Киберпанк

Содержание

Слайд 2

Киберпанк (от англ. cyberpunk) – жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой

Киберпанк (от англ. cyberpunk) – жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой

культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Жанр зародился в 80-х годах прошлого века сначала в литературе, а затем распространился и на другие виды искусства. Сам термин является смесью слов англ. cybernetics «кибернетика» и англ. punk «панк», впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года.
Писатель и редактор Гарднер Дозуа описывал киберпанк фразой «high tech, low life» - то есть высокие технологии в сочетании с «низкой» жизнью. Такая характеристика намекает на контраст между технологиями будущего и образами героев - изгоев, бродяг, преступников, наёмников и авантюристов.
Слайд 3

Элементы жанра Киберпространство, виртуальная реальность, искусственный интеллект. Киборги, биоимплантаты, нанотехнологии, генная

Элементы жанра

Киберпространство, виртуальная реальность, искусственный интеллект.
Киборги, биоимплантаты, нанотехнологии, генная инженерия.
Городские трущобы

в постапокалиптическом стиле для бедняков и небоскребы для богачей.
Влиятельные крупные корпорации («дзайбацу»), криминальные синдикаты, мафия
Хакеры, киберпреступность и кибертерроризм. Наркотики, стимуляторы или необходимые для выживания лекарства.
Экологические проблемы, кризис культуры и искусства, регресс социальных институтов.
Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Уильям Гибсон

Уильям Гибсон

Слайд 8

Брюс Стерлинг

Брюс Стерлинг

Слайд 9

Слайд 10

Мир киберпанка Миры киберпанка – это, как правило, постиндустриальные антиутопии. В

Мир киберпанка

Миры киберпанка – это, как правило, постиндустриальные антиутопии.

В большинстве киберпанковских произведениях часть действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью (так называемая «дополненная реальность»). Это может быть эволюционировавшая версия Интернета, Сеть или Матрица (У. Гибсон), Метавселенная (Н. Стивенсон), Поливерсум (Й. Макдональд), Система (Пэт Кэддигэн) и т.п.
В киберпанке поднимается тема искусственного интеллекта, описываются возможности существования гражданских прав и обязанностей у ИИ, как у загруженного в компьютер человеческого разума, имеющего рассудок и самоанализ.
Слайд 11

Мир киберпанка Обстановка мира недалекого будущего, как правило, представляется в тусклых

Мир киберпанка

Обстановка мира недалекого будущего, как правило, представляется в тусклых

и угрюмых цветах. Яркие краски практически отсутствуют, если не считать многочисленные витрины с неоновыми вывесками.
Для киберпанка характерно усугубленые текущих негативных тенденций — сильное загрязнение окружающей среды, распространенность рукотворных болезней и информационных вирусов, которые в будущем смогут поражать кибернетические мозги.
Большинство людей вынуждены жить в футуристических фавелах, а элиты оккупировали высотные небоскребы. В фавелах стоят серые обветшалые здания, напоминающие современные «блоки», тогда как элита живет в небоскребах, где стекло и бетон достигли пика своего совершенства. В больших городах обязательно кипит торговля, так что присутствует большое количество всевозможных магазинчиков и компаний с различными видами услуг и пр. Жизнь в высотных мегаполисах бурлит на многих уровнях, в том числе и под землей, где обитают условные силы сопротивления, черный рынок и т.д.
Слайд 12

Герой киберпанка Вживление в организмы героев протезов, имплантов, оптических приспособлений, биохимии,

Герой киберпанка

Вживление в организмы героев протезов, имплантов, оптических приспособлений, биохимии,

улучшаются рефлексы и выносливость делает их неуязвимыми в сложном мире киберпространства. И многие из них напоминают «кусок мяса, битком набитый имплантированными чипами…» (Гибсон. Джонни Мнемоник). Бесконечные модификации собственных тел уничтожают личности, оставляя совершенную оболочку («кейс»), постепенно превращая их в своего рода сплав механизмов и брендов.
Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования, часто это бесправные, аморальные, «негероические» люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации. Среди главных героев в киберпанковских произведениях обычно присутствуют компьютерные хакеры, олицетворяющие идею борьбы одиночки против несправедливости. Однако в начале 80-х термина «Хакер» еще не было – Гибсон называл их «компьютерными ковбоями».
Слайд 13

Сюжеты киберпанка Один из традиционных элементов жанра — сеть транснациональных корпораций,

Сюжеты киберпанка

Один из традиционных элементов жанра — сеть транснациональных корпораций,

власть которых превышает государственную (государственность, как таковая, вообще может отсутствовать). Миллиарды им приносит бизнес на рынках ресурсов и финансов, недвижимости и оружия, фармацевтики и технологий, информации и разведданных, систем безопасности и управления.
.
Сюжет строится вокруг противостояния «улицы», представленной хакерами и преступниками, и «корпораций». Антикорпоративный пафос часто дополняется техноалармизмом, страхом, что именно новые технологии позволяют финансовым гигантам контролировать жизнь простых граждан.
Слайд 14

Русский киберпанк В России к жанру часто относят следующие романы: «Фантомная

Русский киберпанк

В России к жанру часто относят следующие романы: «Фантомная

боль» Михаила Тырина, «Сердца и моторы» и «Горячий старт» Владимира Васильева, «Каменный век» Александра Тюрина, «Падшие ангелы Мультиверсума» Леонида Алехина, «Там (Город крыс)» Алексея Калугина, «Последний аватар» и «Сезон оружия» Александра Зорича, трилогию «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко.
Отдельные критики предпочитают называть некоторые из этих романов «романами о виртуальности».
Слайд 15

Киберпанк в кино Фильм «Бегущий по лезвию» (1982), снятый режиссёром Ридли

Киберпанк в кино

Фильм «Бегущий по лезвию» (1982), снятый режиссёром Ридли

Скоттом по роману Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968) стал первой кинокартиной, которую можно отнести к жанру киберпанк. Действие фильма происходит в антиутопическом будущем 2019 года. Картина более чётко укладывается в рамки жанра киберпанка, чем сам роман. Позднее Уильям Гибсон признал, что после первого просмотра фильма он был поражён, насколько атмосфера фильма совпадала с его видением во время работы над «Нейромантом». Тон фильма стал образцом для множества киберпанк-фильмов.
Слайд 16

Киберпанк в кино

Киберпанк в кино

Слайд 17

Киберпанк в кино

Киберпанк в кино

Слайд 18

Киберпанк в кино «Джонни-мнемоник» (1995)

Киберпанк в кино

«Джонни-мнемоник» (1995)

Слайд 19

Киберпанк в кино

Киберпанк в кино

Слайд 20

Киберпанк в кино «Матрица» (1999-2003)

Киберпанк в кино

«Матрица» (1999-2003)

Слайд 21

Киберпанк в кино «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Киберпанк в кино

«Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Слайд 22

Киберпанк в кино

Киберпанк в кино

Слайд 23

Киберпанк в кино

Киберпанк в кино

Слайд 24

«Вспомнить всё» (2014) Киберпанк в кино

«Вспомнить всё» (2014)

Киберпанк в кино

Слайд 25

«Робокоп» (2014) Киберпанк в кино

«Робокоп» (2014)

Киберпанк в кино

Слайд 26

Киберпанк в кино Киберпанк в кино «Робокоп 3» (1993)

Киберпанк в кино

Киберпанк в кино

«Робокоп 3» (1993)

Слайд 27

«Призрак в доспехах» (2017) Киберпанк в кино

«Призрак в доспехах» (2017)

Киберпанк в кино

Слайд 28

«Призрак в доспехах» (2017) Киберпанк в кино

«Призрак в доспехах» (2017)

Киберпанк в кино

Слайд 29

Аниме «Призрак в доспехах» (1994, 2005) Киберпанк в кино

Аниме «Призрак в доспехах» (1994, 2005)

Киберпанк в кино

Слайд 30

«Алита – боевой ангел» (2019) Киберпанк в кино

«Алита – боевой ангел» (2019)

Киберпанк в кино

Слайд 31

«Алита – боевой ангел» (2019) Киберпанк в кино

«Алита – боевой ангел» (2019)

Киберпанк в кино

Слайд 32

Аниме «Боевой ангел Алита» (1993) Киберпанк в кино

Аниме «Боевой ангел Алита» (1993)

Киберпанк в кино

Слайд 33

«Видоизмененный углерод» (2019) Киберпанк в кино

«Видоизмененный углерод» (2019)

Киберпанк в кино

Слайд 34

Посткиберпанк и т.д. В конце 20 в. появилось большое количество производных

Посткиберпанк и т.д.

В конце 20 в. появилось большое количество производных понятий

таких как «биопанк» (biopunk), «мифопанк» (mythpunk), «паропанк» или «стимпанк» (steampunk), «дизельпанк», «посткиберпанк» (postcyberpunk), «нанопанк» (nanopunk), « стичпанк».
Расцвет киберпанковского течения длилось недолго. Ещё в 1998 году Лоуренс Персон, редактор журнала Nova Express, посвящённого научной фантастике, опубликовал своеобразный манифест «посткиберпанка». Главной его особенностью стало то, что герои, которые жили ради самих себя, сменились на героев, старающихся во имя мирового блага. В классическом киберпанке герой не совсем героичен. Это противостояние одного слабого человека огромной машине, цель которого не победить, а выжить. Герой не кидается грудью на амбразуру. В посткиберпанке же герой, ведомый жаждой высшей справедливости, бросает вызов системе. Часто он относится к архитипу «Мэри Сью».
Слайд 35

Нил Стивенсон

Нил Стивенсон

Слайд 36

Дизельпанк и стимпанк В дизельпанке изображается в недалекое будущее, но не

Дизельпанк и стимпанк

В дизельпанке изображается в недалекое будущее, но не

компьютеризированное, а пережившее некий крупный катаклизм или войну и выживающее на том уровне цивилизаций, на котором трагедия ее и застала (характерным представителем жанра является серия «Безумный Макс»).

Стимпанк переносит читателя в антураж викторианской Британской империи, предлагая в качестве технологической базы паровые машины, различные механизмы и автоматоны.

Слайд 37

Cyberpunk 2077

Cyberpunk 2077

Слайд 38

Cyberpunk 2013 Cyberpunk 2020

Cyberpunk 2013 Cyberpunk 2020

Слайд 39

Список источников Elhefnawy N. After the new wave: science fiction today.

Список источников

Elhefnawy N. After the new wave: science fiction today. Nader

Elhefnawy: Literary Criticism, 2015. 254 p.
Hassler Donald M. New Boundaries in Political Science Fiction. University of South Carolina Press: 75 – 76.
Андрюшин В.М. Современная антиутопия: киберпанк и другие // Язык. Коммуникация. Методика преподавания: сборник научных трудов. Курганский государственный университет. Курган, 2016. С. 5-9.
Артюх А.А. Субкультура киберпанка и американский кинематограф // диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Санкт-Петербург, 2001
Гаков В. Куда девался киберпанк? // Ровесник. 1999. № 2. С. 51-53.
Зюзелько А.В. Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века. Автореферат диссертации … доктора философских наук. Ростов-на Дону, 2013.
Камалова А.Т. Бинарная оппозиция индивидуальное - коллективное в произведениях русского киберпанка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 400-402.
Камалова А.Т. Бинарная оппозиция реальное -виртуальное в произведениях русского киберпанка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 452-453.
Камалова А.Т. К проблеме жанровой идентификации литературного киберпанка (на примере русского киберпанка 90-х - 2000-х годов) // Филоlogos. 2019. № 2 (41). С. 19-25.
Камалова А.Т. Мифопоэтика и интертекстуальность в произведениях русского киберпанка // Филоlogos. 2020. № 2 (45). С. 37-42.
Камалова А.Т. Художественный мир русского киберпанка 90-х-2000-х годов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 378-379.
Киберпанк (cyberpunk) как жанр, стиль и культурный феномен. Available at: https://www.playground.ru/blogs/other/kiberpank_cyberpunk_kak_zhanr_stil_i_kulturnyj_ fenomen-232730/
Киберпанк (cyberpunk) как жанр, стиль и культурный феномен. URL: https://geeksempire.org/posts/view/kiberpank (дата обращения: 01.12.18).
Лазарева Т.С. Киберпанк (обзор литературы одного из направлений современной фантастки) // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2001. № 1 (10). С. 82-90.
Ламина А.Т. Бинарная оппозиция природное - техническое в произведениях русского киберпанка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 354-355.
Ламина А.Т. Мотивы использования достижений передовой науки и социального подавления в романе-антиутопии и произведениях русского киберпанка // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 310-312.
Новичкова А.В. Киберпанк как литературное явление: жанровые черты и история // Межкультурные коммуникации. Сборник студенческих научных работ №10 Международной научной конференции. 2019. С. 224-230.
Огарков А.Н. Кризис европейской культуры в произведениях киберпанка // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 4 (37). С. 102-106.