Культура Польши

Содержание

Слайд 2

Польская культура, до сих пор хранящая память о "Речи Посполитой обоих

Польская культура, до сих пор хранящая память о "Речи Посполитой обоих

народов", - это "культура пограничья", рожденная в самом центре Европы. Она соединяет традиции Востока и Запада - мистицизм православия с латинской античностью, живой культ икон с еврейской традицией хасидов, сарматскую мифологию в стиле барокко с живописным фольклором. В Польше, на перекрестке Европы, тесно сплелись и проникли друг в друга культурные традиции многих народов, и эта взаимосвязь постоянно вдохновляет артистов, художников, писателей.
Слайд 3

Литература Польская литература своей самобытностью, оригинальностью, притягательной разнородностью, но также и

Литература

Польская литература своей самобытностью, оригинальностью, притягательной разнородностью, но также и осложняющей

ей международную карьеру герметичностью, обязана связям с запутанной, драматической историей Польши. С самого начала - а первые литературные тексты, написанные по-польски, датируются XIII в.

Флорианская псалтырь

Слайд 4

Театр Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции

Театр

Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма.

Ее основоположником был Фридерик Шопен (1810 - 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. В этом же направлении пошел Станислав Монюшко (1819 - 1852) - автор национальных опер и цикла песен, с успехом исполняемых сегодня в театрах и концертных залах, а также в рамках Монюшковского фестиваля в местности Кудова-Здруй. Влияние творчества Шопена чувствуется также в польской школе фортепьянной игры. Великие пианисты-виртуозы - Юзеф Хоффман, Артур Рубинштейн, Игнацы Ян Падеревский играли Шопена с особым чувством...
Слайд 5

Фридерик Шопен (1810–1849) Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского

Фридерик Шопен
(1810–1849)

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства.

По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Слайд 6

Польское кино После перемен 1989 г. польская кинематография изменила способ функционирования.

Польское кино

После перемен 1989 г. польская кинематография изменила способ функционирования.

Сегодня кинопроизводство в Польше организовано так же, как в западноевропейских странах средней величины. Наиболее ценные проекты получают государственную поддержку. Польское кино как индустрия доказало свою состоятельность еще в начале 90-х гг., когда польские кинематографисты участвовали в производстве фильма Стивена Спилберга Список Шиндлера (1993), съемки которого велись в Польше, а трое участников съемочной группы - оператор Януш Каминьский и художники-постановщики Аллан Старский и Эва Браун стали обладателями Оскаров.
Слайд 7

Живопись Польская живопись XIX в. развивалась под влиянием великой романтической поэзии.

Живопись

Польская живопись XIX в. развивалась под влиянием великой романтической поэзии. Общественная

роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием. Главная для польской культуры проблема свободы означала также борьбу за творческую независимость и суверенность искусства. В XIX в. разгорелась в Польше дискуссия "о смысле существования польского национального искусства". На пути от романтизма к современности крутым поворотом стала борьба позитивистов за автономию живописи и сближение искусства с действительностью.
Слайд 8

Ян Алоизий Матейко Польский живописец, автор батальных и исторических полотен. С

Ян Алоизий Матейко

Польский живописец, автор батальных и исторических полотен. С юности

изучал детали исторического быта, непрерывно их зарисовывал, а позже составил «Историю польского костюма». Своим призванием считал религиозное творчество. Неудача восстания 1863—1864, воспринятая как национальная катастрофа, побудила отказаться от этой тематики и посвятить себя исторической живописи. Стал автором многофигурных полотен, изображающих ключевые эпизоды истории Польши, и портретов героев прошлого.
Картины хранятся в Национальном музее (Варшава), Национальном музее (Краков), Львовской картинной галерее и других собраниях. Так же рисовал картоны для витражей, в частности по его картонам сделаны витражи кафедрального собора во Львове.
Картины Матейко содержат ряд исторических неточностей.

Автопортрет

Слайд 9

Музыка Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции

Музыка

Польская классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма.

Ее основоположником был Фредерик Шопен (1810 - 1849), произведения которого соединяли романтические мотивы с польским фольклором. Два десятилетия между мировыми войнами отметились инициативой организации международных конкурсов, в том числе - сегодня одного из старейших в мире Конкурса скрипачей им. Генрика Венявского (выдающегося скрипача-виртуоза), проходящего в Познани с 1935 г., или Международный конкурс пианистов им. Фредерика Шопена в Варшаве (с 1927 г., на котором дебютировали Дмитрий Шостакович, Януш Олейничак, Кристиан Цимерман. Среди композиторов ведущее место занимал в то время Кароль Шимановский (1882 - 1937) - создатель яркой, эмоциональной музыки, часто окрашенной фольклорными мотивами (примером может служить балет Харнаси. Музыка Шимановского в последнее время обрела большую популярность в Европе, благодаря сэру Симону Рэтлу - дирижеру Бирмингемского симфонического оркестра, активно популяризирующему произведения польского композитора (запись ряда альбомов по заказу фирмы звукозаписи EMI). Ведущим представителем музыкального авангарда считается Войцех Киляр (р. 1932), сегодня пишущий в основном музыку для кинофильмов, а также автор сочинений для оркестра.
Слайд 10

Юзеф (Йозеф) Стефани — польский композитор и дирижёр чешского происхождения, сын

Юзеф (Йозеф) Стефани — польский композитор и дирижёр чешского происхождения, сын

композитора Яна Стефани.

Автор музыки нескольких комических опер и балетов, в частности к балету «Wesele w Ojcowie» (1825).
Написал ряд оперетт, вокальных произведений на религиозную тему — 19 месс и реквиемов, автор оркестровой и фортепианной музыки.

Слайд 11

Религия в Польше играет довольно высокую роль в жизни страны. Господствующей

Религия в Польше играет довольно высокую роль в жизни страны. Господствующей

конфессией является католицизм. Государство оказывает финансовую поддержку традиционным конфессиям.
Слайд 12

Архитектура Польши Средневековая архитектура Польши Старинные города Польши Старинные дома Польши

Архитектура Польши

Средневековая архитектура Польши
Старинные города Польши
Старинные дома Польши
Общественные средневековые здания Польши
Замки

Польши
Романские церкви Польши
Церкви цистерцианцев в Польше
Готические церкви Польши
Слайд 13

Средневековая архитектура Польши Средневековая архитектура Польши отличалась значительным своеобразием. В частности,

Средневековая архитектура Польши

Средневековая архитектура Польши отличалась значительным своеобразием. В частности, недостаток

во многих частях страны камня приводил к сдержанности и лаконичности форм каменных зданий.

Гнезно. Собор Успения Пресвятой Девы Марии и святого Адальберта

Слайд 14

Старинные города Польши В Польше преобладали города «бургового» типа, т.е. разраставшиеся

Старинные города Польши

В Польше преобладали города «бургового» типа, т.е. разраставшиеся вокруг

замков. Они, как правило, имели нерегулярную планировку иногда радиальную, иногда основанную на одном-двух лучах, а то и вообще в виде неправильной сетки улиц, обусловленной топографическими условиями местности, магистральными дорогами и т.п. Замок располагался эксцентрически, на краю города, на холме, у реки или озера.

город Шрода

Слайд 15

Старинные дома Польши Дома на рыночной площади города, как впрочем и

Старинные дома Польши

Дома на рыночной площади города, как впрочем и вообще

в средневековом городе, имели очень узкие фасады, что регламентировалось специальными постановлениями, которые вызывались стесненностью застройки. В первом этаже обычно располагалась лавка владельца, и весь периметр рыночной площади превращался в гостиный двор. За лавкой, а иногда и под ней устраивался склад товаров. Эти помещения перекрывались каменными сводами.
Слайд 16

Общественные средневековые здания Польши Так называемые «дворы Артура» или «мещанские дворы»

Общественные средневековые здания Польши

Так называемые «дворы Артура» или «мещанские дворы» —

здания купеческих гильдий и места собраний бюргерства — отличались развитыми архитектурными формами. Об этом свидетельствует, например, здание «мещанского двора» в Торуне, с его рядами оштукатуренных плоских стрельчатых ниш.
Слайд 17

Замки Польши Немногие уцелевшие каменные замки XIII в. дают возможность представить

Замки Польши

Немногие уцелевшие каменные замки XIII в. дают возможность представить общий

характер этих построек. Замок в Ополе, построенный из дерева еще в X в. был заменен в 1260 г. каменным.
Слайд 18

Романские церкви Польши Древнейшим известным культовым зданием Польши является костел Девы

Романские церкви Польши

Древнейшим известным культовым зданием Польши является костел Девы Марии

– капелла Замка Вавель в Кракове (конец X в.). Это – небольшое круглое здание с четырьмя конхами и сакристией. Храмы сходного типа известны во многих странах: на острове св. Гонория (5 в.), в Регенсбурге (8 в.), в Бонне (7 в.), в Чехии и других местах. Конхи были здесь перекрыты половиной сферического свода. Центральное помещение (внутренний диаметр – 4,8 м) было, вероятно, также перекрыто сферическим куполом.

Вавель

Слайд 19

Церкви цистерцианцев в Польше Постройками переходного периода являются костелы цистерцианцев в

Церкви цистерцианцев в Польше

Постройками переходного периода являются костелы цистерцианцев в Вонхоцке,

Копживнице, Енджеюве и Сулейове (конец XII в.— 30-е годы XIII в.).