Культурное пространство России XVII века

Содержание

Слайд 2

Культурное пространство 17 века XVII век стал началом формирования новых культурных

Культурное пространство 17 века

XVII век стал началом формирования новых культурных традиций

в различных сферах духовной жизни общества, что было в значительной степени предопределено самим характером событий данного столетия.

ЧТО ОКАЗАЛО ВЛИЯНИЕ НА РУССКУЮ КУЛЬТУРУ XVII В.

В русскую культуру проникали идеи утвердившегося в европейской культуре стиля барокко (в пер. с итал. — причудливый, изменчивый). Особенно заметным это влияние стало после присоединения к России Левобережной Украины и Киева

Смута оказала огромное воздействие на сознание русского общества, что нашло своё отражение в произведениях средневековых авторов

Реальные исторические события. Русская литература давала этим событиям морально-нравственную оценку. В произведениях впервые появился вымышленный герой. С помощью этого приёма авторы акцентировали внимание читателя на тех качествах личности, которые, по их мнению, позволяли более глубоко понять смысл происходящих событий

Слайд 3

основные тенденции развития русской культуры XVII в. Новые жанры и стили

основные тенденции развития русской культуры XVII в.

Новые жанры и стили в

разных

Распространение
просвещения

Начало секуляризации
(«обмирщения») культуры

Влияние культуры
видах искусства
западных стран

Слайд 4

ИДЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ XVII СТОЛЕТИЯ Высвобождение духовной силы народа, который в Смуту

ИДЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ XVII СТОЛЕТИЯ

Высвобождение духовной силы народа, который в Смуту выходит

на арену истории в качестве самостоятельного субъекта

Обращение к идее Святой Руси, к великой миссии единственного в мире православного государства и при этом отсутствие социального единства в вопросах веры (церковный раскол)

Верность старине, «ревнительство благочестия» и невозможность противостоять культурному влиянию европейской традиции рационализма неизбежно вели к «обмирщению» культуры, и усиливали её автономность от религии

Впервые время стало ценностью

Слайд 5

Распространению грамотности и образованности в XVII в. способствовало прежде всего изменение

Распространению грамотности и образованности в XVII в. способствовало прежде всего изменение

отношения к книге — с началом книгопечатания книга становится инструментом знания.

Букварь Истомина

Слайд 6

Расширилась деятельность Печатного двора, к середине столетия было уже напечатано порядка

Расширилась деятельность Печатного двора, к середине столетия было уже напечатано порядка

11 тысяч книг.
В 1634 г. вышел первый букварь. напечатанный в типографии Бурцова. В 1648 г. вышли два новых учебника: «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1647г. и «Грамматика» Мелентия Смотрицкого 1619г. В самом конце столетия увидел свет богато иллюстрированный букварь Кариона Истомина.
Слайд 7

образование В середине XVII в. в Москве возникают школы: греко­латинская (Епифания

образование

В середине XVII в. в Москве возникают школы: греко­латинская (Епифания Славинецкого)

при Чудовом монастыре, Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре при Печатном дворе.
В 1687 г. под руководством братьев Лихудов в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России.
Слайд 8

Слайд 9

Русская литература XVII в. Исторические произведения. Повести и рассказы о Смутном

Русская литература XVII в.

Исторические произведения. Повести и рассказы о Смутном времени

«Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы» келаря Авраамия Палицына;
исторические портреты Ивана Хворостинина «Словеса дней и царей
и святителей Московских»;
- сочинение дьяка Ивана Тимофеева «Временник»

Бытовые и сатирические повести

«Повесть о Шемякином суде»;
«Повесть о Ерше Ершовиче», высмеивающая неправедный суд чиновников;
«Повесть о Горе-Злосчастии», высмеивающая пороки общества

поэзия

поэтические сборники «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» Симеона Полоцкого, просветителя и педагога

«Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Отстаивая «старину», автор выступает как человек новой формации, личностные переживания которого предстают как самоценность

Публицистика. Новый жанр — биографическая повесть

Слайд 10

Наука В XVII в. наука в России находилась на начальной стадии

Наука

В XVII в. наука в России находилась на начальной стадии своего

развития. Основным источником научных знаний оставались книги западноевропейских авторов, оттуда же доставлялись многие технические новинки. Появились первые сводные карты страны. Была издана первая печатная история Российского государства «Синопсис». Русские мастера хорошо владели техникой строительства крепостей и церковным строительством.
Слайд 11

ИКОНОПИСЬ Спас Нерукотворный. Художник Симон Ушаков В русской иконописной традиции наметился

ИКОНОПИСЬ

Спас Нерукотворный. Художник Симон Ушаков

В русской иконописной традиции наметился отход от

устоявшихся канонов.

Миниатюризация письма в строгановской школе иконописи

Церковный раскол и необходимость создания большого количества новых икон

Творческий тупик традиционного иконописания

Влияние на икону европейской традиции

Превращение иконы в декоративный элемент

Слайд 12

ИКОНОПИСЬ Спас Нерукотворный. Художник Симон Ушаков 1658 год. Свое самое известное

ИКОНОПИСЬ

Спас Нерукотворный. Художник Симон Ушаков

1658 год. Свое самое известное произведение создал

Симон Ушаков. Икона "Спас Нерукотворный" была написана для мужского монастыря в Сергиевом Посаде.
Эта икона выделяется от других не только натуральной передачей черт лица, но также светотеневой моделировкой объема, созданной с помощью сложной системы, в которой перемежались темные и светлые тона. Для того чтобы смягчить переходы между ними, на финальной стадии они дополнительно подгонялись один к другому.
Слайд 13

парсуна В XVII в. появился светский жанр живописи — парсуна. Самая

парсуна

В XVII в. появился светский жанр живописи — парсуна. Самая старая

из сохранившихся парсун — портрет полководца М. В. Скопина-Шуйского.
Парсуна (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний жанр портрета в Русском царстве.
Мастера живописи были собраны в Москве и находились в ведении Оружейной палаты, ставшей художественным центром России. Симон Ушаков, иконописец, ставший одной из центральных фигур в искусстве XVII века, возглавлял иконописную мастерскую и оставил множество учеников и последователей.
Слайд 14

Слайд 15

архитектура XVII в. стал переломным и в архитектуре, где утвердилось московское

архитектура

XVII в. стал переломным и в архитектуре, где утвердилось московское (русское,

нарышкинское) барокко.
Название «нарышкинское» появилось по фамилии бояр Нарышкиных, по заказам которых велось строительство. Современники стали называть новый стиль «дивным узорочьем».
Все архитектурные сооружения были предельно декоративны, что достигалось за счёт причудливости архитектурных форм, башенок, галерей, переходов, затейливых лестниц и крылечек. Совершенно новым явлением стало внесение цвета в архитектуру. Сочетание тёмно-красного или ярко-оранжевого с белым создавало ощущение праздничности. В каменное строительство вносились элементы деревянного зодчества. Многоярусность, различная форма дверных и оконных проёмов, ажурные кресты над сияющими золотыми главками — всё создавало настроение.
Слайд 16

Слайд 17

архитектура Наиболее ярким примером московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и

архитектура

Наиболее ярким примером московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь

Покрова в Филях, Теремной дворец Московского Кремля.
В убранстве зданий широко применялась обливная керамика, использовались растительные мотивы.
Активно велось городское строительство. Появлялись каменные жилые постройки — палаты. Так в русском языке стало звучать итальянское «палаццо», то есть дворец.
Развивались и местные архитектурные традиции. Наибольшую известность получили постройки Ярославля и Ростова Великого.
На Спасской башне Московского кремля появились городские часы — куранты.
Так же стала называться и первая рукописная газета. Появился придворный театр.
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21