Песни на Руси. Крещение Руси

Содержание

Слайд 2

«Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь

«Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь

народа…Всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях» Н.В.Гоголь

Русская народная песня – это яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Из глубины веков песня донесла до нас память о людях, их страстях, переживаниях и идеалах, она связывает времена, радует и печалит человеческие души.

Слайд 3

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были

посвящены языческим богам или праздникам, которые всегда отмечались широко и весело. Это масленичные, полные озорства и радости; и песни-веснянки, напевами которых кликали приход весны; и подблюдные песни, которые юные девицы пели во время святочного гадания. Без песни не обходились ни рождение ребенка, ни разгульные свадьбы, ни похороны, песни для коих прозвали плачами. Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины, которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах.
Слайд 4

Слайд 5

Двоеверие Крещение Руси киевским князем Владимиром Святославовичем на Днепре в 988

Двоеверие

Крещение Руси киевским князем Владимиром Святославовичем на Днепре в 988

году и принятие греческого православия вызвало активное сопротивление народа. Постепенно христианство приживалось на Руси в лоне древнерусского народного Православия. 
Два мировоззрения – христианское и народное православие, явили собой сплав христианских и языческих представлений.
Двоеверие - явление конфликтное, особенно, если учитывать, что народное православие исповедовалось и длительное время сохранялось народом, тогда как новая вера, была воспринята и активно внедрялось князьями и боярами.
Слайд 6

Песня всегда была важной частью духовной жизни крестьян и незыблемым остаётся

Песня всегда была важной частью духовной жизни крестьян и незыблемым

остаётся в народе насущная потребность в народном пении при проведении крестьянами календарных сельскохозяйственных работ. «…Да тёмна, солнце закатилося. Серпам жали, с песнями. И ись хочетца, так же ня ели, как тяперь ядём. И всё равно пели… Ржаные пели – кады рожь убирали, а лён убирали – льняные пели».  
Слайд 7

В период зимних святок (от Рождества Христова до Крещения (25.12 ст.

В период зимних святок (от Рождества Христова до Крещения (25.12

ст. ст. / 7.01 н. ст. – 6.01 ст.ст. / 19.01н.ст.)) девушки гадали: подблюдные гадания, на свечах и зеркалах, топление воска, гадание с курицей, бросание за ворота лаптей и сапог. При гаданиях, связанных с пением, упоминались вещи повседневного обихода, домашние животные и птицы: саночки-малеваночки, кошурка во печурке, петушок на воротиках; одновременно в народных обрядовых песнях нередко присутствуют христианские мотивы, в которых могли быть упоминания об Иисусе Христе, как о реальном крестьянине:
Иисус Христос Конопями оброс. Слава тебе! Он езжал, езжал, Конопёнки считал. Слава тебе! Иисус Христос У ворот стоит. Слава тебе! Он и с хлебом-солью, С белой скатертью. Слава тебе!
При исполнении подблюдной песни девушки кладут свои кольца в блюдо и накрывают его шалью, вынимают кольца по очереди. Перед иконкой горит свеча. То есть, в обряде переплетаются христианские и народные обряды, христианской иконкой, как бы смягчается языческий обряд гадания.
Слайд 8

Подблюдная песня «Колечко моё»

Подблюдная песня «Колечко моё»

Слайд 9

День сорока мучеников Севастийских в начале марта носит название в народе

День сорока мучеников Севастийских в начале марта носит название в

народе «сороки» или «кулики». В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и первая из них – жаворонок. Накануне женщины месят из ржаной муки пекут «жаворонков», как бы летящих, с распростёртыми крылышками. В самый день праздника жаворонков раздают детям. Делаются во дворе сорок соломенных гнёздышек, в каждое кладут по яичку из теста, потешая ребятишек. Дети с криками и звонким смехом несут своих жаворонков в сарай закликать жаворонков. Там они сажают своих жаворонков на возвышенное место и громко поют-кричат несколько раз: «Жаворонки, прилетите, студёну зиму унесите, теплу весну принесите: Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!..» Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с той же песней бегут по деревне. Так набегавшись-наигравшись, дети садятся в одном месте, начинают есть своих ржаных жаворонков, но голову от  птиц-куличек оставляют своей маме.
Слайд 10

На Троицу и Купалу, девушки пускали по воде венки из травы,

На Троицу и Купалу, девушки пускали по воде венки из

травы, берёзовых веток и первых цветов и смотрели, чей венок далеко поплывёт, а чей – утонет. По этим весенним гаданиям на венках узнавалась судьба девушек. Благослови, Троица, Богородица, Нам в лес пойти, Нам венки завивати, Ай, Дидо, ай, Ладо, Нам венки совивати, И цветы сорывати…    Соседство языческих божеств Дидо-Ладо и лексем христианского происхождения Троица-Богородица – нередкое явление в русском песенном фольклоре.
Слайд 11

Хоровод «Семик Троица»

Хоровод «Семик Троица»

Слайд 12

На праздник Купалы, перед началом сенокоса и жатвы проводилось очищение огнём

На праздник Купалы, перед началом сенокоса и жатвы проводилось очищение огнём

и водой: прыгали через костры, купались в водоёмах, катались по росе. Христианское толкование праздника Купалы связано с образом Иоанна Крестителя. Пелись песни о росе, о русалках. Примеры Псковских песен: В ДАЛЁКОЙ СТРАНЕ ПАЛЕСТИНЕ В далёкой стране Палестине Струится река Иордан. На берег реки той выходит Креститель святой Иоанн. Он с виду суровый и строгий. Одежду верблюжью носил. Он послан в пустыню от Бога, И громко он там возгласил: «Покайтеся, люди, покайтесь! Очистите ваши сердца. Грешные души откройте, Чтоб встретить вместе Христа. Грехи предо мною откройте. Водою омойте тела. Плод покаянья творите, Любовь и святые дела.
Слайд 13

В период «дожинок» на поле оставляли неубранную полосу, где по поверьям

В период «дожинок» на поле оставляли неубранную полосу, где по поверьям

жил мужеподобный Дух Нивы (Полевик), напоминающий старичка с козьими рогами и бородой, также оставляли там «Куклу» из колосьев. Полевику «завивали бороду», оставляя перед ним краюху хлеба, а «Куклу» украшали перевитой соломой и лентами. При этом жницы исполняют песню «Уж мы вьём, вьём бороду» Уж мы вьём, вьём бороду, У Василья на поли, Завиваем бороду У Ивановиця нашего; На ниве великоей, На полосе широкоей, На земли чернопаханоё…
Слайд 14

Уж, мы вьём, вьём бороду»

Уж, мы вьём, вьём бороду»

Слайд 15

Праздник праздников – Светлое Христово Воскресение величает тропарь Пасхи «Христос воскресе».

Праздник праздников – Светлое Христово Воскресение величает тропарь Пасхи «Христос воскресе».

Торжественным и ликующим называет пение тропаря «Христос воскресе» (А.А. Коринфский «Народная Русь»).   При этом, Коринфский подчёркивал, что пение тропаря осуществляется и «богоносцами» во время обхода дворов с иконами. «Но до тех пор не начнут в деревне праздничного пирования-веселья, покуда не обойдёт каждого двора церковный притч со крестом и святою водою, и не пропоёт радостных пасхальных песнопений».   От первого дня Святой Пасхи на протяжении всей Седмицы, в деревнях непременно служат пасхальные молебны. При этом священнослужители от храма под колокольный звон шествует по крестьянским избам в сопровождении «богоносцев». 
Слайд 16

«Христос Воскресе»

«Христос Воскресе»

Слайд 17

Рождество Христово и звезда – путеводительница волхвов нашли своё отражение в

Рождество Христово и звезда – путеводительница волхвов нашли своё отражение в

словах народных песен и напевов, передающих солнечное настроение праздника народного Православия и христианского. Так в некоторых колядках поётся: «Коляда святая, Рождество Христово. Усё на престоле». Кроме коляд, исполняемых в Рождественский Сочельник и в день Рождества Христова, в народной среде звучали мотивы храмовой музыки, почитаемых молитвами (рождественский тропарь, кондак и канон). В сёлах славили Рождество («Пришла Коляда накануне Рождества»), обходили дома с иконами, крестами, пели тропарь и кондак. Утром в день Рождества, как и во все иные праздники,  глава дома окуривал дом ладаном из лампады или кадильницы иконы.
Слайд 18

«Пришла коляда на кануне Рождества»

«Пришла коляда на кануне Рождества»

Слайд 19

Вход Господень в Иерусалим, отмечается за неделю до Пасхи. Народ приветствовал

Вход Господень в Иерусалим, отмечается за неделю до Пасхи. Народ

приветствовал Христа с пальмовыми ветками в руках, устилая им дорогу Иисуса при въезде Его в Иерусалим на ослице. На Руси этот праздник именуется Вербным воскресением. По представлениям исконного народного Православия, в этот день принято хлестать ветками вербы людей и животных, с целью оберега. Ветки вербы, принесённые в этот праздник из церкви, хозяин даёт домашним животным в пищу в надежде, что это предохранит скот от падежа. Вербами постёгивали молодых невест, желая быть им чадородными. Ветками вербы крестьяне хлестали друг друга и своих детей, приговаривая: Верба, верба Верба хлёст, Верба хлест, Бей до слёз. Верба синя Бьет насильно, Верба красна Бьет напрасно, Верба бела Бьет за дело, Верба хлёст – Бьет до слёз!
Слайд 20

«Верба свята»

«Верба свята»

Слайд 21

Русский народ сумел переосмыслить строгое евангельское повествование на свой лад, смог

Русский народ сумел переосмыслить строгое евангельское повествование на свой лад, смог

увидеть в них реальность человеческих страстей, озвучить всё действо таким образом, чтобы это было близко, понятно и доступно  и духовным семинаристам и простым крестьянским детям. Искусство, вышедшее из храма, на новом уровне вернулось в мир, в избу, на ярмарку, в природу. Русский человек в мировоззрении и миропонимании остаётся верен себе, несмотря на смену эпох, цивилизаций нравов. На смену средневековым страхам приходит открытость и радость бытия. Вертепные представления наполнены радостью общения с божеством, гармоничным многоголосьем пением при исполнении музыки православного народного календаря.