Классицизм. Живопись. Никола Пуссен (1594-1665). Клод Лоррен (1600-1682)

Содержание

Слайд 2

Никола Пуссен родился в Нормандии в 1594 г. Он считается наиболее

Никола Пуссен родился в Нормандии в 1594 г. Он считается наиболее

значительным французским живописцем XVII века.
После начального обучения в Руане в 1612 году приехал в Париж, затем странствовал по Италии и в 1624 году поселился в Риме, где и прожил всю остальную жизнь.
Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий
Слайд 3

Слайд 4

«Поклонение золотому тельцу» - одно из полотен на библейские сюжеты. Всеобщее

«Поклонение золотому тельцу» - одно из полотен на библейские сюжеты.
Всеобщее рукоплескание

и буйная пляска вокруг идола, стоящего на постаменте, воспринимается как варварское поклонение языческому божеству
Слайд 5

Библейское действо перенесено из Египта на более близкую и знакомую художнику

Библейское действо перенесено из Египта на более близкую и знакомую художнику

почву. О Египте напоминает лишь обелиск за храмом

Нахождение Моисея

Слайд 6

Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет На фоне довольно жестко

Картина «Исцеление слепого» написана на евангельский сюжет
На фоне довольно жестко исполненного

пейзажа с живописной архитектурой среди куп деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей: Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой

Исцеление слепого

Слайд 7

Рождество Работы Н. Пуссена Марс и Венера Великодушие Сципиона

Рождество

Работы Н. Пуссена

Марс и Венера

Великодушие Сципиона

Слайд 8

Аркадские пастухи

Аркадские пастухи

Слайд 9

Похищение сабинянок

Похищение сабинянок

Слайд 10

Царство Флоры

Царство Флоры

Слайд 11

Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу,

Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу,

их позы и жесты подчинены единому ритму — благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры
Слайд 12

Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу, некоторые из них написаны

Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу, некоторые из них написаны

по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», повествующего о походах рыцарей крестоносцев в Палестину
Художника интересовали не военные, а лирические эпизоды: например, история любви Эрминии к рыцарю Танкреду
Слайд 13

Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы,

Танкред был ранен в бою, и Эрминия мечом отрезала себе волосы,

чтобы перевязать ими раны возлюбленного
Фигуры Танкреда и склонённой над ним Эрминии образуют некое подобие круга, что сразу вносит в композицию равновесие и покой
Колорит произведения построен на гармоничном сочетании чистых красок синей, красной, жёлтой и оранжевой
Действие сосредоточено в глубине пространства, первый план остаётся пустым, благодаря чему возникает ощущение простора
Возвышенное, эпически монументальное произведение показывает любовь главных героев (они принадлежали к враждующим сторонам) как величайшую ценность, которая важнее всех войн и религиозных конфликтов
Слайд 14

Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж, он всегда населён мифологическими

Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж, он всегда населён мифологическими

героями. Это отражено в названиях произведений: «Пейзаж с Полифемом». Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев
Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира
Композиция пейзажа — простая, логичная, упорядоченная

Пейзаж с Полифемом

Слайд 15

Слайд 16

В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план — равнина, второй

В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план — равнина, второй

— гигантские деревья, третий — горы, небо или морская гладь.
Разделение на планы подчёркивалось и цветом.
Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на третьем — холодные, и прежде всего голубой.
Но художник был убеждён, что цвет — это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции.
В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума .
Слайд 17

Клод Лоррен (1600—1682) Клод Лоррен был современником Пуссена. Ещё ребёнком он

Клод Лоррен (1600—1682)

Клод Лоррен был современником Пуссена. Ещё ребёнком он

попал в Италию, где и начал обучаться живописи. Большую часть жизни художник провёл в Риме
Слайд 18

Слайд 19

Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции XVII в. было

Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции XVII в. было

редкостью.
Его полотна воплощают те же идеи и композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой.
Лоррена интересовали игра тонов, изображение воздуха и света на холсте .

Утро в гавани