Искусство Испании XVII век

Содержание

Слайд 2

Искусство Испании XVII век

Искусство Испании XVII век

Слайд 3

Эль Греко Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на

Эль Греко

Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите.

Крит в те времена был владением Венеции. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства.

Знакомство с произведениями итальянских мастеров, особенно венецианских — Тициана, Тинторетто и Бассано, — имело большое значение для развития его мастерства.

Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены ( «Мальчик, раздувающий лучину» , ок. 1576) и др. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана».

Слайд 4

В 1577 Эль Греко прибыл в Испанию. Ему не удалось добиться

В 1577 Эль Греко прибыл в Испанию.

Ему не удалось добиться покровительства

короля Филиппа II, но его ранняя работа в соборе Толедо была благожелательно принята в испанских религиозных кругах и повлекла за собой множество крупных заказов. Сведущий во многих областях искусства, Эль Греко исполнял не только росписи, но и архитектурно-скульптурное убранство алтарей во многих мадридских и толедских церквах. Популярность мастера была столь велика, что духовенство смирилось с незаконной женой художника и внебрачным сыном.

Первые написанные в Испании картины Эль Греко еще сохраняли черты, присущие его произведениям итальянского периода ( «Снятие одежд с Христа» , 1579). В 1579 мастер добился заказа от двора и создал картину «Видение Филиппа II» . В этой картине впервые художник применил новые творческие приемы: подчеркнуто вытянутые пропорции фигур, удивительная мерцающая колористическая гамма, беспокойная, подвижная линия рисунка. Картина не могла понравиться королю, и больше он с заказами к мастеру не обращался. В следующих картинах новая манера письма художника воплощена с наибольшей полнотой. Это — «Похороны графа Оргаса» (1586), «Благовещение» (ок. 1595—1600).

Слайд 5

«Снятие одежд с Христа» (1579) «Похороны графа Оргаса» (1586)

«Снятие одежд с Христа»
(1579)

«Похороны графа Оргаса»
(1586)

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

«Благовещение» (ок. 1595—1600). «Толедо в грозу» Эль Греко

«Благовещение»
(ок. 1595—1600).

«Толедо в грозу»

Эль Греко

Слайд 11

На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения,

На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения,

отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов ( «Толедо в грозу» , 1600—10; «Встреча Марии с Елизаветой» , после 1609; «Апостолы Петр и Павел» , 1612—14). Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса, президента Кастильского совета (ок. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
Слайд 12

Дон Родриго Васкес Портрет жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1601)

Дон Родриго Васкес

Портрет жестокого главного
инквизитора
Ниньо де Гевара (ок. 1601)

Слайд 13

Портрет красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609)

Портрет красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609)

Слайд 14

Как на самом деле звали Эль Греко? Анастас Никос Доменикос В

Как на самом деле звали Эль Греко?
Анастас
Никос
Доменикос

В мастерской

какого художника Эль Греко обучался в Венеции?
Микеланджело
Тициана
Рафаэля

Какому испанскому королю служил Эль Греко?
Филиппу I
Филиппу II
Филиппу III

Слайд 15

В каком городе Эль Греко написал свою знаменитую картину «Погребения графа

В каком городе Эль Греко написал свою знаменитую картину «Погребения графа

Оргаса»?
В Мадриде
В Валенсии
В Толедо

Какая из картин Эль Греко находится в Государственном Эрмитаже?
Вид Толедо
Апостолы Петр и Павел
Голова Христа

Слайд 16

Домашнее задание: анализ художественного произведения. «Толедо в грозу» «Благовещение» «Снятие одежд с Христа» «Похороны графа Оргаса»

Домашнее задание: анализ художественного произведения.

«Толедо в грозу»

«Благовещение»

«Снятие одежд с

Христа»

«Похороны графа Оргаса»

Слайд 17

Домашнее задание: Просмотр фильма https://www.youtube.com/watch?v=65amETCfJYk Эль Греко / Цвет времени / Телеканал Культура

Домашнее задание: Просмотр фильма

https://www.youtube.com/watch?v=65amETCfJYk

Эль Греко / Цвет времени / Телеканал

Культура
Слайд 18

Хусепе Рибера Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был живописец,

Хусепе Рибера

Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был живописец, график,

рисовальщик и гравер Хусепе де Рибера

Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо.

В творчестве Риберы преобладали религиозные темы, трактованные с жизненной достоверностью, бытовой конкретностью и драматизмом. Испанский художник в своих картинах обращался также к мифологическим сюжетам, писал портреты, воплощая в них, как и в религиозных композициях, индивидуальные национально-самобытные характеры испанцев из народа.

Слайд 19

Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами

Рибера изображал суровых аскетов, сильных, мужественных людей, отшельников с благородными лицами

и пламенными взглядами. Это люди сильных и искренних чувств, страстно борющиеся за свои идеалы, стоически выносящие страдания. Обычно их фигуры или полуфигуры изображены на переднем плане и заполняют почти всю плоскость картины. В отличие от Эль Греко Рибера стремился к точности воспроизведения характерного, включая множество подробностей и характеризуя особенности формы. Его рисунок и моделировка тщательны, но обобщенная энергичная лепка объемов большими массами света и тени определяет впечатление монументальности. В однофигурных композициях, типичных для него, Рибера шел от этюдов с натуры: изображал рыбаков, уличных бродяг, носильщиков, с увлечением писал их выразительные характерные загорелые лица с грубой обветренной и обожженной солнцем кожей, следами жизненных невзгод. Темпераментная лепка плотным пастозным мазком придает пластическую силу суровым фигурам его героев в рубищах и нищенских лохмотьях.
Слайд 20

Картина Хусепе Риберы «Отшельник святой Павел».Святой Павел Отшельник был первым христианским

Картина Хусепе Риберы «Отшельник святой Павел».Святой Павел Отшельник был первым христианским

святым, который вел одинокий и созерцательный аскетичный образ жизни. На картине Риберы он изображен стариком, истощенным суровой жизнью в египетской пустыне. Однако в нем по-прежнему горит религиозный пыл тогда, когда он размышляет над черепом, символом бренности человеческого бытия. Резкий, почти театральный свет озаряет дряблое тело, морщинистый лоб и выразительные руки, придавая картине поразительно реалистичный характер.

Хусепе Рибера «Отшельник святой Павел»

Слайд 21

К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной

К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной

трубы» (1626, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх, искажающий черты отшельника. Яркий луч света, как бы внезапно врывающийся в мрак кельи, обостряет драматизм сцены и ощущение неожиданности события; вместе с тем он концентрирует внимание на фигуре старца, его судорожных движениях. Однако душевное волнение охарактеризовано внешне — преувеличенной экспрессией мимики и жеста, общим бурным движением, которое захватывает предметы переднего плана. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам.
Слайд 22

Слайд 23

С середины 1630-х годов живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее,

С середины 1630-х годов живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее,

краски богаче в оттенках. Исчезли непроницаемые красноватые тени, глухой темный фон, характерные для ранних работ, свет пронизывал их, пространство наполнилось воздухом. Художник перешел к колориту, в котором доминировали холодновато-серебристые, а позже золотистые тона, добивался в пределах сдержанной гаммы большей цветовой насыщенности, передавал изменчивость цвета под воздействием света. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Образы его героев стали более одухотворенными, его привлекали не внешние драматические коллизии, а внутренние переживания («Святой Онуфрий», 1637, Санкт-Петербург, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры.
Слайд 24

В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) Картина написана на

В картине «Святая Инесса» (1641, Дрезден, Картинная галерея) Картина написана на

сюжет из Библии. Юную христианку, мученицу Инессу, обнаженной выставили на позор, отдали на поругание толпы за ее преданность христианской вере. Но бог спас ее: чудесным образом мгновенно выросли длинные волосы и спрятали ее тело от позора, а появившийся затем ангел укутал ее белым покрывалом.
Слайд 25

В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) живописец Хусепе Рибера сочетает элементы

В картине «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр) живописец Хусепе Рибера сочетает элементы

парадного портрета и жанра. Подросток-нищий с безобразной внешностью, облаченный в бедную одежду, исполнен независимости и даже дерзкой насмешливости. Его причудливый силуэт высится над просторами пейзажа, неуклюжая фигура, данная мощной живописной массой, четко читается на фоне неба благодаря низкой линии горизонта. Напоенный воздухом и полуденным золотистым светом пейзаж помогает художнику передать реалистический замысел.
Слайд 26

Слайд 27

Домашнее задание: Просмотр фильма Хосепе де Рибера https://www.youtube.com/watch?v=0xtMnFeuHr8

Домашнее задание: Просмотр фильма

Хосепе де Рибера

https://www.youtube.com/watch?v=0xtMnFeuHr8

Слайд 28

Франсиско Сурбаран Он родился в сельской местности, художественное образование получил в

Франсиско Сурбаран

Он родился в сельской местности, художественное образование получил в Севилье.

Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам.

Святой Франциск Ассизский, 1645 Музей изящных искусств, Лион

Слайд 29

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи

создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.
Слайд 30

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры,

В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры,

избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла — «Посещение святого Бонавентуры Фомой Аквинским». Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя и важности происходящего. Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 веке Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами.
Слайд 31

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей,

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей,

на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности. Героическая «Святая Касильда» (начало 1640-х годов, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках.
Слайд 32

Святая Доротея (1648) (180.2 х 101.5 см)

Святая Доротея (1648) (180.2 х 101.5 см)

Слайд 33

Святая Маргарита (1630-1634) (163 x 105 см)

Святая Маргарита (1630-1634)
(163 x 105 см)

Слайд 34

Святая Урсула (1635-1640) (171 х 105 см)

Святая Урсула (1635-1640) (171 х 105 см)

Слайд 35

Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных

Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных

сурового лаконизма и вещественной мощи «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632—1634, Мадрид, Прадо); «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, бывшее собрание Контини-Бонакосси, в настоящее время — Музей Нортон Саймон, Пасадена, Калифорния).
Слайд 36

Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне

Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне

атмосферы повседневного быта. Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция.
Слайд 37

Натюрморт с чашкой воды и розой (ок.1630) (21.2 x 30.1 см)

Натюрморт с чашкой воды и розой (ок.1630) (21.2 x 30.1 см)

Слайд 38

Натюрморт с фруктами и чашкой (1633) (62.2 x 109.5 см)

Натюрморт с фруктами и чашкой (1633) (62.2 x 109.5 см)

Слайд 39

В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты,

В Испании уже в начале 17 столетия распространился обычай писать фрукты,

цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта. Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью. Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом,— соотношение форм, фактуры, красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое.
Слайд 40

Слайд 41

Натюрморт с айвами на блюде (1633-1664)

Натюрморт с айвами на блюде (1633-1664)

Слайд 42

«Детство Мадонны»

«Детство Мадонны»

Слайд 43

В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился. В образах появились

В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился. В образах появились

мягкость, теплота, нежность; в «Отрочестве Марии» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж) запечатлена скромная девочка, рукодельница — воплощение кротости и душевной чистоты. Вместе с тем во многих произведениях Сурбарана заметно выражение усталости, формы лишены пластичности. Усилились мистические тенденции и идеализация.
Слайд 44

Картина Франсиско де Сурбарана Святой Франциск Ассизский. Образ Святого Франциска, стоящего

Картина Франсиско де Сурбарана Святой Франциск Ассизский. Образ Святого Франциска, стоящего

в своей могиле, восходит к апокрифическому тексту XIII века. Посетители крипты в церкви в Ассизи видели, как Святой Франциск спустя долгое время после своей смерти поднялся в могиле. Сурбаран создал еще более выразительный образ святого, благодаря сильному свету, падающему слева и выхватывающему его темную рясу и экстатическое лицо, оставляя правую часть в глубокой тени.
Слайд 45

Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных

Этот эффект освещения вдохновлен караваджистским кьяроскуро, но в отличие от типичных

для итальянца Караваджо пламенеющих композиций, Сурбаран наделил свою картину суровой религиозностью, более характерной для живописи испанского барокко того времени. Однако Сурбаран не смог приспособиться к изменениям живописной моды, которую диктовал Бартоломео Мурильо. Не в силах восстановить свою некогда высокую репутацию, Сурбаран умер в нищете 27 августа 1664 года в Мадриде.

Святой Лаврентий (1636)
(292 х 225 см) (С-Петербург, Эрмитаж)

Слайд 46

Диего Веласкес Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья

Диего Веласкес

Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в

Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни “бодегонес” (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (“Завтрак”, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Водонос”, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
Слайд 47

На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при

На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при

королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов.
Слайд 48

В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря

В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря

тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632,; графа-герцога Оливареса, около 1638; “Дама с веером”, серия портретов инфант).
Слайд 49

Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах Инфанта Мария Анна, королева Венгерская

Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах

Инфанта Мария Анна,
королева Венгерская

Слайд 50

Портрет графа-герцога Оливареса Дама с веером

Портрет графа-герцога Оливареса

Дама с веером

Слайд 51

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов

и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Слайд 52

Слайд 53

Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный

Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный

ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим),
Слайд 54

“Вилла Медичи” (1650–1651,), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.

“Вилла Медичи” (1650–1651,), в необычайно для своего времени широкой живописной манере

воссоздающие целостные образы природы.
Слайд 55

В последние годы жизни Диего Веласкес написал знаменитую свою картину. “Менины”

В последние годы жизни Диего Веласкес написал знаменитую свою картину. “Менины”

(“Фрейлины”, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.
Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Портрет инфанты Маргариты, 1653-1654.

Портрет инфанты Маргариты, 1653-1654.

Слайд 60

Слайд 61

Жанр бодегонес – «харчевня». Это картины с изображением лавки или трактира,

Жанр бодегонес – «харчевня».
Это картины с изображением лавки или трактира, нечто

среднее между натюрмортом и бытовой сценой.

Веласкес как наблюдательный художник еще с самого начала своей творческой деятельности увлекся жанровыми картинами. В те годы в Севилье было множество самых разных трактиров, а улицы изобиловали мастеровыми и нищими. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением пищи. 

Слайд 62

Трактирщик

Трактирщик

Слайд 63

“Завтрак” “Водонос”

“Завтрак”

“Водонос”

Слайд 64

Слайд 65

Старая кухарка

Старая кухарка

Слайд 66

Портрет королевы Изабеллы Бурбонской Вышивальщица

Портрет королевы
Изабеллы Бурбонской

Вышивальщица

Слайд 67

«Пряхи»

«Пряхи»

Слайд 68

Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени

Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени

условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картинах “Вакх” (“Пьяницы”, до 1630) и “Кузница Вулкана” (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.

Вакх

Слайд 69

Слайд 70

“Кузница Вулкана”

“Кузница Вулкана”

Слайд 71

«Сдача Бреды»

«Сдача Бреды»