Киргизская мифология

Содержание

Слайд 2

МИФ СЛОВО "МИФ" ГРЕЧЕСКОЕ, В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ "ПРЕДАНИЕ", "СКАЗАНИЕ". ЭТО ФАНТАСТИЧЕСКОЕ

МИФ

СЛОВО "МИФ" ГРЕЧЕСКОЕ, В ПЕРЕВОДЕ ОЗНАЧАЕТ "ПРЕДАНИЕ", "СКАЗАНИЕ". ЭТО ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

О ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЯХ. МИФ ВОЗНИКАЕТ НА РАННЕЙ СТАДИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
Слайд 3

Кыргызские мифы: космогонические, этиологические, тотемистические, героические, эсхатологические и др. К космогоническим

Кыргызские мифы:
космогонические,
этиологические,
тотемистические,
героические,
эсхатологические и др.

К космогоническим мифам

примыкают мифы астральные, солярные и лунарные мифы.
Слайд 4

Луну и звезды кыргызы рассматривали как неотъемлемые части неба. Однако по

Луну и звезды кыргызы рассматривали как неотъемлемые части неба. Однако по

некоторым сохранившимся пережиткам можно предположить, что луна и звезды были объектами почитания. В повседневной жизни на луну запрещалось указывать рукой, долго смотреть и подставлять лицо под лунные лучи.
Слайд 5

Кочевой уклад жизни кыргызов способствовал развитию народных астрономических знаний. Практически каждый

Кочевой уклад жизни кыргызов способствовал развитию народных астрономических знаний. Практически каждый

кочевник хорошо знал расположение звезд и созвездий на небе, их движение, время и место появления и заката в разные сезоны года и применял свои астрономические познания на практике. От времени и места их появления на небе определяли погодные изменения, от которых в свою очередь зависела хозяйственная деятельность.

Широко распространенными были мифы о тех звездах и созвездиях, которых хорошо видно с земли. Это мифы о ЖетиКаракчы (Большая Медведица), Yркeр (о созвездии Плеяд), Yч Аркар (Орион), Темир Казык (Полярная Звезда), о Венере, о созвездии Весов и т.д.

Слайд 6

Северные кыргызы одежду умершего, полученную в виде вознаграждения за обмывание покойного,

Северные кыргызы одежду умершего, полученную в виде вознаграждения за обмывание

покойного, прежде чем внести в дом вешали во дворе, чтобы ее "видели звезды" (жылдыз көрсүн). А на юге Киргизии одежду, которая была в употреблении во время похорон, родные покойного раскладывали по верху юрты с этой же целью

Обряды из погребального ритуала кыргызов с почитанием звезд

Слайд 7

Космогонические мифы "Манас" и "Эр Тоштук" Манас как мировое дерево символизирует

Космогонические мифы

"Манас" и "Эр Тоштук"

Манас как мировое дерево символизирует в

эпосе пространственную структуру мира. И представление, данное в эпосе "Манас", полностью совпадает с первобытными представлениями кыргызов.

мир в "Эр Тоштуке" представлен через призму сложного и богатого религиозно-мифологического восприятия. Возможно, наши предки предполагали и образно описывали существование трех областей мира:
1) экзистенциональной;
2) мира, в который переходит человек после смерти (потусторонний);
3) мира духов

Слайд 8

Тенгри Тенир, Тенгри Умай-эне Жер-Суу Эрлик Когда бог Тенгри разделил небо

Тенгри

Тенир, Тенгри
Умай-эне
Жер-Суу
Эрлик

Когда бог Тенгри разделил небо и

землю, он и сам разделился выделив из себя богиню Умай, ставшую его супругой. Так появилось время: Тенгри – вечность, Умай – настоящее.
Слайд 9

Албарсты́ — женские демонические персонажи в мифологии тюркских и некоторых соседних

Албарсты́ — женские демонические персонажи в мифологии тюркских и некоторых соседних

с ними народов. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами. Иногда образ албасты дополнял третий глаз и длинные когти

Албарсты