Искусство кукольного театра

Содержание

Слайд 2

История Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо

История

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров

(или наряду с актёрами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён.
Слайд 3

Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Искусство кукольников очень старое

Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Искусство кукольников очень старое —

в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая .
Слайд 4

Типы театра кукол Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных

Типы театра кукол

Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций),

управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Слайд 5

Слайд 6

. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов

. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов

или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Слайд 7

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на

Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на

уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
Слайд 8

КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ В театральных спектаклях современного периода в качестве куклы-действующего лица

КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ

В театральных спектаклях современного периода в качестве куклы-действующего лица

может выступать практически любой предмет, «оживленный» актером – от бытовой вещи (флакон из-под духов, старая игрушка, веер, цветок и т.д.) до специально изготовленной бутафором. Существуют и специфические виды кукол, конструкции которых разработаны специально для театральных представлений.
Слайд 9

Виды кукол Верховые куклы – т.е., те, что во время спектакля

Виды кукол

Верховые куклы – т.е., те, что во время спектакля находятся

над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.
Слайд 10

Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью.

Перчаточная кукла надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью.

Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы – чуть больше кисти кукловода. Классический образец перчаточной куклы – русский Петрушка. Древние странствующие комедианты-петрушечники обходились без ширмы: на поясе актера закреплялось полотнище, свободный конец которого натягивался на обруч и поднимался вверх, выше головы кукольника. Из-за его верхнего края и показывался петрушечный спектакль. Одновременно на этой «сценической площадке» могли находиться только два персонажа – по количеству рук кукольника.
Слайд 11

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера

Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера

и используются преимущественно в камерных спектаклях.
Слайд 12

Слайд 13

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от

К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от

тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т.н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов.
Слайд 14

Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод

Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т.д.); кукловод

управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр «ваянг-голек»).

Индонезийский теневой театр ваянг-кулит.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких

Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette – название маленьких

фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом (т.н. невропастом) сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка – на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине – т.н. ваге, или коромыслу.
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

СИЦИЛИЙСКАЯ МАРИОНЕТКА. Рыцарь Орландо в кукольной пьесе.

СИЦИЛИЙСКАЯ МАРИОНЕТКА. Рыцарь Орландо в кукольной пьесе.

Слайд 21

ФРАНЦУЗСКАЯ КУКЛА ГИНЬОЛЬ

ФРАНЦУЗСКАЯ КУКЛА ГИНЬОЛЬ

Слайд 22

Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы

Куклы-автоматы. Это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы

рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях Три толстяка по Ю.Олеше (кукла наследника Тутти) или Соловей по Г.-Х.Андерсену. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
Слайд 23

Т.н. куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской

Т.н. куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской

головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
Слайд 24

Озорной человечек На рубеже 16-17 веков в Италии, а затем и

Озорной человечек

На рубеже 16-17 веков в Италии, а затем и в

других странах мира начали складываться традиции народного кукольного театра. Главным персонажем спектаклей становится озорной, никогда не унывающий человечек. Он совсем не красив, даже уродлив, у него длинный крючковатый нос, на голову натянут шутовской колпак, а в руках он держит дубинку. Он неестественно громко выкрикивает слова, то и дело размахивая своей дубинкой. В каждой стране за ним закрепилось своё имя.
Слайд 25

В Италии его зовут Пульчинелла.

В Италии его зовут Пульчинелла.

Слайд 26

В Турции – Карагёз.

В Турции – Карагёз.

Слайд 27

В Германии – Гансвурст.

В Германии – Гансвурст.

Слайд 28

В Чехии – Кашпарёк.

В Чехии – Кашпарёк.

Слайд 29

В России – Петрушка. Народ орешки щёлкает, А то два-три крестьянина

В России – Петрушка.
Народ орешки щёлкает,
А то два-три крестьянина
Словечком перекинутся…
Хохочут, утешаются
И

часто в речь Петрушкину
Вставляют слово меткое,
Какого не придумаешь,
Хоть проглоти перо!
Слайд 30

Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это Сергей Владимирович Образцов (1901-1992).

Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это

Сергей Владимирович Образцов (1901-1992).
Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

А началось всё в детстве (Образцову было пять лет) с материнского

А началось всё в детстве (Образцову было пять лет) с

материнского подарка - маленькой куклы Би-Ба-Бо.
Она состояла из двух частей: головы с отверстием внизу и матерчатого халатика.
Слайд 37

Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер - и вот уже готов театр одного актёра!

Портативная ширма с внутренними карманами, концертмейстер - и вот уже готов

театр одного актёра!
Слайд 38

Тяпа – это одна из самых любимых кукол Образцова. Он сделал

Тяпа – это одна из самых любимых кукол Образцова. Он

сделал из папье-маше головку этой куклы и сшил для неё белую рубашку-распашонку. Получилась перчаточная кукла-ребёнок.
Слайд 39

Он выходил с этой куклой на эстраду, не прячась за ширму,

Он выходил с этой куклой на эстраду, не прячась за

ширму, баюкал «ребёнка» на руках, пел ему колыбельную Мусоргского, давал соску-пустышку, играл с ним.
Слайд 40

В 1931 году Сергею Владимировичу предложили организовать новый театр кукол и

В 1931 году Сергею Владимировичу предложили организовать новый театр кукол

и стать его художественным руководителем.
Пьеса для первого представления называлась «Джим и Доллар».
Слайд 41

Сначала театр работал только для детей и первые шесть лет был разъездным.

Сначала театр работал только для детей и первые шесть лет

был разъездным.
Слайд 42

За это время было поставлено пятнадцать спектаклей.

За это время было поставлено пятнадцать спектаклей.

Слайд 43

С 1937 года театр имел уже собственное здание на площади Маяковского.

С 1937 года театр имел уже собственное здание на площади Маяковского.

Слайд 44

«Необыкновенный концерт» – рекордсмен, по праву вошедший в книгу рекордов Гиннесса.

«Необыкновенный концерт» – рекордсмен, по праву вошедший в книгу рекордов

Гиннесса.
Слайд 45

В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды.

В конце спектакля из-за ширм выходили кукловоды.

Слайд 46

Появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов - душа театра

Появлялся и главный режиссёр Сергей Образцов - душа театра

Слайд 47

В 1970 году театр отпраздновал новоселье в здании на Садово-Самотечной улице, сюда переехал и музей театра.

В 1970 году театр отпраздновал новоселье в здании на Садово-Самотечной улице,

сюда переехал и музей театра.
Слайд 48

Этот музей – единственное в России и одно из крупнейших в

Этот музей – единственное в России и одно из крупнейших

в мире собрание различных театральных кукол от античности до наших дней.
Слайд 49

В коллекции музея около восьми тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей, эскизы декораций и костюмов.

В коллекции музея около восьми тысяч афиш, плакатов, программ спектаклей,

эскизы декораций и костюмов.
Слайд 50

Слайд 51

У театра собираются улыбающиеся люди, которых так любил весёлый и мудрый кукольник – С.В. Образцов.

У театра собираются улыбающиеся люди, которых так любил весёлый и мудрый

кукольник – С.В. Образцов.