Какими средствами воздействует искусство

Содержание

Слайд 2

Какими средствами воздействует искусство? Павел Филонов - Композиция Композиция Форма Ритм Пропорции Фактура Цвет Тон Интонация

Какими средствами
воздействует искусство?

Павел Филонов - Композиция 

Композиция
Форма
Ритм
Пропорции
Фактура
Цвет
Тон
Интонация

Слайд 3

Композиция Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность

Композиция

Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность

- это

построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Ф.Васильев. Лето. Речка в Красном селе. 1870

Слайд 4

В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в

В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в

пространстве или на плоскости.

Композиция

Ф. Сычков. Трудный переход
1871

Слайд 5

Виды композиции Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх или

Виды композиции

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх или создает

ощущение сдавленности

Л.Ф. Жегин Толпа. 1910-е

Слайд 6

Горизонтальная композиция создает ощущение статичности, спокойствия или движения мимо зрителя Виды

Горизонтальная композиция создает ощущение статичности, спокойствия или движения мимо зрителя

Виды композиции

В.Суриков.


Меншиков в Березове. 1883
Слайд 7

Виды композиции В.Суриков. Боярыня Морозова. 1887 Диагональные композиции передают динамику действия,

Виды композиции

В.Суриков. Боярыня Морозова. 1887

Диагональные композиции передают динамику действия, движение на

зрителя или от него и охватывают большие пространства
Слайд 8

Композиция в живописи Вертикальная Горизонтальная Диагональная Придает движение вверх Статичность, спокойствие

Композиция в живописи

Вертикальная

Горизонтальная

Диагональная

Придает движение вверх

Статичность, спокойствие или движение мимо зрителя

Передает динамику

действия, движение, охватывает большие пространства
Слайд 9

Сандро Боттичелли. Весна. 1477

Сандро Боттичелли. Весна. 1477

Слайд 10

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному

Картина
Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному

брату Лоренцо

6 СИМВОЛОВ, ЗАШИФРОВАННЫХ В «ВЕСНЕ» БОТТИЧЕЛЛИ

Слайд 11

1. Венера. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ

1. Венера. Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ

целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему).
Слайд 12

Три грации. Это спутницы Венеры. Символизируют Чувство, Интеллект и Волю. «И

Три грации. Это спутницы Венеры. Символизируют Чувство, Интеллект и Волю.

«И поскольку, [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
Фичино
Слайд 13

3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном

3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном

нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины
Слайд 14

4. Зефир и нимфа Хлорида. Западный ветер Зефир гонится за Хлоридой.

4. Зефир и нимфа Хлорида. Западный ветер Зефир гонится за Хлоридой.


После замужества Хлорида превратилась в богиню весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, используя прием одновременного изображения следующих друг за другом событий.
Слайд 15

5. Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах.

5. Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах.

Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
Слайд 16

Амур – спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа)

Амур – спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа)

целит в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Слайд 17

Концерт «Весна» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди 1678-1741 Концерт –

Концерт «Весна»
из цикла «Времена года»

Антонио Вивальди 1678-1741

Концерт – музыкальное произведение,

построенное по принципу контраста звучания одного или нескольких инструментов и оркестра. Концерт обычно состоит из трех частей.
Слайд 18

Клинт Мэ́нселл Британский музыкант и композитор, бывший вокалист и гитарист группы

Клинт Мэ́нселл

Британский музыкант и композитор, бывший вокалист и гитарист группы Pop

Will Eat Itself. Автор звуковых дорожек к фильмам Даррена Аронофски и Данкана Джонса.

Саундтрек к фильму
Даррена Аронофски «Реквием по мечте».

Слайд 19

В музыке, литературе, кино и театре композиция определяет расположение всех частей во времени и в развитии

В музыке, литературе, кино и театре композиция определяет расположение всех частей

во времени и в развитии
Слайд 20

Форма - В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид,

Форма -

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид,

контур предмета. Самые простые формы
приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

сумма приёмов, выразительных и изобразительных средств для создания образа в любом виде искусства

А. Джакометти. Паук

А. Джакометти. Кошка

Слайд 21

Квадрат - законченная, устойчивая форма. Выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет.

Квадрат - законченная,  устойчивая  форма.
  Выражает  утверждающие  образы, ей  не свойственно 

движение,  полет.
Слайд 22

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Слайд 23

Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма несет

Треугольник —  активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма
несет   возможность  движения, выражает  борьбу
  противоположностей, 

может  быть  агрессивной. 
Слайд 24

Круг - наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому

Круг  - наиболее яркое  выражение  идеи природы  (Земли, Солнца,  мироздания), 
поэтому ассоциируется 

с понятиями  «добро»,  «счастье», «жизнь». 

Рафаэль. Мадонна в кресле

Ван Гог. Подсолнухи

Слайд 25

Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Текучая  форма  амебы придает  образам  неустойчивый характер,  ассоциируется  с  романтичностью, меланхолией, 

пессимизмом.
Слайд 26

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть

Линия  тоже  имеет  свою  форму,  которая  выражает образ.  Она  может  быть 

стремительной  или  тягучей, плавной  или  угловатой,  целенаправленной  или  хаотичной  и  тем  самым  формирует  различные  образы
Слайд 27

Форма В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные

Форма

В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали

отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.


Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными.

Слайд 28

Сюрреалистические трансформации Сальвадора Дали

Сюрреалистические трансформации Сальвадора Дали

Слайд 29

Посмотрите современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчеркивает стилизация или трансформация?

Посмотрите современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчеркивает

стилизация или трансформация?
Слайд 30

Форма в музыке Формы-композиции в музыке основаны на известных принципах —

Форма в музыке

Формы-композиции в музыке основаны на известных принципах — повтор

и контраст.

В музыке под формой подразумеваются:
* организация музыкального целого,
* Способы развития музыкального материала,
* жанровые обозначения, (песня, романс, баллада, прелюдия и др.)
.

Слайд 31

РИТМ Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, речи Слово ритм означает «мерность».

РИТМ

Ритм сложился под влиянием деятельности человека:
шага,
танца,
заклинания,
речи

Слово

ритм означает «мерность».
Слайд 32

Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц,

Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц,

движение морских волн. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и суетливости, радости и испуга.

РИТМ

греческое rhythmos — движение, такт

Слайд 33

Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями

Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями

одинаковой величины.

РИТМ

В музыке ритм образует
последовательность длительностей —
звуков и пауз.

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Виктор Вазарелли

Виктор Вазарелли

Слайд 37

Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование

Так, в картине
К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование

светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным.

РИТМ

греческое rhythmos — движение, такт

Слайд 38

ПРОПОРЦИИ лат. proportio — соотношение, соразмерность Закономерное соотношение величин частей художественного

ПРОПОРЦИИ

лат. proportio — соотношение, соразмерность

Закономерное соотношение величин частей художественного произведения между

собой, а также каждой части с произведением в целом

a : b = b : c
 или 
с : b = b : а.

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

“Золотое сечение” в живописи Ярко освещенная солнцем сосна, стоящая на первом

“Золотое сечение” в живописи

Ярко освещенная солнцем сосна, стоящая на первом плане,

делит длину картины по «золотому сечению». Справа от сосны – освещенный солнцем пригорок. Он делит по «золотому сечению» правую часть картины по горизонтали. 

ПРОПОРЦИИ

Слайд 43

Леонардо был не только живописцем, скульптором, архитектором, инженером, математиком, но и

Леонардо был не только живописцем, скульптором, архитектором, инженером, математиком, но и

знатоком анатомии. Рисунок, выполненный чернилами, Леонардо для книги древнеримского архитектора Витрувия.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ПРОПОРЦИИ

Слайд 44

ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК

ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Слайд 45

Художник нередко прибегает к условности, делая это сознательно или нет, но

Художник нередко прибегает к условности, делая это сознательно или нет, но

всегда в связи с той ролью, которая отведена изображению фигуры в композиции.

Средство усиления выразительности –
искажение пропорций

ПРОПОРЦИИ

Слайд 46

Слайд 47

ЦВЕТ Характеризует положение объекта в пространстве, Передает материальные свойства объекта, Создает

ЦВЕТ

Характеризует положение объекта в пространстве,
Передает материальные свойства объекта,
Создает общий

эмоциональный строй художественного образа.
Может иметь символическое значение.
Может быть индивидуальной манерой письма художника

Одно из самых выразительных средств в искусстве, сильно влияющий на чувства, состояние, настроение людей.

Слайд 48

П. Федотов Сватовство майора

П. Федотов Сватовство майора

Слайд 49

Слайд 50

М. Врубель Царевна-лебедь

М. Врубель Царевна-лебедь

Слайд 51

Анри Матисс. Женщина в шляпе.

Анри Матисс. Женщина в шляпе.

Слайд 52

ТОН Тон в живописи — цвет или оттенок краски, цвета, светотени.

ТОН

Тон в живописи — цвет или оттенок краски, цвета, светотени.
Тон в

музыке— высота звука.

от греч. τόνος — натяжение, напряжение, ударение

Клод Моне.

Слайд 53

Колори́т от лат. color — краска, цвет Это общая эстетическая оценка

Колори́т

от лат. color — краска, цвет

Это общая эстетическая оценка цветовых качеств

произведения искусства, согласованности цветов и оттенков.

Клод Моне.

Слайд 54

ФАКТУРА В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки декоративно-прикладного искусства,

ФАКТУРА

В изобразительном искусстве фактура —
это характер обработки декоративно-прикладного искусства, скульптуры

или живописной плоскости,
способ передачи особенностей реальных предметов изобразительными средствами.

ОТ ЛАТИНСКОГО FACTURA —
ОБРАБОТКА, СТРОЕНИЕ.

А. Джакометти. Кошка

Слайд 55

ИНТОНАЦИЯ 1. Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и

ИНТОНАЦИЯ

1. Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность

звучания.
2. Манера произношения, отражающая чувства говорящего

лат. intonatio «исполнение в тоне»