Культура XIX в. Неоимпрессионизм. Постимпрессионизм. Натурализм

Содержание

Слайд 2

Неоимпрессионизм

Неоимпрессионизм

Слайд 3

Неоимпрессионизм – течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г.

Неоимпрессионизм – течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г.


Термин ввёл критик Феликс Фенеон, чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм».

Портрет Феликса Фенеона, выполненный Полем Синьяком в 1890 г.

Слайд 4

Дивизионизм – термин, который впервые официально во Франции был обоснован и

Дивизионизм – термин, который впервые официально во Франции был обоснован и

снабжен теоретическими объяснениями в книге Поля Синьяка «От Делакруа к неоимпрессионизму», изданной в 1899 году. В отличие от терминов, которые сейчас часто используют как синонимы дивизионизма (пуантилизм, неоимпрессионизм), именно он объясняет, почему художники разбивали изображение на мелкие точки, почему спорили с импрессионистами и предпочитали считать своим предшественником не импрессиониста Моне, а романтика Делакруа.
Слайд 5

Камиль Писсарро. Сбор яблок в Эраньи В то время как живописцы

Камиль Писсарро. Сбор яблок в Эраньи

В то время как живописцы прошлого

интуитивно учитывали эти закономерности, неимпрессионисты стали использовать их сознательно и пунктуально, что действительно позволило им достичь "максимума цвета, света и гармонии" - хотя и придало их стилю налет рационалистичности.
Слайд 6

Поль Синьяк. Мачты Новый метод требовал разделения («дивизионизма») чистых тонов спектра

Поль Синьяк. Мачты

Новый метод требовал разделения («дивизионизма») чистых тонов спектра и

«точечной»(«пуантилистической») манеры письма – отсюда такие названия течения, как дивизионизм и пуантилизм. С помощью данной техники воссоздавалось все богатство красочных оттенков окружающего мира, передавался локальный цвет предметов и эффекты освещения, контрасты дополнительных тонов и мягкие градации в пределах одного тона. Дивизионизм предполагал не только чистое цветовое, но и более обобщенное, чем прежде, видение мира.
Слайд 7

Поль Синьяк. Розовый парус Художники-неоимпрессионисты наносили на холст чистые краски, располагая

Поль Синьяк. Розовый парус

Художники-неоимпрессионисты наносили на холст чистые краски, располагая их

по всей поверхности картины пятнышками одинаковой величины. В выборе цвета художник также был не вполне свободен, например, тени следовало наносить цветом, дополнительным к цвету освещенных частей (такими парами дополнительных цветов являются красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - лиловый). Таким образом, картина производила впечатление яркой мозаики и лишь отчасти напоминала увиденное в природе.
Слайд 8

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм

Слайд 9

В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась.

В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась.

Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя.
Слайд 10

В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог

В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог

искусству XIX столетия и прокладывая путь в будущее.

Поль Сезанн

Винсент Ван Гог

Поль Гоген

Анри де Тулуз-Лотрек

Слайд 11

Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с

Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с

импрессионистами. Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов.

«Девушка у пианино»

Слайд 12

«Купальщицы»

«Купальщицы»

Слайд 13

Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе,

Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе,

обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Они повернулись к маленькому мирку импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов Вселенной.
Слайд 14

На полотнах Ван Гога обыденные предметы, люди, пейзаж становятся носителями сокровенных

На полотнах Ван Гога обыденные предметы, люди, пейзаж становятся носителями сокровенных

мыслей и чувств художника, передают его эмоциональное состояние. Природа предстаёт здесь в одухотворённом виде.

Красные виноградники. Ван Гог

Слайд 15

Сеятель. Ван Гог

Сеятель. Ван Гог

Слайд 16

Если Ван Гог бежал в яркий южный Арль, а Сезанн почти

Если Ван Гог бежал в яркий южный Арль, а Сезанн почти

безвыездно жил в провинциальном Эксе, то Гоген покинул Париж сначала ради патриархальной Бретани, затем ради экзотических Таити и Хива-Оа. Здесь он искал естественную жизнь, не тронутую цивилизацией, стремясь слиться с ней, вернуться к древним корням человечества.

Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом. Поль Гоген

Слайд 17

На Таити, куда Гоген отправился в 1891 г., стиль художника приобрёл

На Таити, куда Гоген отправился в 1891 г., стиль художника приобрёл

законченную форму. На его полотнах в бесконечном пространстве, наполненном лиловыми, голубыми и изумрудными пятнами, сохраняются чёткие контуры, гармоничные строение и форма предметов. Изображения приобретают монументальность, делая туземцев идеалом человеческой красоты. Прекрасные люди, связанные с природой телом и духом, становятся главными героями картин.
Слайд 18

Таитянские женщины на побережье. Поль Гоген

Таитянские женщины на побережье. Поль Гоген

Слайд 19

Проведя три года на Таити, Гоген приехал в Париж. Но не

Проведя три года на Таити, Гоген приехал в Париж. Но не

найдя ни у кого понимания, он вернулся на Таити и в течение пяти лет создал свои самые известные произведения, в том числе лучшие изображения обнажённого тела – «Женщина под деревом манго», «Жена короля» (обе работы 1896 г.).

Женщина под деревом манго

Слайд 20

Открытия, сделанные постимпрессионистами в живописи, оказали воздействие на развитие некоторых течений

Открытия, сделанные постимпрессионистами в живописи, оказали воздействие на развитие некоторых течений

в западноевропейском искусстве XX в. –фовизма, кубизма, экспрессионизма и др.
Слайд 21

Натурализм

Натурализм

Слайд 22

Натурализм – это творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино,

Натурализм – это творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино,

появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и его главных представителей – француза Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903) и др.

Герберт Спенсер (1820-1903)

Огюст Конт (1798-1857)

Слайд 23

Термин «натурализм» в применении к литературе использовался ещё на рубеже XVIII-XIX

Термин «натурализм» в применении к литературе использовался ещё на рубеже XVIII-XIX

вв., как обозначение стилевой тенденции, характерной для многих образцов так называемой «мещанской драмы», получившей широкое распространение во II половине XVIII в.

Фридрих Шиллер
(1759-1805)

Слайд 24

Писатели натуралисты стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами

Писатели натуралисты стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами

литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография.
Слайд 25

В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной

В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной

демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий. Многие старинные картины мастеров-натуралистов представляют сцены жестокости и насилия, изображавшиеся художниками абсолютно бесстрастно.

Крестьянка в сарае Антон Мауве

Слайд 26

Среди мастеров натурализма, получивших всемирное признание, выделяются К. Менье, Т. Стейлен,

Среди мастеров натурализма, получивших всемирное признание, выделяются К. Менье, Т. Стейлен,

М. Либерман, Ф. Перлстайн, Л. Фрейд, В. Вела, К. Кольвиц, Ф. П. Микетти.

Чистильщик.
Жан-Батист Лепаж

Слайд 27

Теоретики натуралистической драмы - Эмиль Золя во Франции и Вильгельм Бельше

Теоретики натуралистической драмы - Эмиль Золя во Франции и Вильгельм Бельше

в Германии – подчеркивали связь нового литературного направления с эволюционной теорией Дарвина и требовали применения экспериментального метода естествознания в литературе.

Эмиль Золя

Слайд 28

В противовес аристократическому культу личности в романтической драме натуралистическая все меньшее

В противовес аристократическому культу личности в романтической драме натуралистическая все меньшее

место уделяет отдельному герою, все персонажи равноправны, героем становится или какая-нибудь проблема или целая семья, как в «Selicke Familie» Шляфа и «Счастье в уголке» Зудермана.

Герман Зудерман

Слайд 29

Натуралистическая драма, совершившая целую революцию как в области тематики, так и

Натуралистическая драма, совершившая целую революцию как в области тематики, так и

в области формы, прогремевшая на сценах всех европейских театров, уже к началу 1890-х годов начинает переживать глубокий кризис. Расслоение общества создает все новые и новые кадры интеллигентных пролетариев, которые не всегда находят себе применение. Всё больше и больше проникает в их среду разочарование в силе науки. Надежда на скорое разрешение социальной проблемы в рамках капитала терпит крушение.
Слайд 30

Вследствие, тема социальной жалости, которой проникнуты почти все драмы раннего натурализма,

Вследствие, тема социальной жалости, которой проникнуты почти все драмы раннего натурализма,

теряет свою остроту и постепенно уступает место полному пессимизму. Также иссякает и социально-обличительная струя, столь сильная в первых натуралистических драмах Ибсена («Нора», «Столпы общества», «Союз молодежи» и др.).

Генрик Ибсен

Слайд 31

В драме позднего натурализма всё большее место уделяется настроению - моменту,

В драме позднего натурализма всё большее место уделяется настроению - моменту,

ставшему особенно важным еще позднее - в импрессионистской и символистской драме. В то время как в натуралистической драме раннего периода был ещё возможен благоприятный конец, трагическая развязка неизбежно завершает каждую драма позднего натурализма.