Леонардо да Винчи, Микеланджело

Содержание

Слайд 2

ТИТАНЫ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА Микеланджело Буонарроти Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Рембрант

ТИТАНЫ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

Микеланджело Буонарроти
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Рембрант Харменс Ван Рейн
Тициан
Сандро Боттичелли
Джованни

Боккаччо
Джотто
Франсуа Рабле
Слайд 3

Художники Итальянского Возрождения Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы

Художники Итальянского Возрождения

Эпоха Возрождения - это вершина, с которой мы обозреваем

мировую культуру в развитии, с жизнью и творчеством знаменитых поэтов, художников, мыслителей, писателей, композиторов, с описанием выдающихся созданий искусства.
Слайд 4

Колыбелью итальянского Возрождения считают Флоренцию, подарившую миру таких гениев кисти и

Колыбелью итальянского Возрождения считают Флоренцию, подарившую миру таких гениев кисти

и резца как Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана, которых по праву называют титанами Возрождения.
В эпоху Возрождения на первый план выступило не цеховое ремесло, а индивидуальность художника.
Слайд 5

Леонардо да Винчи 1452-1519

Леонардо да Винчи

1452-1519

Слайд 6

Внебрачный сын некоего сэра Пьеро и простой крестьянки. Родился близ города

Внебрачный сын некоего сэра Пьеро и простой крестьянки.
Родился близ города Винчи
Уже

с детства проявил равный интерес к занятиям механикой, астрономией, математикой,к другим естественными науками.
Многие его наблюдения предвосхищают развитие европейской науки и живописи на целые столетия.
Умер он вдали от родины во французском городе Клу в 1519 году

Жизнь, творчество, судьба

Слайд 7

Все работы да Винчи исключительно разноплановы Для его картин характерна геометрическая

Все работы да Винчи исключительно разноплановы
Для его картин характерна геометрическая строгость

композиции и научный подход к анатомическому строению тела человека
Слайд 8

СФУМАТО (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) —

СФУМАТО (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и

предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.

Детали лица Моны Лизы показывают технику сфумато, особенно тени возле глаз

Слайд 9

Портрет Джинервы Бенчи. 1474г. Образец флорентийской портретной живописи позднего кватроченто (эпохи

Портрет Джинервы Бенчи.
1474г.

Образец флорентийской портретной живописи позднего кватроченто
(эпохи Раннего Возрождения).
Это женский портрет,

на котором, изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века
Слайд 10

Примечательно, что на многих картинах да Винчи фоном служит горный пейзаж.

Примечательно, что на многих картинах да Винчи фоном служит горный пейзаж.


Слайд 11

«Дама с горностаем» Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца , герцога

«Дама с горностаем»

 Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца , герцога миланского.
Контуры фигуры женщины со зверьком

очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты.
Слайд 12

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком. (Мадонна Бенуа) ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком. (Мадонна Бенуа)

 ранняя картина Леонардо да

Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой
Слайд 13

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой.

Предположительно, создана Леонардо в бытность

его учеником в мастерской Верроккьо
Слайд 14

Мадонна Литта, 1480 г Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил

Мадонна Литта, 1480 г

Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову

Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца. 
Слайд 15

Тайная вечеря, 1495-1497гг

Тайная вечеря, 1495-1497гг

Слайд 16

Слайд 17

Джоконда Портрет жены купца дель Джокондо (Мона Лиза) Неуловимое выражение лица

Джоконда

Портрет жены купца дель Джокондо (Мона Лиза)
Неуловимое выражение лица Джоконды не

поддается точному описанию и воспроизведению.
Существует более десятка копий этого портрета.
На разных репродукциях Джоконда выглядит несколько по-иному.
Впервые в истории мирового искусства портретный жанр встал на один уровень с композициями на религиозную тему.
Слайд 18

Слайд 19

Мона Лиза (Джоконда), ок.1503 Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция

Мона Лиза (Джоконда), ок.1503

Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция рисунка построена

на "золотых треугольниках«
(точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника).  Это скорее закономерность, чем нечто особенное.
Слайд 20

С мечтательной, загадочной улыбкой, Позирует она... Задумчив и велик, Воспроизводит он

С мечтательной, загадочной улыбкой,
Позирует она... Задумчив и велик,
Воспроизводит

он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик...
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно
Он говорит:«...Века веков тебя не переменят.
Всегда бела, румяна и нежна...
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят:
В твоей улыбке — вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний я в этот образ влил;
Я подвиг совершил вполне ее достойный,
Я обессмертил ту, кого, как жизнь, любил».
Долльфюс
Слайд 21

Последние годы жизни Леонардо провел во Франции, куда был приглашен королем

Последние годы жизни Леонардо провел во Франции, куда был приглашен королем

Франциском I.
Здесь вплоть до самой смерти в 1519 г. он писал трактаты о живописи, о природе воды, о строении различных машин, ставил опыты. Он объяснял причины движения, распространения звука, света и тепла, открыл первый закон скорости и инерции — основные законы механики. Во многих высказываниях Леонардо не раз повторялась мысль, что искусство должно не только учиться у природы, но и превзойти ее. В своем творчестве он сумел достичь этого.
Слайд 22

Микеланджело Буанаротти (1475-1564) Более всего и во всем, Микеланджело – ваятель,

Микеланджело Буанаротти (1475-1564)

Более всего и во всем, Микеланджело – ваятель, но

его живописные произведения столь монументальны, что их можно принять за скульптуры.
Созданные Микеланджело образы отличаются могучей телесностью и анатомической точностью;
Будучи глубоко религиозным, Микеланджело часто писал на библейские сюжеты. Но созданные им образы не имеют ничего общего с каноном.
Слайд 23

Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый, Микеланджело перенес все муки творческого

Непримиримый и гордый, бунтующий и суровый, Микеланджело перенес все муки творческого

человека эпохи Высокого Возрождения. Борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия — вот что наполняло жизнь выдающегося мастера.
Любимые герои Микеланджело — библейский пророк Моисей и царь Давид, мужественный Прометей, кроткая и смиренная Мария, оплакивающая сына Христа, — обозначили важнейшие вехи творческого пути художника.
Слайд 24

Он родился в 1475 г., а умер в 1564 г., пережив

Он родился в 1475 г., а умер в 1564 г., пережив

Леонардо да Винчи и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия, оставив далеко позади эпоху Высокого Возрождения.
В последние годы жизни он стал свидетелем того, как грубо попираются идеалы гуманизма. Все это глубоко возмущало и ранило душу Микеланджело. В одном из своих стихотворений он писал:
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать — удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Перевод Ф. И. Тютчева
Слайд 25

Микеланджело Буанарроти «Пьета» (1498-1501г) Собор Святого Павла, Рим. Тему оплакивания Иисуса

Микеланджело Буанарроти
«Пьета»
(1498-1501г)
Собор Святого Павла, Рим.

Тему оплакивания Иисуса Христа скульптор решает психологически

точно: в безмерной скорби застыла
Богородица, весь её облик излучает нравственную чистоту и любовь.
Дева Мария в произведениях Микеланджело воплощает символ вечно юного материнства.
Слайд 26

Сикстинская капелла была построена архитектором Джованни де'Дольчи в 1475-83 годах по

Сикстинская капелла была построена архитектором Джованни де'Дольчи в 1475-83 годах по распоряжению Сикста IV, пожелавшего видеть

это сооружение в виде крепости, закрытым и неприступным.
Слайд 27

Это великое живописное творение Микеланджело - плод его непрерывной четырехлетней работы

Это великое живописное творение Микеланджело - плод его непрерывной четырехлетней работы с мая

1508 г.
Мастер совершил поистине подвиг. Он расписал плафон общей площадью около 800 квадратных метров. 
Слайд 28

Серьезные трудности, связанные с отсутствием геометрических ориентиров на поверхности свода, были

Серьезные трудности, связанные с отсутствием геометрических ориентиров на поверхности свода, были

блестяще преодолены Микеланджело.
В реальную архитектурную структуру он вписал структуру мнимую, разместив в ней наряду с колоссальными трехмерными объектами, художественные элементы.
На изображении насчитывается примерно триста фигур. 
Микеланджело работал без помощников, в очень тяжелых условиях: при плохом освещении, лежа на спине на специально изготовленном помосте.
Слайд 29

О РАБОТЕ НАД ФРЕСКАМИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ: Грудь как у гарпий; череп

О РАБОТЕ НАД ФРЕСКАМИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ:
Грудь как у гарпий; череп мне

на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу…
Микеланджело
Слайд 30

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Фреска. 1536—1541 гг. Сикстинская капелла, Ватикан В

Микеланджело Буонарроти.
Страшный суд. Фреска.
1536—1541 гг.
Сикстинская капелла,
Ватикан

В центре общей композиции Микеланджело изобразил

мощную фигуру Христа,
Карающего людей за совершённые грехи. Поднятой правой рукой он обрушивает вниз фигуры грешников, пытающихся подняться вверх. Левой — притягивает себе избранных, стоящих справа от него. Ужас всемирной катастрофы и возмездия за грехи человеческие художественно представлен в сложных сплетениях тел, разнообразии поз и ракурсов, усилен богатством колорита, контрастами света и тени.
Слайд 31

Потрясенные зрители испытывали смятение и ужас, им мерещились крики и стоны

Потрясенные зрители испытывали смятение и ужас, им мерещились крики и стоны

несчастных, напрасно молящих о помощи. Внизу картины они видели лодку Харона — перевозчика душ грешников. Его глаза, как раскаленные угли, горят адским пламенем. Ударом весла он безжалостно подгоняет тех, кто упирается или замешкался в растерянности. У зияющей бездны — входа в чистилище — несколько демонов нетерпеливо ожидают новую партию грешников... Как все это было созвучно строкам из «Божественной комедии» Данте!
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных...
Перевод М. Лозинского
Слайд 32

В общей композиции зрители различали души воскресших к новой жизни. Среди

В общей композиции зрители различали души воскресших к новой жизни. Среди

них блаженные, святые апостолы, пророки и мученики. Одни из них показывают раны на теле — зримые свидетельства земных страданий. Другие смиренно ожидают своей участи. Над душами тех, кого ожидает спасение, витают ангелы.
Слайд 33

Фреска «Страшный суд» Роспись свода Сикстинской капеллы в Риме.

Фреска «Страшный суд»

Роспись свода Сикстинской
капеллы в Риме.

Слайд 34

Слайд 35

Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция

Церковь Сан-Лоренцо,
Флоренция

Слайд 36

Микеланджело Буонарроти. Надгробие Джулиано и Лоренцо Медичи. 1524 — 1534 гг.

Микеланджело Буонарроти.
Надгробие
Джулиано и Лоренцо Медичи.
1524 — 1534 гг.

Слайд 37

Слайд 38

Мадонна Медичи – ключевой образ капеллы: она размещена в центре фронтальной

Мадонна Медичи – ключевой образ капеллы: она размещена в центре фронтальной

стены, к ней обращены взгляды святых, на нее взирают герцоги из своих ниш.
Она сидит, опираясь правой рукой о постамент, на выдвинутом левом колене — младенец, прижавшись вполоборота к матери так, что его лица зритель не видит. Мадонна придерживает ребенка левой рукой. Выражение ее лица и вся поза овеяны задумчивой отрешенностью.
Слайд 39

Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие

  Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы,

олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток, — символы быстротекущего времени.

Джулиано Медичи

Лоренцо Медичи

Слайд 40

Вечер Утро

Вечер

Утро

Слайд 41

Ночь День

Ночь

День

Слайд 42

Микеланджело Буонарроти. Купол собора Святого Петра. 1546—1564 гг. Рим, Ватикан Долгий

Микеланджело Буонарроти.
Купол собора Святого Петра. 1546—1564 гг. Рим, Ватикан

Долгий и трудный

путь на земле Микеланджело закончил созданием вознесшегося к небесам купола собора Святого Петра в Риме. В городе, некогда поразившем его творческое вдохновение, ему суждено будет оставить вечную память о себе. При жизни мастера были завершены алтарные стены и пилоны, начал возводиться купол.
Микеланджело не суждено было увидеть свою работу завершенной но замысел архитектора был воплощен по его проектам и чертежам уже после смерти.
Слайд 43

Моисей Статуя Микеланджело «Моисей» изображает пророка с… рогами! Это связано с

Моисей

Статуя Микеланджело «Моисей» изображает пророка с… рогами!
Это связано с неверным

переводом ивритского слова grn в Библии: оно может означать и «сияние», и «рога».
Фразу «Моисей сходил с Синая, и лицо его сияло» древние перевели как «лицо его было рогато».
Художник тоже не избежал заблуждения.
Слайд 44

Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле,

Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле,

имущество родным».
В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои бессмертные творения, снискав в веках славу Гения.