Культура первой половины XIX века

Содержание

Слайд 2

Характеристика периода Первая половина вошла в историю России как начало «Золотого

Характеристика периода

Первая половина вошла в историю России как начало «Золотого века»

художественной культуры
Самобытность и отход от европейского влияния
Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры
Слайд 3

Особенности культуры в первой половине XIX века: 1. Быстрая смена направлений

Особенности культуры в первой половине XIX века:

1. Быстрая смена направлений

и стилей.
2. Подъем после Отечественной войны 1812 года.
3. Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам, собиранию книг и картинам.
Слайд 4

Просвещение в правление Александра I В 1802 г. было учреждено Министерство

Просвещение в правление Александра I

В 1802 г. было учреждено
Министерство
народного
просвещения. В
царствование
Александра

I
увеличилось число
высших учебных
заведений: были
открыты Дерптский
(1802), Виленский
(1803), Казанский
(1803), Харьковский
(1805), Петербургский
университеты (1819)

Возникли лицеи, привилегированные учебные заведения гуманитарного
профиля, самыми известными из которых являлись Демидовский (1805),
Ришельёвский (1817) и Царскосельский (1811)

Слайд 5

Просвещение в правление Николая I Открылись новые специальные высшие учебные заведения:

Просвещение в правление Николая I

Открылись новые специальные
высшие учебные заведения:
Медикохирургическая академия,
Технологический

и Константиновский
межевой институты, Архитектурное
училище,
Лазаревский институт
восточных языков,
Киевский
университет.
Слайд 6

Литература. Золотой век русской культуры

Литература. Золотой век русской культуры

Слайд 7

«Современник» 1836 г. – основан А.С. Пушкиным В 1847 году журнал

«Современник»

1836 г.
– основан А.С. Пушкиным

В 1847 году журнал взяли в

аренду
И.И.Панаев и Н.А. Некрасов
Слайд 8

«Отечественные записки» 1818 - 1884 А.А. Краевский Выдвигая на первый план

«Отечественные записки»

1818 - 1884

А.А. Краевский

Выдвигая на первый
план социальные проблемы, критики призывали

к демократизации
культуры — созданию произведений, близких и понятных народу
Слайд 9

«Полярная звезда» альманах Литературных альманах выпускали А. А. Бестужев и К. Ф. Рылеев

«Полярная звезда» альманах

Литературных альманах выпускали А. А. Бестужев и К. Ф. Рылеев

Слайд 10

Сентиментализм - направление обращено к чувствам и переживаниям людей, а не

Сентиментализм - направление обращено к чувствам и переживаниям людей, а не

к разуму.
Возникло в 10-х годах XIX века.
Романтизм - это направление рисует жизнь в романтических и идеальных чертах.
Реализм - изображение окружающей действительности в наиболее типичных проявлениях. Получил распространение в 20 - 50 - х годах XIX века.
Слайд 11

РОМАНТИЗМ художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое

РОМАНТИЗМ
художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение

как направление в искусстве и литературе.

Гражданское направление романтизма
проявилось в творчестве поэтов, писателей,
критиков, участников движения декабристов.
Своим романтическим творчеством К. Ф.
Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев- Марлинский утверждали активного героя,
«болеющего» проблемами страны.
Романтизм оказал влияние на раннее творчество
А. С. Пушкина (поэмы «Кавказский пленник»,
«Братья-разбойники», «Бахчисарайский
фонтан», «Цыганы») и М. Ю. Лермонтова
(«Мцыри», «Песня про купца Калашникова»).

Слайд 12

Характерные черты особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей

Характерные черты

особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей действительности,


противопоставление реальному миру идеального
стремление автора выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов
Слайд 13

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) Под влиянием войны 1812 г. на смену

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Под влиянием войны 1812 г. на смену
сентиментализму

в литературе пришел
романтизм. В центре внимания авторов романтиков был возвышенный герой,
стремящийся преодолеть
несовершенство мира.
Основоположником русского
романтизма был В. А. Жуковский.
Слайд 14

Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского БАЛЛАДА – сюжетное стихотворение, в основе

Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского

БАЛЛАДА – сюжетное стихотворение, в основе которого

чаще всего лежит необычный случай, предание или таинственное происшествие

«Людмила»
«Светлана»
«Перчатка»
«Кубок»
«Эолова арфа»

Слайд 15

Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского ЭЛЕГИЯ – стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения «Вечер» «Море»

Излюбленные лирические жанры В.А. Жуковского

ЭЛЕГИЯ – стихотворение философски задумчивого, мечтательного настроения


«Вечер»
«Море»

Слайд 16

РЕАЛИЗМ (от лат. realis — вещественный) ведущие принципы реализма: объективное изображение

РЕАЛИЗМ

(от лат. realis — вещественный)
ведущие принципы реализма:
объективное изображение жизни в

сочетании с высотой авторского идеала;
воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации;
жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм;
преобладающий интерес к проблеме личности и общества
Слайд 17

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) роман «Арап Петра Великого» Трагедия «Борис Годунов»

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

роман «Арап Петра Великого»
Трагедия «Борис Годунов»
Поэма «Медный всадник»


Поэма «Полтава»
Роман в стихах
«Евгений Онегин»
Повесть «Дубровский» и «Капитанская дочка»
Научные работы «История Пугачева» и «История Петра I»
Слайд 18

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) Поэмы «Мцыри» и «Демоны» Стихотворение «Парус», «Дума»,

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Поэмы «Мцыри» и «Демоны»
Стихотворение «Парус», «Дума», «Пророк»

и другие
Роман «Герой нашего времени»
Слайд 19

Гоголь Николай Васильевич (1809 - 1852) Комедия пьеса «Ревизор» Поэма «Мертвые

Гоголь Николай Васильевич (1809 - 1852)

Комедия пьеса «Ревизор»
Поэма «Мертвые души»
Сборник повестей

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Слайд 20

Грибоедов Александр Сергеевич (1790 -1829) В 1830–1840-е гг. русская литература проходит

Грибоедов Александр Сергеевич (1790 -1829)

В 1830–1840-е гг. русская литература проходит
свой путь

от романтизма к реализму. О
долгом взаимодействии этих литературных
направлений в творчестве русских писателей
свидетельствует комедия «Гope от умa» А. С.
Грибоедова.

Комедия в стихах «Горе от ума».

Слайд 21

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) Русский публицист, поэт, баснописец. «Кукушка и Орёл»,

Крылов Иван Андреевич (1769-1844)

Русский публицист, поэт, баснописец.
«Кукушка и Орёл»,
«Осёл

и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
Слайд 22

музыка

музыка

Слайд 23

Глинка Михаил Иванович (1804—1857) опера «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), опера

Глинка Михаил Иванович (1804—1857)

опера «Жизнь за царя» (Иван Сусанин),
опера «Руслан и

Людмила»
Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский»
«Камаринская», фантазия на две русские темы
Слайд 24

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869) опера «Русалка». опера «Мазепа» опера «Каменный гость».

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813—1869)

опера «Русалка».
опера «Мазепа»
опера «Каменный гость».

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Живопись первой половины XIX века

Живопись первой половины XIX века

Слайд 28

Романтизм – направление в европейском искусстве первой половины 19 века, выдвигавшее

Романтизм – направление в европейском искусстве первой половины 19 века,

выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделявшее ее идеальными устремлениями, чертами, жаждой совершенства и обновления.
Представители романтизма:
Кипренский О.А.,
Тропинин В.А.
Слайд 29

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной.

Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной. В 1788

году он получил вольную и был отправлен в Воспитательное училище при петербургской Академии Художеств. В 1805 году Кипренскому присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле". Но свое призвание художник нашел в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека, как на внутренне независимую личность. С 1816 по 1822 годы Кипренский жил в Италии. В эти годы он предпринял ряд попыток создания исторических полотен. По возвращении в Россию в 1827 году художник написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.
Слайд 30

«Бедная Лиза»

«Бедная Лиза»

Слайд 31

Орест Адамович Кипренский Портрет полковника лейб-гусарского полка Е.В. Давыдова. 1809 г. Портрет А.С. Пушкина. 1827 г.

Орест Адамович Кипренский

Портрет полковника лейб-гусарского полка Е.В. Давыдова. 1809 г.

Портрет

А.С. Пушкина. 1827 г.
Слайд 32

Василий Тропинин. "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с

Василий Тропинин.

"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с

видом на Кремль", написанный русским художником Василием Андреевичем Тропининым в 1846 году, по живописным приемам и композиционному построению был своеобразной попыткой мастера выйти за границы портретного жанра. Художник, подробно остановившись на бытовых деталях, основное внимание уделил внутреннему миру человека.
Слайд 33

Портрет Арсения Тропинина

Портрет Арсения Тропинина

Слайд 34

Портрет гитариста

Портрет гитариста

Слайд 35

«Кружевница»

«Кружевница»

Слайд 36

Академизм – в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX

Академизм – в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX

вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства.
Слайд 37

Карл Павлович Брюллов (1799-1852 гг.). Сумел найти золотую середину между классицизмом

Карл Павлович Брюллов (1799-1852 гг.).
Сумел найти золотую середину между классицизмом

и романтизмом.
В 1822 г. во время пенсионерской поездки в Италию, где написал знаменитые картины «Итальянский полдень» (1827 г.), «Всадница» (1832 г.).
После посещения в 1827 г. раскопок античного города Помпеи, написал знаменитую картину «Последний день Помпей» (1830-1833 гг.)
Слайд 38

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Слайд 39

Карл Брюллов был очень популярным портретистом своего времени. «Портрет Юлии Самойловой,

Карл Брюллов был очень популярным портретистом своего времени.

«Портрет Юлии Самойловой,

удаляющейся с бала
с приемной дочерью Амацилией Паччини»
Слайд 40

«Всадница» 1832 г.

«Всадница» 1832 г.

Слайд 41

Александр Андреевич Иванов (1806-1858 гг.) Художник-философ. Двадцать лет проработал в Риме.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858 гг.)
Художник-философ. Двадцать лет проработал в Риме.

Делал копии фресок в Ватикане. Самая знаменитая картина «Явление Христа народу» стало главным делом жизни.
Слайд 42

Слайд 43

Бытовой жанр – посвященный повседневной частной и общественной жизни. В задачи

Бытовой жанр – посвященный повседневной частной и общественной жизни. В задачи

бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
одностороннее, пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоев.
Слайд 44

Венецианов Алексей Гаврилович, русский живописец. Он создал отмеченный чертами идеализации поэтический

Венецианов Алексей Гаврилович, русский живописец.

Он создал отмеченный чертами идеализации поэтический

образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы. Им созданы полотна, отражающие бытовые сцены жизни крестьян: картины "На пашне" (20-е годы XIX века), "Знахарка" (1825 год). Вопреки установкам Академии Художеств Венецианов много писал с натуры.
Во второй четверти XIX века ряд учеников Венецианова (Н.С. Крылов, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока и другие) образовали так называемую Венециановскую школу. Художники этой школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали горные и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.
Слайд 45

«Гумно» (1822-1823 гг.)

«Гумно» (1822-1823 гг.)

Слайд 46

«На жатве. Лето»

«На жатве. Лето»

Слайд 47

«На пашне. Весна.»

«На пашне. Весна.»

Слайд 48

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем,

Критический реализм – жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем,

широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.
Представители критического реализма: Федотов П.А.
Слайд 49

Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг.) Выпускник Московского кадетского корпуса. Увлекся живописью

Павел Андреевич Федотов
(1815-1852 гг.)
Выпускник Московского кадетского корпуса. Увлекся живописью самостоятельно,

посещал рисовальные классы Академии художеств. Работал в сатирическом жанре, иногда сюжеты имели трагический оттенок. Мир его картин полон болезней, противоречий, изъянов.
«Свежий кавалер» 1846 г.
«Разборчивая невеста» 1847 г.
«Сватовство майора» 1848 г.
«Вдовушка» 1851-1852 гг.
«Анкор, еще анкор» 1851-1852 гг.
Слайд 50

«Завтрак аристократа»

«Завтрак
аристократа»

Слайд 51

«Свежий кавалер»

«Свежий кавалер»

Слайд 52

«Сватовство майора»

«Сватовство майора»

Слайд 53

Сильвестр Щедрин – основоположник пейзажа

Сильвестр Щедрин – основоположник пейзажа

Слайд 54

«Пейзаж в окрестностях Петербурга»

«Пейзаж в окрестностях Петербурга»

Слайд 55

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900 гг.) Художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900 гг.)

Художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного

Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств.
Чесменский бой
Неаполитанский залив
Девятый вал.
Русская эскадра на севастопольском рейде
Слайд 56

Чесменский бой

Чесменский бой

Слайд 57

Неаполитанский залив

Неаполитанский залив

Слайд 58

Девятый вал.

Девятый вал.

Слайд 59

Русская архитектура первой половины 19 века АМПИР

Русская архитектура первой половины 19 века

АМПИР

Слайд 60

Ампир – поздний классицизм первой трети XIX века. Стиль отражал идеи

Ампир – поздний классицизм первой трети XIX века. Стиль отражал идеи

политического триумфа и мощи России, в это время осуществляются особо грандиозные градостроительные мероприятия особенно в Петербурге.

Признаками архитектурного ампира
являлись наличие колонн, пилястров,
лепных карнизов, богатство
декорирования с элементами военной
символики, для того чтобы подчеркнуть
могущество власти и государства.
Петербургский (александровский)
классицизм был ориентирован на
греческую античность.

Слайд 61

Адмиралтейство 1806-1823 гг.. Архитектор Андриян Дмитриевич Захаров

Адмиралтейство 1806-1823 гг..

Архитектор Андриян Дмитриевич Захаров

Слайд 62

Слайд 63

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814) Сын крепостного крестьянина. Был автором


Андрей Никифорович Воронихин
(1759 – 1814)
Сын крепостного крестьянина.
Был автором монументального Казанского

собора в столице империи
Слайд 64

Казанский собор (1801-1811 гг) – за образец был взят собор святого

Казанский собор (1801-1811 гг) – за образец был взят собор святого

Петра в Риме.
Перед собором поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Борисом Орловским.
Слайд 65

Жан Том де Томон (1760 -1813) французский архитектор, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

Жан Том де Томон
(1760 -1813)
французский архитектор, представитель зрелого классицизма, работавший

в России.
Слайд 66

Здание биржи на стрелке Васильевского острова. Проектировал Тома де Томон, дорабатывал А. Захаров.

Здание биржи на стрелке Васильевского острова. Проектировал Тома де Томон, дорабатывал

А. Захаров.
Слайд 67

Карл Иванович Росси (1775—1849) российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий

Карл Иванович Росси
(1775—1849)
российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий

и архитектурных ансамблей в
Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Слайд 68

Михайловский Дворец. Санкт- Петербург. 1817-1825гг.

Михайловский Дворец. Санкт- Петербург. 1817-1825гг.

Слайд 69

Сейчас - Русский музей


Сейчас - Русский музей

Слайд 70

Александринский театр. Санкт-Петербург. 1832 г.

Александринский театр. Санкт-Петербург. 1832 г.

Слайд 71

Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819-1829гг.

Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819-1829гг.

Слайд 72

Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819-1829гг.

Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819-1829гг.

Слайд 73

Исаа́киевский собо́р (818-1858 гг.) (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского)

Исаа́киевский собо́р (818-1858 гг.) (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского)

— крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Архитектор Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н Расположен на Исаакиевской площади.
Слайд 74

Осипа Ивановича Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной

Осипа Ивановича Бове
стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной площади,

Триумфальной арки, Театральной площади, Александровский сад в Москве.
Слайд 75

Александровский сад в XIX веке

Александровский сад в XIX веке

Слайд 76

Большой театр в Москве

Большой театр в Москве

Слайд 77

Триумфальная арка 1829-1834

Триумфальная арка 1829-1834

Слайд 78

Оружейная палата в Московском Кремле В 1806 году Оружейная палата, сохранив

Оружейная палата в Московском Кремле

В 1806 году Оружейная палата, сохранив свое

название, была преобразована в музей, а здание для уникальной коллекции построил в 1844 -1851 годах архитектор Константин Андреевич Тон. Оружейная палата в Московском Кремле – старейший русский музей, где собраны замечательные произведения мастеров России, Запада и Востока.
Слайд 79

Слайд 80

Большого Кремлевского дворца (1837–1854 гг.) Ленинградский вокзалов в Москве на Николаевской железной дороге

Большого Кремлевского дворца (1837–1854 гг.)

Ленинградский вокзалов в Москве на Николаевской железной

дороге
Слайд 81

скульптура

скульптура

Слайд 82

Память о победе над Наполеоном запечатлена в памятниках М. И. Кутузову

Память о победе над Наполеоном запечатлена в памятниках М. И. Кутузову

и М. Б. Барклаю-де Толли у Казанского собора Б. И. Орловского
Слайд 83

Александровская колонна. Санкт- Петербург. Дворцовая площадь. 1834г.

Александровская колонна. Санкт- Петербург. Дворцовая площадь. 1834г.

Слайд 84

Ангел на Александровской колонне. Выполнен Б. Орловским

Ангел
на Александровской колонне. Выполнен Б. Орловским

Слайд 85

Иван Петрович Мартос

Иван Петрович Мартос

Слайд 86

Памятник Минину и Пожарскому в Москве 1818 г.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве 1818 г.

Слайд 87

Феодосий Федорович Щедрин

Феодосий Федорович Щедрин

Слайд 88

С. Пименов и И. Демут-Малиновский. Колесница Славы на арке Главного Штаба (1827-1829 гг.)

С. Пименов и И. Демут-Малиновский. Колесница Славы на арке Главного Штаба (1827-1829

гг.)
Слайд 89

П. Клодт Скульптурные группы на Аничковом мосту 1833-1850 гг. Укрощение коня. Скульптор П. К. Клодт

П. Клодт

Скульптурные группы на Аничковом мосту 1833-1850 гг.

Укрощение коня.

Скульптор П. К. Клодт
Слайд 90

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Петербурге.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Петербурге.

Слайд 91

Пётр Клодт – памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади.

Пётр Клодт – памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади.

Слайд 92

наука и образование

наука и образование

Слайд 93

Система образования при Александре I (1801 – 1825) 1802 – создано

Система образования при Александре I (1801 – 1825)

1802 – создано Министерство

народного просвещения
1804 – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов университеты: Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский.
Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище.
1811 – Царскосельский лицей.
Слайд 94

Естественно – математические науки

Естественно – математические науки

Слайд 95

Н. Лобачевский (1792 – 1856). Создал неевклидову геометрию.

Н. Лобачевский (1792 – 1856).
Создал неевклидову геометрию.

Слайд 96

Борис Якоби (1801 – 1874). Сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу

Борис Якоби (1801 – 1874).
Сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу

ему принесло изобретение гальванопластики.
1839- изобрёл первое телеграфное устройство, действовавшее на подземной линии Петербург – Царское село.
Слайд 97

Николай Зинини (1812 – 1880). Химик. Синтезы Зинина послужили научной основой

Николай Зинини (1812 – 1880).
Химик.
Синтезы Зинина послужили научной основой для создания

промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов.
Синтез аналина позволял не использовать индиго в красителях.
Использование нитроглицерина в гранатах.
Слайд 98

Бутлеров Александр (1828 – 1886). Открытия в органической химии Впервые начал

Бутлеров Александр (1828 – 1886).
Открытия в органической химии
Впервые

начал на основе теории химического строения систематическое исследование полимеризации.
Слайд 99

1839 – основана Пулковская обсерватория. (Николаевская Пулковская). Главное направление – составление

1839 – основана Пулковская обсерватория. (Николаевская Пулковская). Главное направление – составление

каталога координат звёзд).

Струве Борис Яковлевич (1793 – 1864). Создатель школы русских астрономов. В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд.

Слайд 100

Крепостные инженеры Ефим и Мирон Черепановы построили в 1834 г. в

Крепостные инженеры Ефим и Мирон
Черепановы построили в 1834 г. в Нижнем
Тагиле

первый паровоз, который подвозил руду по железной дороге длиной около 3 км на заводе Демидова.
Слайд 101

Историческая наука. Н. Карамзин (1766 – 1826). Автор «Истории Российской» в 8 томах.

Историческая наука.

Н. Карамзин (1766 – 1826). Автор «Истории Российской» в 8

томах.
Слайд 102

1803 – 1806 гг.- первая кругосветная экспедиция Ивана Крузенштерна и Юрия

1803 – 1806 гг.- первая кругосветная экспедиция Ивана Крузенштерна
и

Юрия Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева».