- Главная
- Культурология
- Кубизм: другая точка зрения
Содержание
- 2. Суть кубизма: разборка предмета на составляющие посредством пристального анализа. Знакомство с кубизмом можно начать с Пикассо
- 3. Блестящий результат этих изысканий - «Авиньонские девицы» - картина, целиком построенная на идеях Сезанна и ознаменовавшая
- 4. Ренессанский шедевр кисти испанца Эль Греко «Снятие пятой печати» (1608), изучению которого Пикассо уделил немало времени.
- 5. Художники-авангардисты XXI века будут ссылаться на картину Пикассо 1907 года как на одно из наиболее значительных
- 6. Канвейлер переехал в Париж попробовать себя в торговле предметами искусства и вскоре, посетив мастерскую Пикассо, увидел
- 7. Художник как будто постоянно меняет фокусное расстояние фотоаппарата, «зумит» то один объект, то другой, усиливая четкость
- 8. Когда Брак представил некоторые свои эстакские работы отборочной комиссии Осеннего салона 1908 года, те были отвергнуты,
- 9. Помимо прочего художниками была предпринята попытка более точно показать, каким образом мы видим предмет на самом
- 10. Главным теперь становится наслаждение от эмоций и ритмов, которые ощущаются нами при разглядывании угловатых фигур, изображенных
- 11. Брак и Пикассо стремились создать новую формулу для искусства, такую, которая охватывала бы не только то,
- 12. Неизбежным следствием кубизма станет полная абстракция. Революционный шаг Пикассо,он «продырявил» форму. Вместо того чтобы коверкать и
- 13. Включение настоящей клеенки в картину стало прорывом. К 1912 году все уже свыклись с тем, что
- 14. И тут начинается концептуальное искусство. Не с Марселя Дюшана и не с художников-перформансистов 1960-х годов. Все
- 15. В течение следующих двух лет оба художника, словно дуэт джазовых музыкантов, импровизировали со всевозможными материалами и
- 17. Скачать презентацию
Суть кубизма: разборка предмета на составляющие посредством пристального анализа.
Знакомство с
Суть кубизма: разборка предмета на составляющие посредством пристального анализа.
Знакомство с
Пикассо пригласил своего друга Аполлинера литератора посмотреть картину. С картины смотрели пять обнаженных женщин - грубо раскрашенные тела были словно выхвачены из общей гаммы коричневых, голубых и розовых тонов острыми, как бритва, угловатыми линиями, похожими на трещины разбитого зеркала.
Авиньонские девицы. 1907 Холст, масло. 243,9 × 233,7 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Блестящий результат этих изысканий - «Авиньонские девицы» - картина, целиком построенная
Блестящий результат этих изысканий - «Авиньонские девицы» - картина, целиком построенная
Авиньонские девицы. 1907 Холст, масло. 243,9 × 233,7 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Ренессанский шедевр кисти испанца Эль Греко «Снятие пятой печати» (1608),
Ренессанский шедевр кисти испанца Эль Греко «Снятие пятой печати» (1608),
Картина иллюстрирует сюжет из шестой главы Книги Откровений Иоанна Богослова (6:9-11 ), - когда убиенные за Слово Божие обретают спасение. Синий цвет одежд коленопреклоненного апостола Иоанна, простершего руки к небесам, - тот же, что и у фоновой драпировки в «Авиньонских девицах».
Кстати, и подход Пикассо к изображению ткани во многом позаимствован у Эль Греко - мазки белого, резкие линии, контрастные тени, придающие складкам глубину и пышность.
Одна из авиньонских девиц, повернутая в профиль и обращающаяся к остальным, - это зеркальное отражение праведницы Эль Греко. Даже гнетущее, темное небо Апокалипсиса не осталось без внимания Пикассо, - молодой художник явно попытался воссоздать такую же напряженную атмосферу.
Снятие пятой печати. 1608—1614 Холст, масло. 224,8 × 199,4 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Художники-авангардисты XXI века будут ссылаться на картину Пикассо 1907 года как
Художники-авангардисты XXI века будут ссылаться на картину Пикассо 1907 года как
Аполлинер в своем неприятии картины не был одинок: Матисс тоже высмеял Пикассо, а потом еще и разозлился, заподозрив, то испанец пытается уничтожить современное искусство.
Редакция на «Девиц» была настолько огорчительной, что Андре Дерен даже опасался, что «В один прекрасный день мы найдем Пикассо повесившимся позади его великого холста. Даже художник Жорж Брак, побывавший, как и Пикассо, на посмертной выставке Сезанна и вышедший оттуда преобразившимся, так и не понял, чего испанец пытался добиться. Но в отличие от прочих, которые приходили, смотрели, хихикали и уходили, Брак немного погодя вернулся, чтобы предложить Пикассо
свои идеи и помощь.
Матисс. Радость жизни. Музей: Фонд Барнса, США
Год: 1905-1906
Канвейлер переехал в Париж попробовать себя в торговле предметами искусства и
Канвейлер переехал в Париж попробовать себя в торговле предметами искусства и
великолепной и захотел купить ее тотчас. Но художник не согласился ее продать, и тогда Канвейлер предложил Пикассо финансовую поддержку для продолжения творческого поиска и
пообещал покупать его работы по мере их появления. Когда спустя какое-то время к Пикассо присоединился Брак, Канвейлер распространил свою щедрость и на него (хотя и на менее выгодных условиях). Избавленные от денежных забот, художники могли теперь вволю рисковать, не опасаясь неприятия публикой и критикой.
В своем творчестве друзья-художники отталкивались от наследия Сезанна, чьи находки оба давно взяли на вооружение.
В своих картинах Брак использовал многое из сезанновской техники, в частности, зелено-коричневую палитру. Однако его работы выглядят совсем иначе. Взять хотя бы «дома в Эстаке» (1908) - типичное полотно того периода. Брак изобразил склон холма, сплошь уставленный домиками, между которыми лишь кое-где зеленеет дерево или куст.
Сезанн. Слякоть на Эстаке. 1870
Художник как будто постоянно меняет фокусное расстояние фотоаппарата, «зумит» то
Художник как будто постоянно меняет фокусное расстояние фотоаппарата, «зумит» то
Такой ракурс использовал и Сезанн, но если он лишь слегка пододвигал объекты к зрителю, то Брак норовит вытащить
буквально все на передний план. Объекты притиснуты к нему,
как пассажиры к лобовому стеклу при резком торможении. Домики на склоне словно напирают друг на друга, но у них нет ни окон, ни дверей, ни палисадников, ни печных труб. Детали принесены в жертву композиции и связности ее элементов. Как и у Сезанна, только в более радикальном варианте, пейзаж разложен на упрощенные геометрические формы: роскошная недвижимость предстает набором светло-коричневых кубиков,
перемежающихся мазками более темного оттенка, создающими тени и глубину. Редкие пятна зеленого - кустарник или деревце - дают глазу передохнуть среди сплошных наезжающих
друг на друга коричневых коробочек.
Дома в Эстаке. Жорж Брак
Живопись, 1908,
Когда Брак представил некоторые свои эстакские работы отборочной комиссии Осеннего салона
Когда Брак представил некоторые свои эстакские работы отборочной комиссии Осеннего салона
презрительно фыркнул: мол, «Брак прислал картину, сплошь состоящую из кубиков».
И вот в очередной раз обидное слово сделалось названием нового направления в искусстве: так появился кубизм.
Термин оказался ошибочным: в кубизме нет никаких кубов, все как раз наоборот.
Кубизм - это признание двухмерной природы холста и категорическое НЕТ попыткам создания иллюзии трехмерного пространства (в частности, того же куба). «Объемное» изображение куба требует от художника взгляда на объект с одной
точки, в то время как Брак и Пикассо теперь рассматривали
объект одновременно под всеми возможными углами.
Брак. Пейзаж в Эстаке 1906
Виадук в Эстаке
1907
Он расположен в
Миннеаполисском
институте искусств.
Большие деревья
в Эстаке
1908
Дом в Эстаке
1908
Помимо прочего художниками была предпринята попытка
более точно показать, каким образом
Помимо прочего художниками была предпринята попытка
более точно показать, каким образом
Композиционно картина «Скрипка и палитра» очень проста. Скрипка стоит под пюпитром с нотными листами, занимая две нижние трети холста. Над пюпитром, на гвозде, вбитом в стену, висит палитра, рядом - зеленая штора. Художник
вновь использовал так любимую Сезанном приглушенную гамму бледно-коричневых и зеленых тонов. Впрочем, на сей раз
это не столько дань уважения мастеру, сколько необходимость.
Брак понял, как и Пикассо, что, только приглушив цвет, можно
успешно совместить несколько перспективных точек зрения на
одном холсте: разнообразие ярких красок помешает выстроить
желаемую конфигурацию и создаст впечатление невнятицы и
сумбура. Художники разработали новую технику, когда прямая
линия как бы фиксирует смену ракурса, а ее легкая растушевка-тень показывает зрителю, что смена на самом деле произошла.
Дополнительный бонус при таком подходе - ощущение сквозного узора, сбалансированного и гармоничного.
Скрипка и палитра
Жорж Брак
1909, 92×43 см
Местонахождение:
Музей Соломона
Гуггенхайма,
Нью-Йорк,
Главным теперь становится наслаждение от эмоций и ритмов,
которые ощущаются нами
Главным теперь становится наслаждение от эмоций и ритмов,
которые ощущаются нами
В 1905 году вдруг явился не по годам развитой швейцарец немецкого происхождения Альберт Эйнштейн со своей теорией относительности. И Брак, и Пикассо знали об этой революционной работе, в том числе и о выводах Эйнштейна насчет относительной природы времени и пространства. Художники, как и многие их друзья, с жаром обсуждали концепцию четвертого измерения и возможные последствия других научных достижений. Так, открытие атома вдруг оказалось вовсе не финальной точкой в познании материи, а лишь концом пролога к этому познанию.
Зато кубистская идея разрыва объекта на взаимосоотнесенные элементы представлялась в данном контексте вполне логичным шагом.
Брак и Пикассо стремились создать новую формулу для искусства, такую, которая
Брак и Пикассо стремились создать новую формулу для искусства, такую, которая
все шире среди художественного сообщества. Группа парижских художников-экспериментаторов, в том числе Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метцингер и ,, подхватили идеи кубизма Брака и Пикассо и примерно с 1910 года начали работать в той же манере. Именно эти художники, а не основатели кубизма, впервые представили публике новое направление на выставке Салона независимых 1911 года (с тех пор известного как Салон кубистов). Правда, ни одной работы Брака или Пикассо на Салоне не было: и тот и другой решили воздержаться от участия.
Фернан Леже
Дама в голубом
1912
Le goûter (Tea Time)
Жан Метцингер
1911
Portrait of Pablo Picasso Хуан Грис
1912
Неизбежным следствием кубизма станет полная абстракция.
Революционный шаг Пикассо,он «продырявил» форму. Вместо
Неизбежным следствием кубизма станет полная абстракция.
Революционный шаг Пикассо,он «продырявил» форму. Вместо
Так же он начинает вводить текст. Введение текста - это было смело. Ведь живопись всегда оперировала изображением, а не словом. Позаимствовать средство у одной формы коммуникации, чтобы поддержать другую - на такое не всякий бы решился. Но эта буквальная цитата из повседневной жизни об.Легчала понимание кубистической картины. Правда, буквы не стали панацеей. Кубизм поставил перед Браком и Пикассо новые проблемы, главная из которых была связана с представлением трехмерных предметов на двумерном холсте. Картины стали настолько плоскими, что зрителю, пожалуй, стало уже трудновато отделить изображаемый предмет от фона.
Ма Джоли
(Моя красавица)
1913
Включение настоящей клеенки в картину стало прорывом.
К 1912 году все
Включение настоящей клеенки в картину стало прорывом.
К 1912 году все
Брак пошел еще дальше. В сентябре того же года он создал натюрморт «Блюдо с фруктами и стакан» (1912), для которого вырезал и наклеил на холст обои «под дерево». Поверх обоев он нарисовал углем блюдо с фруктами в кубистском стиле и стакан. В этой живописи, кстати, нет собственно живописи. Цвет обеспечивают обои, купленные Браком в одном авиньонском магазине. И тут мы вторгаемся на территорию интеллектуальной игры. Брак взял кусок обоев, имитирующих дерево. Затем он поместил эту «фальшивку» в свою картину - по сути, поделку. Но тем самым он изменил статус обоев: теперь они -единственная «реальная» вещь на картине.
«Натюрморт с
плетеным стулом»
1912
Пикассо
«Блюдо с фруктами и стакан»
1912
Брак
И тут начинается концептуальное искусство. Не с Марселя Дюшана и не
И тут начинается концептуальное искусство. Не с Марселя Дюшана и не
Обои Брака и клеенка Пикассо могли бы остаться никчемными кусками отделочных материалов, но для истории искусства оказались шашками динамита. Сезанн распахнул дверь в модернизм; а эти два молодых авантюриста сорвали ее с петель.
Они не копировали реальную жизнь: они ее присваивали. Аналитический кубизм превратился в синтетический. Брак и Пикассо сделали очередное открытие: они изобрели коллаж.
Трехмерное папье-колле (термин буквально переводится как «бумажная наклейка»). Сегодняшние искусствоведы назвали бы эти шаткие конструкции из струн, картона, дерева и раскрашенной бумаги ассамбляжем или, может быть, даже скульптурой. Но тогда, в 1912 году, слова «ассамбляж» еще не существовало, а скульптуры представляли собой изваяния из мрамора или бронзы, установленные на постаменте.
Гитара, ноты и бокал
1912 год
Пикассо
Жорж Брак «Бутылка»
1914
В течение следующих двух лет оба художника, словно дуэт джазовых музыкантов,
В течение следующих двух лет оба художника, словно дуэт джазовых музыкантов,
так и долгосрочные последствия. Марсель Дюшан, бывший парижский кубист, уехал в Америку и быстренько произвел на свет собственное произведение искусства из подручного материала: «Фонтан»( 1917), он же переосмысленный писсуар.
Сюрреалисты преклонялись перед «девицами» Пикассо - картина, кстати, получила известность благодаря их идейному вождю Андре Бретону. И что такое банки супа «Кэмпбелл» Энди Уорхола, надувные собаки Джеффа Кунса и заформалиненные акулы Дэмиена Херста, если не присвоение художником готовых предметов с целью представления их в новом, художественном контексте?
Это искусство, вероятно, будет жить вечно, хотя само направление не продержалось и десятилетия. Тогдашний Париж, как и мир, породивший Брака и Пикассо, - мир богемных вольнодумцев, черпающих вдохновение в кофе и абсенте, - доживал последние дни. «Прекрасную эпоху» ожидало столкновение с величайшим ужасом и испытанием: Первой мировой войной. Некоторые создатели кубизма окажутся под ружьем, в том числе Брак.
Пабло Пикассо портрет