Фигуративное искусство Авангарда

Содержание

Слайд 2

ПЕТРОВ-ВОДКИН КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ Заслуженный деятель искусств России Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939

ПЕТРОВ-ВОДКИН КУЗЬМА СЕРГЕЕВИЧ

Заслуженный деятель искусств России Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939 гг.)

родился в г. Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. В семье и в своём городе пользовался любовью окружающих. Начальные художественные навыки получил у местных иконописцев.
Слайд 3

Одной из его ранних работ является мозаичное панно с образом Богоматери

Одной из его ранних работ является мозаичное панно с образом Богоматери

с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне.Петров-Водкин. Майоликовое мозаичное панно с изображением Иверской Божией Матери на стене церкви лечебницы Вредена. С-Петербург. Изготовлена в 1906 г. в Лондоне фирмой Дультона
Его первая персональная выставка состоялась в 1910 г. и вызвала бурные споры среди критиков; особенно много разговоров было вокруг картины «Сон», повторявшей сюжет полотна Рафаэля «Сон рыцаря» и близкой к традициям французского символизма.
Слайд 4

К. Петров-Водкин «Сон» (1910). Государственный Русский музей (Петербург) Картина внешне сохраняет

К. Петров-Водкин «Сон» (1910). Государственный Русский музей (Петербург)
Картина внешне сохраняет форму

аллегории. Все фигуры словно оцепенели: юноша лежит в неудобной позе на голых камнях, а девушки неподвижно стоят рядом и в упор смотрят на спящего. Вокруг голый пейзаж, а вдали дымящийся вулкан как бы предвещает надвигающуюся катастрофу.
Слайд 5

ШЕДЕВРОМ СЧИТАЕТСЯ НАПИСАННАЯ В 1912 Г. КАРТИНА «КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ». Работа

ШЕДЕВРОМ СЧИТАЕТСЯ НАПИСАННАЯ В 1912 Г. КАРТИНА «КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ».

Работа над

ней проходила в деревне на берегу реки Иловли, притока Дона. Но сцену купания лошадей художник видел ещё в детстве, и вот сейчас этот бытовой мотив он превратил в символ. Это метафора, выражающая романтическую мечту о красоте и гармонии человека и окружающего мира.
На первом плане изображён юноша верхом на красном коне, и этот образ во многом сходен с традициями древнерусской иконописи с её ясностью цвета. Зелёные и синие тона реки контрастируют с пламенеющим красным цветом коня, занимающим почти половину полотна. Пространство передано условно. Эта картина своей монументальностью приближается к фреске.
Картина была показана в 1912 г. на выставке «Мира искусства», впоследствии она стала самым знаменитым произведением Петрова-Водкина.
Слайд 6

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ К. Петров-Водкин «Мать» (1915). К. Петров-Водкин «Мать и дитя»

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ

К. Петров-Водкин «Мать» (1915).

К. Петров-Водкин «Мать и дитя» (1927)
Для Петрова-Водкина

образ матери имел особое значение как непреходящая ценность вечно возобновляющейся жизни. О святости материнства говорит и его картина «Петроградская мадонна».
Слайд 7

В жанре натюрморта художник работал всю жизнь, но особенно актуальным натюрморт

В жанре натюрморта художник работал всю жизнь, но особенно актуальным натюрморт

стал для него в 1918-1920 гг.

К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» (1918).

К. Петров-Водкин. Натюрморт с розами (1922)
Если мы сравним натюрморты Петрова-Водкина с картинами законодателей этого жанра – голландцев, то для нас станет очевидным, что его натюрморты несут приметы суровой эпохи, в которую они созданы: нет того изобилия дичи и снеди, которое мы видим в натюрмортах голландцев. Вот – скудный паёк голодного времени России 1918 г.

Слайд 8

К. Петров-Водкин. Натюрморт с самоваром (1920) К. Петров-Водкин «Селёдка» (1918). Государственный

К. Петров-Водкин. Натюрморт с самоваром (1920)

К. Петров-Водкин «Селёдка» (1918). Государственный Русский

музей (Петербург)
Художник часто вводит в свои натюрморты зеркала или просто блестящие предметы, чтобы показать игру света на предметах, выделить сам предмет во всех его аспектах. Предметы он обычно рассматривает сверху.
Слайд 9

К. Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой (1922). Государственный Русский музей (Петербург) Многие

К. Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой (1922). Государственный Русский музей (Петербург)
Многие художники

создавали портреты Анны Ахматовой, уже Н. Альтман написал свой известный портрет поэтессы, но Петров-Водкин сумел увидеть в Ахматовой «своё»: личность, человека многогранного таланта и внутренней широты.
Портреты кисти Петрова-Водкина имели характерную особенность: персонажи изображались крупным планом, они как бы приближены к зрителю. Он пристально вглядывается в изображаемого, что позволяет ему проникнуть в душу своего героя. Портрет Ахматовой прост и убедителен, лишён внешних эффектов.
Слайд 10

К. Петров-Водкин. Портрет Татули (Девочка с куклой), 1937 г. Холст, масло.

К. Петров-Водкин. Портрет Татули (Девочка с куклой), 1937 г. Холст, масло.

74 × 60 см. Эстонский художественный музей (Таллинн)
Это портрет 9-летней будущей советской и российской актрисы Татьяны Пилецкой. С её родителями художник познакомился в 1926 г. и был крёстным девочки.
Слайд 11

Немало в творчестве художника и пейзажей, которые он создавал на протяжении

Немало в творчестве художника и пейзажей, которые он создавал на протяжении

всей своей жизни, запечатлевая и переосмысливая те места, в которых он побывал.

К. Петров-Водкин «Негритянская деревня» (1907)

К. Петров-Водкин «Париж. Нотр-Дам» (1924)

К. Петров-Водкин «Полдень. Лето» (1917)

Слайд 12

«Общую тему «Новоселья» можно сформулировать так: ленинградский пролетариат в момент перехода

«Общую тему «Новоселья» можно сформулировать так: ленинградский пролетариат в момент перехода

к мирному строительству. Раскрытию этой темы служат и фигура комиссара в полувоенном костюме, разговаривающего со стариком крестьянином, отцом хозяина квартиры, и фигуры бойцов, вернувшихся с фронта, но ещё не успевших залечить свои раны, и женщины, и дети – граждане нового общества» (К. Петров-Водкин).
Сюжет картины – празднество в рабочей семье по случаю вселения в барский особняк. Изображено около двух десятков персонажей, собранных в несколько групп. Можно видеть в картине и сатиру на новый быт, когда «уплотняли бывших буржуев».

К. Петров-Водкин ««Новоселье» («Рабочий Петроград»), 1937 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это последняя крупная работа художника.

Слайд 13

Значение творчества художника К. Петров-Водкин – один из наиболее значительных мастеров

Значение творчества художника
К. Петров-Водкин – один из наиболее значительных мастеров первой

трети ХХ в. В ранний период творчества он испытал сильное влияние символизма и модерна, но постепенно (к 1910-м годам) выработал собственный стиль. Некоторые исследователи относят его творчество к неоакадемизму (влияние итальянской живописи раннего Возрождения, русской иконописи и французского постимпрессионизма).
Он воплотил в своём творчестве теорию «сферической перспективы», в которой благодаря использованию нескольких точек зрения удавалось охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды.
Художник создал собственную школу, из которой вышло много художников, среди которых А. Самохвалов, Л. Фролова-Багреева, Н. Купреянов, А. Прошкин, В. Прошкин и др.
Слайд 14

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить

древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).
Слайд 15

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону

и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.
Слайд 16

Суббота Ворота еврейского кладбища Я и деревня

Суббота

Ворота еврейского кладбища

Я и деревня

Слайд 17

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков)

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков)

губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Слайд 18

РАЗНООБРАЗИЕ И ИНКЛЮЗИВНОСТЬ – ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОДНЫЕ СЛОВА. Искреннее следование

РАЗНООБРАЗИЕ И ИНКЛЮЗИВНОСТЬ – ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ МОДНЫЕ СЛОВА.

Искреннее следование принципам

разнообразия и инклюзивности даст вашему бизнесу возможность развиваться.
Слайд 19

Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. стилю, т. е.

Родился в Москве 27 декабря 1882 по ст. стилю, т. е.

8 января 1883 — по новому. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; мать была прачкой, отец — кучером, а позже — извозчиком. Рано начал рисовать. До одиннадцати лет он был танцором в московских театрах. Вышивал, как и его сёстры, полотенца, скатерти.
Окончил в Москве начальную школу. После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании работал «по малярно-живописному делу».
Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916). В 1905 — 07 г.г. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.
Слайд 20

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись —

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись —

это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден «проектный интеллект» в образе.

Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для х удожественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

Слайд 21

Колхозник Те кому нечего терять Формула весны

Колхозник

Те кому нечего терять

Формула весны