи, предметы давали другую картину, во многом расходившуюся с описаниями эпоса. Больше всего бросалось в глаза несоответствие в погребальных обычаях. В то время, как у греков Троянской войны, согласно рассказу Гомера, было в обычае сжигать трупы на костре, а пепел, собранный в урну, помещать под курганом, микенские гробницы обнаружили приемы тщательного погребения тела, с маской из тонкого листового золота, наложенной на лицо. Один и тот же народ не мог одновременно держаться столь разных обычаев.
Раскопки открыли эпоху и быт, лежавшие весьма далеко позади Гомера. В гомеровском эпосе содержатся мотивы куда более древних сказаний из эпохи, предшествовавшей дорийскому нашествию. В поэмах Гомера, составленных около VIII века до н. э., воспеваются подвиги ахейских воителей, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Ввиду того, что в гомеровском эпосе Микены играют очень важную роль и ввиду того также, что в Микенах были найдены наиболее выдающиеся памятники греческого бронзового века, всю культуру этой эпохи стали называть «микенской».
Археологи также открыли на островах Эгейского моря, на Кикладах, новую разновидность средиземноморской бронзовой культуры, вне всякого сомнения находившейся в известной зависимости то от Крита, то от материка, и все же по существу от них отличной. Таким образом, рядом с критской и микенской культурой определилось существование особой «кикладской» культуры. Весь комплекс смежных культур бронзового века получил общее название «Эгейской» культуры.
История открытия Микенской культуры (продолжение)
Ученые выделяют несколько археологических культур, входивших в древнейшую культуру эгейского бассейна:
Проживавшие на территории эгейского мира в XXX–XХI вв. до н. э. пеласги, лелеги и карийцы были совсем иного этнического происхождения, чем позднейшие обитатели Греции.
Возникновение Микенской культуры связано с появлением на территории Греции новой народности –племени ахейцев, пришедшего на материк на рубеже III и II тысячелетия до н. э.
Микенская культура сформировалась в XVII–XVI веках до н. э.
В первой половине микенской эпохи влияние Крита на континент достигает своего наивысшего распространения, но после падения Крита около 1450 г. до н. э. это влияние постепенно угасает. Историческая роль ахейцев заключалась сначала в усвоении критской культуры, в перенесении ее на материк, а затем — в постепенном разложении ее ценностей и разрушении ее очагов.
К ранней истории Микенской культуры (XVII–XVI в.) относится постройка первых дворцов в Микенах и Тиринфе и так называемых шахтовых гробниц.
В XVI в. начинается возвышение Микен. В XVI–XII вв. до н.э. происходит расширение и перестройка Микенского и Тиринфского дворцов, постройка купольных гробниц в Микенах.
Периодом наибольшего расцвета Микенской культуры становятся XV–XIII вв. до н. э.
На рубеже XIII–XII веков на территорию Греции вторглась новая племенная группа – дорийцы. Дорийцы уничтожили многие микенские города и вытеснили ахейцев. Последней границей в истории Микенской культуры следует считать примерно 1100 год, которым можно датировать окончание эпохи бронзы и начало железного века в Греции.
Цивилизации эгейского мира. Периодизация Микенской культуры
Историю ранних Микен нам открывают гробницы, обнаруженные Генрихом Шлиманом. После раскопок
Историю ранних Микен нам открывают гробницы, обнаруженные Генрихом Шлиманом. После раскопок
РАННИЙ МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД
Микены во второй половине XIX века
Микены сегодня. Вид сверху
Генрих Шлиман
на раскопках Микен.
Фото 1876 года
Шлиман начал раскопки акрополя и обнаружил захоронение явно очень знатных людей.
Шлиман начал раскопки акрополя и обнаружил захоронение явно очень знатных людей.
На самом деле найденный Шлиманом культурный слой относится к более раннему времени – XVI веку до н. э. Уже в это время на данном месте возник акрополь, а также новый некрополь на месте старого. Некрополь был обнесён двойной стеной из каменных плит, поставленных на ребро. Промежуток между ними был заполнен ранее землёй.
Сверху были положены плиты. Получалась стена высотой 1,52 метра и толщиной 1,35 метра. Изначально некрополь находился вне стен акрополя, но с расширением Микен оказался внутри крепостной стены.
Круг гробниц в Микенах. XVI век до н. э.
Микенская цитадель. Вид на «Львиные ворота»
и шахтовые захоронения
Шахтовые захоронения
Шлиман открыл 6 гробниц. В них было захоронено 19 человек. Глубина
Шлиман открыл 6 гробниц. В них было захоронено 19 человек. Глубина
Круг гробниц в Микенах. XVI век до н. э.
Надгробная плита. XVI век до н. э.
В самих гробницах было обнаружено 15 кг золотых изделий, оружие и
В самих гробницах было обнаружено 15 кг золотых изделий, оружие и
Погребальный инвентарь из шахтной гробницы III, так называемой "женской гробницы" погребального круга А некрополя Микен
В одной из масок Шлиман «узнал» Агамемнона. Тогда он и не
В одной из масок Шлиман «узнал» Агамемнона. Тогда он и не
Погребальные маски в Микенах изготовлялись специально для похоронных обрядов. Об этом свидетельствует небольшая толщина золотых листов, из которых они сделаны.
Многие маски были найдены в очень смятом состоянии. Реставраторы с трудом восстанавливали их первоначальный вид
Погребальная «маска Агамемнона». 1550-1500 г. до н. э.
Золотые маски из Микен. XVI век до н. э.
Золотые маски из Микен. XVI век до н. э.
Все предметы, найденные Шлиманом в шахтовых захоронениях, относятся к раннему периоду
Все предметы, найденные Шлиманом в шахтовых захоронениях, относятся к раннему периоду
Изделия критских мастеров.
Изделия микенских мастеров, подражающих критянам, но сохраняющие специфические микенские черты.
Изделия микенских мастеров, сохранившие черты предшествующего периода и не подвергшиеся влиянию критской традиции.
Среди изделий критских мастеров встречаются идентичные находкам в Кноссе. Но некоторые предметы, в том числе украшения и посуда, по всей видимости, были созданы по заказу правителей Микен, о чём говорят используемые при их создании сюжеты. Так в одном из захоронений найдено два рито́на. Один из них, в виде головы быка, полностью повторяет кносский сосуд. А вот второй, изготовленный явно критским мастером, сделан в виде головы льва, что характерно именно для Греции. На Крите, как правило, встречалось изображение грифонов – льва с головой орла.
Ритон (ρυτόν) — древнегреческий сосуд для питья, в форме рога, с небольшим отверстием в остром конце, через которое вино проходило тонкой струёй. Часто сосуду придавалась форма головы животного.
Золотой ритон из Микен в виде головы льва. XVI век до
Золотой ритон из Микен в виде головы льва. XVI век до
Торе́втика (от греч. τορεύω – вырезать, чеканить) – искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла – чеканки, тиснения, отделки литых изделий.
Большой интерес представляют ножны, найденные в шахтовых гробницах. На этих ножнах
Большой интерес представляют ножны, найденные в шахтовых гробницах. На этих ножнах
Ножны. Охота на львов. XVI век до н. э.
Охота на львов. Фрагмент
Миниатюрные картины, подобные той, что мы видим на этих микенских ножнах,
Миниатюрные картины, подобные той, что мы видим на этих микенских ножнах,
Ножны. Охота льва на пятнистую лань. Реконструкция
На ножнах, найденных в Микенах и захоронениях в Мирсинохори близ Пилоса,
На ножнах, найденных в Микенах и захоронениях в Мирсинохори близ Пилоса,
Ножны с бегущими львами. XVI век до н. э.
Ножны. Охота леопарда на уток. XVI век до н. э.
Ножны с наутилусами. XVI век до н. э.
Перстни-печати, найденные в шахтовых захоронениях, также похожи на критские. Но сюжеты,
Перстни-печати, найденные в шахтовых захоронениях, также похожи на критские. Но сюжеты,
Сражающиеся воины. XVI век до н. э.
Охота на колесницах. XVI век до н. э.
Сюжеты, связанные с охотой на льва, и особенно печать с изображением
Сюжеты, связанные с охотой на льва, и особенно печать с изображением
По преданию, Геракл родился в Тиринфе от бога Зевса и жены греческого героя Амфитриона Алкмены. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен, но его ревнивая жена Гера перехитрила громовержца. Геракл был из рода потомков греческого героя Персея – персеид. Когда Геракл должен был вот-вот родиться, Гера, затуманив разум Зевса, взяла с него клятву, что первый родившийся в роду Геракла станет верховным правителем. После этого она задержала роды у матери Геракла Алкмены и ускорила роды его двоюродного брата Еврисфея, который и стал править Микенами.
В дальнейшем Геракл был вынужден служить Еврисфею и совершил на этой службе свои знаменитые 12 подвигов. Одним из них стала победа над Немейским львом. Слабый и трусливый Еврисфей послал Геракла убить Немейского льва, надеясь на гибель двоюродного брата. Немейский лев был порождением великана Тифона и Ехидны. Шкура льва была как камень, отчего ни одно оружие не могло его одолеть. Однако Геракл смог убить это чудовище.
Печать. Схватка со львом, XVI век до н. э.
Деревянная шестиугольная шкатулка с золотыми пластинами. XVI век до н. э.
К
Деревянная шестиугольная шкатулка с золотыми пластинами. XVI век до н. э.
К
Шлиман, будучи уверенным в том, что в Микенах он нашел остатки
Шлиман, будучи уверенным в том, что в Микенах он нашел остатки
Золотой кубок Нестора. XVI век до н. э.
Кубок красивый поставила, из дому взятый Нелидом,
Окрест гвоздями златыми покрытый; на нем рукояток
Было четыре высоких, и две голубицы на каждой
Будто клевали, златые; и был он внутри двоедонный.
Тяжкий сей кубок иной не легко приподнял бы с трапезы,
Полный вином; но легко подымал его старец пилосский.
Илиада XI, 632–637
Как уже говорилось, на лица усопших правителей Микен древние ахейцы клали
Как уже говорилось, на лица усопших правителей Микен древние ахейцы клали
Золотые диадемы
Золотые серьги
Серебряная булавка с золотым навершием в
виде Великой богини,
держащей в руках стебли папируса, из гробницы III
Ювелирные украшения из шахтовой гробницы IV и V некрополя Микен. XVI
Ювелирные украшения из шахтовой гробницы IV и V некрополя Микен. XVI
Золотые кубки, найденные при раскопках в деревне Вафио (в 6 км
Золотые кубки, найденные при раскопках в деревне Вафио (в 6 км
XVI век до н. э.
ПЕРИОД РАСЦВЕТА МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ: XV–XIII ВЕК ДО Н. Э.
Центрами микенской культуры,
ПЕРИОД РАСЦВЕТА МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ: XV–XIII ВЕК ДО Н. Э.
Центрами микенской культуры,
Микенские дворцы очень сильно отличаются от критских. Если на Крите мы находим широко раскинутые дворцы, которые просто не имели крепостных стен, то в Греции дворец – это уже, прежде всего, крепость. Крепость воинственным ахейцам нужна была для защиты и в случаях нападений чуждых племён, и при часто происходивших междоусобицах.
Крепостные стены микенских городов сооружены из огромных каменных блоков, пространство между которыми заполнено мелкими камнями. Такая кладка получила название «циклопической». Длина крепостной стены в Микенах составляет 900 метров.
Согласно легенде, основателем Микен и Тиринфа является Персей. На состязаниях Персей случайно убил своего деда царя Аргоса Акрисия. После этого Персей не захотел становиться правителем Аргоса и решил построить свой город. По его приказу одноглазые великаны-циклопы построили стены Микен и соседних городов.
Персей.
Скульптура Бенвенуто Челлини.
XVI век н. э.
Главный вход в Микены проходил через уже упоминавшиеся знаменитые Львиные ворота.
Главный вход в Микены проходил через уже упоминавшиеся знаменитые Львиные ворота.
Львиные ворота в Микенах
Микены
Реконструкция крепостной стены Микен
и Львиных ворот
Львы на воротах в Микенах
Значение изображения на Львиных воротах не вызывает
Львы на воротах в Микенах
Значение изображения на Львиных воротах не вызывает
Центральной точкой дворца в Микенах, как и в других дворцах того
Центральной точкой дворца в Микенах, как и в других дворцах того
В центре мегарона располагался большой круглый очаг, дым от которого выходил через отверстие в потолке. Вокруг очага стояли четыре колонны поддерживающие перекрытия зала. Залу предшествовала небольшая комната по типу прихожей. А перед ней располагался портик, опирающийся на две колонны. Стены мегарона расписывались фресками.
Сравнительная схема мегарона в Микенах, Пилосе и Тиринфе.
Мегарон в Микенах
Мегарон в Пилосе
Мегарон в Микенах
Мегарон в Пилосе
Со временем микенские дворцы росли, а микенские правители становились всё богаче.
Со временем микенские дворцы росли, а микенские правители становились всё богаче.
Сокровищница Атрея. Схема
Толосовые захоронения
К входу гробницы Атрея ведёт длинный коридор- дромос, облицованный камнем. Длина
К входу гробницы Атрея ведёт длинный коридор- дромос, облицованный камнем. Длина
Вход перекрыт двумя огромными каменными блоками. Один из них весит предположительно около 120 тонн. Высота дверного проёма составляет 5 метров. Внутренняя высота купола составляет 13,5 метров. Сложен он из 33 колец.
Внутри толоса есть вход в боковую камеру кубической формы, которая и являлась непосредственно гробницей. К сожалению, захоронение было разграблено намного раньше его обнаружения Шлиманом.
Гробница Атрея, середина XIII век до н.э.
Согласно мифу, Атрей являлся сыном Пелопса и внуком Тантала. После смерти
Согласно мифу, Атрей являлся сыном Пелопса и внуком Тантала. После смерти
Род Атрея был проклят еще начиная с преступления его деда Тантала, подавшего богам на пиру, испытывая их всеведение, мясо собственного сына Пелопса.
Пелопс, которого воскресили боги, убил возничего царя Эномая Миртила, помогшего ему выиграть у Эномая гонки и получить в жены его дочь Гипподамию. Пелопс не захотел расплачиваться с Миртилом и сбросил его со скалы в море. Падая, Миртил также проклял Пелопса и все его потомство.
Сыновья Пелопса Атрей и Фиест боролись за престол. Свою жену Аэропу, интриговавшую в пользу Фиеста, Атрей бросил в море. А самого Фиеста угостил мясом его же детей. В отместку Фиест украл сына Атрея Плисфена и подослал его убить собственного отца. Однако Плисфен сам погиб от руки Атрея. Атрей хотел таким же образом разделаться со своим братом, выкрав его сына Эгисфа. Но тот, разгадав его замысел, убил Атрея.
Сыновья же Атрея, Агамемнон и Менелай, вели разрушительную Троянскую войну, по возвращению с которой Агамемнон был убит в собственном доме.
Гробница Атрея, вид изнутри
Миф об Атрее
Гробница Атрея, купол
Гробница Атрея, реконструкция в разрезе
Также в районе Микен были найдены захоронения, получившие название гробниц Клитемнестры
Также в районе Микен были найдены захоронения, получившие название гробниц Клитемнестры
Клитемнестра была сестрой Елены Прекрасной и дочерью спартанского царя Тиндарея. Первым мужем Клитемнестры был Тантал. Агамемнон убил Тантала и их сына и взял себе в жёны Клитемнестру.
Перед походом на Трою Агамемнон убил на охоте лань, посвященную Артемиде, а также не принёс в жертву обещанного богине золотого ягнёнка. Разгневанная Артемида приостановила ветры, и ахейские корабли не могли двинуться в поход на Трою. Прорицатели потребовали принести в жертву Артемиде дочь Агамемнона и Клитемнестры Ифигению. Агамемнон согласился, но Артемида в последний момент спасла Ифигению, унесла её в Тавриду и сделала своей жрицей.
Пока Агамемнон воевал у стен Трои, Клитемнестра изменила ему с его двоюродным братом Эгисфом. Когда Агамемнон вернулся, Клитемнестра убила его, а также дочь троянского царя Кассандру и других спутников Агамемнона.
Возмужавший сын Агамемнона Орест, при поддержке сестры Электры, мстя за отца, убил Эгисфа и свою мать Клитемнестру. Преследуемый богинями мщения Эриниями, Орест в конце концов получил очищение в святилище Аполлона в Дельфах и в Афинском суде, где председательствовала сама Афина Паллада. На Оресте закончилось проклятие рода Атридов.
Гробница Клитемнестры. Микены
Орест, убивающий Эгисфа, оглядывается на убегающую Клитемнестру,
краснофигурная ваза V век до н. э.
Города микенского периода были возведены их строителями в XIV–XIII веках до
Города микенского периода были возведены их строителями в XIV–XIII веках до
1. вход в крепость
2. проход между внешними и внутренними стенами
3. галерея и казематы в крепостных стенах
4. большие пропилеи (от др.-греч. προ – перед и πύλαι – ворота – парадный проход, образованный портиками или колоннами)
5. малые пропилеи
6. центральный двор
7. большой мегарон
8. малый мегарон
9. запасной выход
10. нижний город
Дворец в Тиринфе
Схема Тиринфа
Тиринф был, прежде всего, мощной крепостью. Даже развалины его стен возвышаются
Тиринф был, прежде всего, мощной крепостью. Даже развалины его стен возвышаются
В Тиринфском дворце всё было устроено таким образом, чтобы враг, желающий взять крепость штурмом, всегда находился под огнём защитников города. Например, идущие по узкой сводчатой галерее Тиринфа воины были вынуждены держать щит с правой стороны и, соответственно, открывались спереди.
Сводчатая галерея в Тиринфе.
XIV век до н. э.
Как и в любой крепости, в Тиринфе был потайной ход, выход
Как и в любой крепости, в Тиринфе был потайной ход, выход
Лестница к потайному ходу Тиринфа
Один из входов в Тиринф
1. пропилеи дворца
2. внутренний двор
3. помещение «архива»
4. продомос
5. большой мегарон
6. помещения
Дворец в Пилосе
(так называемый «Дворец Пилоса»)
Ванна со спиральным рисунком.
Дворец в Пилосе
Как и на Крите, в
Ванна со спиральным рисунком.
Дворец в Пилосе
Как и на Крите, в
Вымыла гостя меж тем Поликаста, прекрасная дева,
Нестора младшая дочь, Нелеева славного сына,
Вымывши, маслом блестящим она ему тело натерла,
Плечи же гостя одела прекрасным плащом и хитоном.
Одиссея, III, 465
Купольная гробница недалеко от дворца. Пилос
К большому мегарону пилосского дворца примыкали
Купольная гробница недалеко от дворца. Пилос
К большому мегарону пилосского дворца примыкали
Вблизи главного входа находился царский архив. Тут было обнаружено около тысячи глиняных табличек, которые сохранились благодаря пожару, уничтожившему Пилос.
Линейное письмо Б. Табличка из Пилоса
Таблички, найденные в царском архиве Пилоса,
Линейное письмо Б. Табличка из Пилоса
Таблички, найденные в царском архиве Пилоса,
Дешифровку данного письма и реконструкцию микенского диалекта древнегреческого языка произвели в 50-х годах XX века английские лингвисты Майкл Вентрис и Джон Чедвик. Это позволило историкам узнать о тех сторонах жизни ахейской Греции, о которых не могли рассказать руины древних городов и золото из гробниц.
Таблички поведали нам, как было устроено микенское общество, каков был быт людей и во что верили ахейцы.
Линейное письмо Б
Устройство микенского общества
Расцвет микенской Греции приходится на XV–XIII века до
Устройство микенского общества
Расцвет микенской Греции приходится на XV–XIII века до
Достаточно часто в табличках Пилоса упоминается о рабах. В основном
Достаточно часто в табличках Пилоса упоминается о рабах. В основном
Также встречается отдельная категория «божьи рабы и рабыни» – «до-э-ро». Эти рабы арендовали землю у общины. Они тоже не являлись полноценными членами общества, так как не имели своей земли, но и рабами в полном смысле этого слова не были. По-видимому, эта отдельная социальная группа населения находилась на службе при храмах и пользовалась покровительством жрецов.
Божественный младенец и кормилицы. Скульптурная группа из Микен.
XV—XIV век до
Божественный младенец и кормилицы. Скульптурная группа из Микен.
XV—XIV век до
Классический пантеон греческих богов начал складываться уже в микенский период. Ахейцы восприняли некоторые культы народов, населявших Пелопоннес до их вторжения и вытесненных ими оттуда. В более поздние времена мы встречаем эти культы в Малой Азии, что дало повод учёным выдвинуть гипотезу о позднем влиянии малоазийцев на религиозные представления греков.
Однако таблички микенского периода опровергают данную версию.
Религия микенского периода
В списке богов, упоминаемых в табличках, встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина,
В списке богов, упоминаемых в табличках, встречаются Зевс, Гера, Посейдон, Афина,
Существовали женские соответствия, которых классическая Греция не знала. Так, Посейдону соответствовала богиня Посидея, а Зевсу – богиня Дивия.
Кроме того, уже в это время у ахейцев существует культ Диониса. Несмотря на то, что он упоминается лишь однажды, это доказывает, что культ Диониса не был заимствован у народов Малой Азии, а был, скорее всего, воспринят у догреческого населения, которое после ахейского завоевания переместилось в Малую Азию.
Статуэтка из Герайона (святилища Геры) в Просимне,
неподалеку от Аргоса.
XV век
Статуэтка из Герайона (святилища Геры) в Просимне,
неподалеку от Аргоса.
XV век
В микенских табличках мы ни разу не встречаем имени богини плодородия Деметры. Зато неоднократно упоминается Ereutija. Упоминается она и в надписях Кносского дворца Крита. Культ этой богини сохранился и позже, когда ее стали называть Элевтией (Eleuthia).
В позднейшее время в Греции Элевтия (Эйлития, Илифия) – богиня-родовспомогательница, считалась дочерью Зевса и Геры. Иногда выступала как простой атрибут Деметры, Геры или Артемиды. Храмы, посвящённые Деметре–Элевтии, сохранились именно на территории распространения древнейшей микенской культуры. Это даёт право предполагать, что культ Элевтии издревле развивался в этих областях независимо от аттического Элевсина с его мистериями плодородия и лишь позже подвергся афинскому влиянию.
Элевтия помогает рождению Афины из головы Зевса.
VI в. до н. э.
Статуя богини или жрицы
из микенского святилища в Агиа Ирини.
XIII
Статуя богини или жрицы
из микенского святилища в Агиа Ирини.
XIII
Покровительницей Пилоса считалась богиня Потния. Позже это имя использовалось также для Деметры и Артемиды. Само слово potnia переводится как «хозяйка» и используется обычно с каким-либо добавлением. Так, Potnia Theron – «хозяйка зверей». В Илиаде такое обращение используется в отношении Артемиды. На табличках из Кносса мы встречаем прозвище «хозяйка лабиринта». Нередко добавлялось название города, и это имя означало – хозяйка данного города.
Но на табличках из Пилоса мы встречаем слово potnia без сопровождений. Исследователь микенских табличек Дж. Чедвик считал, что микенцы так называли Богиню-Мать.
Также в Пилосе почитался культ Посейдона. В табличках Посейдон упоминается, как спутник богини Потнии.
Встречается в микенских табличках и неоднократное упоминание богини Ма, что опять
Встречается в микенских табличках и неоднократное упоминание богини Ма, что опять
При раскопках микенских поселений было обнаружено, помимо керамики, множество металлических изделий
При раскопках микенских поселений было обнаружено, помимо керамики, множество металлических изделий
Крупнейшее в мире золотое кольцо-печать было найдено в Тиринфе. Львы-демоны двигаются, держа в руках сосуды, к сидящей богине. За ней расположен орёл – символ власти. В небе – солнце и полумесяц.
Перстень-печать. Тиринф. XV век до н. э.
Микенские изображения Богини-Матери иногда почти полностью копируют минойские.
Оттиск печати с Крита.
Микенские изображения Богини-Матери иногда почти полностью копируют минойские.
Оттиск печати с Крита.
Микенская богиня со львами
Стены микенских дворцов были украшены фресками. Лучше всего они сохранились в
Стены микенских дворцов были украшены фресками. Лучше всего они сохранились в
На фресках микенского периода также, как и в изделиях из золота, можно увидеть и влияние критского искусства, и оригинальные мотивы и приёмы ахейских художников.
Так называемая «Микенская дама».
Микены. XIII век до н. э.
«Микенская дама» изображена
принимающей в дар ожерелье
Женщина, несущая дары.
Фрагмент «фрески процессии» из дворца в Тиринфе. XIII век до н. э.
Фрески
Два воина на колеснице,
в шлемах из клыков кабана.
Фреска из
Два воина на колеснице,
в шлемах из клыков кабана.
Фреска из
Ок. 1350 г. до н. э.
Так называемые «Дамы на колеснице».
Фреска из Тиринфа.
Ок. 1200 г. до н. э.
«... И покрыл его голову кожаным шлемом,
Крепко внутри он сплетен был
«... И покрыл его голову кожаным шлемом, Крепко внутри он сплетен был
Гомер. Илиада. X, 261—265
Изображение воинов в шлемах из клыков кабана часто встречаются на изделиях микенского периода.
Шлем из зубов кабана. XIV–XIII век до н. э.
На одной из фресок из дворца в Тиринфе кабан, преследуемый
На одной из фресок из дворца в Тиринфе кабан, преследуемый
Охота на кабана. Фрагмент фрески из дворца в Тиринфе. XIII век до н.э.
В этой фреске исследователи видят отзвук легенд о мифическом певце Орфее,
В этой фреске исследователи видят отзвук легенд о мифическом певце Орфее,
Певец с лирой (так называемый «Орфей»).
Фреска из дворца в Пилосе. XIII век до н. э.
Охотник и олень
Фреска из дворца в Пилосе
Охотник и олень
Фреска из дворца в Пилосе
Фреска, изображающая отражение атаки варваров. Пилосский дворец. XIII век до н.э.
В
Фреска, изображающая отражение атаки варваров. Пилосский дворец. XIII век до н.э.
В
Стены «мегарона царицы» дворца в Пилосе были покрыты росписью, сильно пострадавшей
Стены «мегарона царицы» дворца в Пилосе были покрыты росписью, сильно пострадавшей
Фреска в мегароне царицы. Дворец Пилоса. XIII в. до н. э.
Во дворце в Пилосе в небольшой комнате, отделенной от малого мегарона
Во дворце в Пилосе в небольшой комнате, отделенной от малого мегарона
Фрески из дворца Пилоса.
Осьминог. XIII в. до н. э.
Реконструкция пола мегарона во
дворце Пилоса. Морские мотивы
Дворец Пилоса. Тронный зал. Реконструкция
Ворота Сфинксов, дворец в Пилосе.
Фреска,
Дворец Пилоса. Тронный зал. Реконструкция
Ворота Сфинксов, дворец в Пилосе.
Фреска,
Гребешок. Изображение с обеих сторон.
Сфинксы – крылатые львы с женским
Гребешок. Изображение с обеих сторон.
Сфинксы – крылатые львы с женским
XIV–XIII век до н. э.
Изображение Сфинкса нередко встречается у микенцев.
При раскопках микенских дворцов было найдено достаточно большое количество посуды. В
При раскопках микенских дворцов было найдено достаточно большое количество посуды. В
Керамическая посуда микенской Греции XVI–XV вв.
Вазопись
Кратер с изображением воинов
из «дома кратера воинов» в Микенах. XIII
Кратер с изображением воинов
из «дома кратера воинов» в Микенах. XIII
На стенках этого широкого микенского сосуда — кратера — представлено шествие идущих слева направо в полном вооружении воинов. На воинах шлемы с высокими султанами, панцири и поножи, в руках — копья и круглые щиты. Слева изображена провожающая воинов женщина, поднимающая в горестном жесте руки. Весь рисунок четкий и уверенный, но пропорции не соблюдены. Несмотря на это, большеголовые фигуры с длинными носами и короткими руками производят большое впечатление ритмом построения и определенной монументальностью, сближающей их с фресковыми росписями.
Кратер с изображением выезда на колеснице
(«кратер Зевса») из Энкоми. XIII
Кратер с изображением выезда на колеснице
(«кратер Зевса») из Энкоми. XIII
Предполагают, что на этом кратере изображен верховный греческий бог Зевс, взвешивающий человеческие судьбы перед началом решительного сражения.
Сосуд из страусиного яйца. XIV–XIII век до н. э.
Ритуальный сосуд в
Сосуд из страусиного яйца. XIV–XIII век до н. э.
Ритуальный сосуд в
В микенский период создавалась и скульптура. На настоящий момент уже найдено
В микенский период создавалась и скульптура. На настоящий момент уже найдено
Моделировка головы, простая и обобщенная, дополняется хорошо сохранившейся росписью. Четко обозначены написанные черной краской симметричные локоны под широким плоским венком. Странное выражение этому лицу придают выпуклые раскосые глаза под поднимающимися к вискам бровями и маленький, как бы усмехающийся рот. Большие плоские уши трактованы орнаментально. Голова как бы сплюснута с затылка.
Несмотря на примитивную абстрактность передачи формы, микенская скульптура весьма выразительна.
Голова из расписного гипса из Микен.
XIV - XIII век до н. э.
Скульптура
На рубеже XIII–XII веков до н.э. на территорию Греции вторглись
На рубеже XIII–XII веков до н.э. на территорию Греции вторглись
Некоторые исследователи считают, что дорийцы не были главной причиной гибели микенской культуры, и без них находившейся, по их мнению, в состоянии внутреннего исчерпания.
Дорийское нашествие отразилось в древнегреческом мифе о разрушении Пилоса Гераклом.
Окончание Микенского периода