Искусство книжного оформления

Содержание

Слайд 2

Искусство книжного оформления Этапы работы над проектом Изучение истории книжного оформления

Искусство книжного оформления Этапы работы над проектом

Изучение истории книжного оформления
Знакомство

с известными отечественными художниками-оформителями книги
Изучение основ книжного оформления и его элементов
Выполнение практической части творческого проекта
Слайд 3

ПАПИРУС

ПАПИРУС

Слайд 4

ПЕРГАМЕНТ

ПЕРГАМЕНТ

Слайд 5

Иван Федоров

Иван Федоров

Слайд 6

И. Я. Билибин входит в число лучших графиков в истории русского

И. Я. Билибин входит в число лучших графиков в истории

русского изобразительного искусства, художественный талант которого ярко проявился прежде всего в книжных иллюстрациях и работах над театральными постановками. 
Главной любовью и привязанностью художника всю жизнь была сказка. Билибин является автором множества великолепных иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, написанных своеобразным, неповторимым стилем.
Сам себя художник называл толкователем «скрытой красы множества народных произведений». 
Слайд 7

Иван-царевич, Серый волк и Жар-птица

Иван-царевич, Серый волк и Жар-птица

Слайд 8

Марья Моревна

Марья Моревна

Слайд 9

Морозко Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Морозко

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Слайд 10

Пёрышко Финиста-Ясна Сокола

Пёрышко Финиста-Ясна Сокола

Слайд 11

Слайд 12

"Царевна-Несмеяна« «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась

"Царевна-Несмеяна«
«В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась

Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.»
Слайд 13

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

"Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

Слайд 14

"Царевна-лягушка"

"Царевна-лягушка"

Слайд 15

"Иван-царевич на Сером волке" "Ковёр-самолёт"

"Иван-царевич на Сером волке"

"Ковёр-самолёт"

Слайд 16

"Спящая царевна"

"Спящая царевна"

Слайд 17

Искусство книжной графики – это разновидность искусства декоративной графики, воплощающая образы

Искусство книжной графики

– это разновидность искусства декоративной графики, воплощающая образы

литературного произведения.
Понятие основ книжного оформления
и его элементов
Слайд 18

Обложка Это лицо книги, на которое смотрят в первую очередь, над

Обложка Это лицо книги, на которое смотрят в первую очередь, над ней

и приходится работать более обдуманно и детально.
Слайд 19

Титульный лист — первая выходная страница издания, на которой помещены основные


Титульный лист — первая выходная страница издания, на которой

помещены основные сведения о нем. У этого элемента книги существуют тоже свои правила оформления, которые необходимо учитывать. Это своего рода второе лицо книги после обложки, но оно несет совсем другую смысловую нагрузку. Титул — это заглавие книги, на нем размещается информация об авторе, место издания, год, аннотация и другая важная информация. Так же могут быть расположены элементы художественного оформления книги.
Фронтиспис - элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

Титульный лист, фронтиспис

Слайд 20

Фронтиспис, титульный лист

Фронтиспис, титульный лист

Слайд 21

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются

Иллюстрации

полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются

внутри текста.
Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые — изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.
Слайд 22

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги означают начало одной

Иллюстрации-заставки


помещаются в начале части или главы книги означают начало

одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него
Слайд 23

Заставка к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Заставка к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Слайд 24

Слайд 25

Дадоново войско. Разворот. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906

Дадоново войско. Разворот. Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина. 1906


Слайд 26

Иллюстрации

Иллюстрации

Слайд 27

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так

Иллюстрации-концовки

помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так

же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Слайд 28

Концовка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1902

Концовка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1902

Слайд 29

Слайд 30

Буквица. Это большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная

Буквица. Это большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками

из порошка изумрудов и рубинов, которая являлась произведением искусства и никогда не повторялась. Ставилась она вначале абзаца.
Слайд 31

Практическая работа Творческое задание:Выполнить иллюстрацию обложки.(тематика книги может быть любой)Живописное решение по вашему усмотрению.

Практическая работа

Творческое задание:Выполнить иллюстрацию обложки.(тематика книги может быть любой)Живописное решение по

вашему усмотрению.
Слайд 32

Работы учащихся:

Работы учащихся:

Слайд 33

Работы учащихся титульный лист

Работы учащихся титульный лист

Слайд 34

Заставка, буквица

Заставка, буквица

Слайд 35

Иллюстрация

Иллюстрация

Слайд 36

Иллюстрация

Иллюстрация

Слайд 37

Концовка,обложка

Концовка,обложка

Слайд 38

Рекомендованная литература: 1. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. Москва, 1990.

Рекомендованная литература: 

1. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. Москва, 1990. 2. Дехтерев

Б.Е. Что такое книжная иллюстрация? Москва,1990. 3. Жили-были книги… История книги и книгопечатания, структура книги. Москва, 2003.  4. Книга от А до Я: познават. Журнал для детей / авт.-сост. Ю. Гуллер; худож.: Е. Алмазова, В. Шваров. – Москва, 1996. С. Ф. Добкин. Оформление книги. Редактору и автору. Москва, 1985. 5. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. Москва, 1966. 6. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва, 1986. 7. Фаворский В.А.Соч.: Рассказы художника-гравера, Москва, 1976. 8. Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжной графики. Москва, 1955. 9. Чистяков А.П. Письма, записные книжки, воспоминания. Москва – Ленинград, 1953. 10. Чихольд Я. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. Москва,1980. 11. Чувашев Ю.И. О кафедре иллюстрации и эстампа. Москва, 2004.