Культура Древней Руси

Слайд 2

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие

русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции.
Слайд 3

Слайд 4

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы М. Антокольского) Выдающимся

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы М. Антокольского)
Выдающимся писателем

и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.
Слайд 5

Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и

Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и

других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями. В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.
Слайд 6

«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова.

«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова.
Выдающимся

писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.
Слайд 7

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и

способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности.
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11