Литература XVIII века

Содержание

Слайд 2

В истории европейского общества XVIII в. известен как эпоха Просвещения Идеология

В истории европейского общества XVIII в. известен как эпоха Просвещения

Идеология и

культура развивались в условиях освободительного движения
Необходимость уничтожения феодализма и замены его капиталистическими формами отношений.
Переходная эпоха, завершившаяся Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг., обозначившей крушение феодализма.
Слайд 3

Компромиссный характер английской буржуазной революции и идея борьбы с остатками феодализма

Компромиссный характер английской буржуазной революции и идея борьбы с остатками феодализма

в произведениях просветителей Англии.
Стремление писателей приблизить литературу к реальной жизни, активно вмешаться в жизнь. Утверждение идей Просвещения в реальных образах самой жизни.
Культ Разума. Антицерковная направленность. Проблема идеального героя.
Роман - ведущий жанр литературы Просвещения.
Слайд 4

Просветители верили в силы и возможности человеческого разума Преувеличивали значение идей,

Просветители верили в силы и возможности человеческого разума
Преувеличивали значение идей, считая,

что они могут изменить мир
В понимании социальной действительности они оставались идеалистами
Им был свойствен исторический оптимизм
Будущее буржуазного общества рисовалось им в идеализированном свете
Слайд 5

Противоречия между просветительскими идеалами и реальными путями общественного развития ощущались многими

Противоречия между просветительскими идеалами и реальными путями общественного развития

ощущались многими

мыслителями и писателями XVIII в.
Это проявлялось в критике и сатирическом осмеянии существующих порядков, которые свойственны произведениям Дидро и Вольтера, Свифта и Филдинга, Лессинга и Гете
Слайд 6

Развитие просветителями концепции человека Вопрос о человеке, «человеческой природе» находился в

Развитие просветителями концепции человека

Вопрос о человеке, «человеческой природе» находился в центре

внимания
К вопросу о человеке обращались философы, историки, писатели и политики
Просветительский идеал прекрасной от природы человеческой личности приходил в столкновение с реальными нормами буржуазного существования.
Слайд 7

Основные направления эпохи Просвещения Классицизм Реализм Сентиментализм Романтизм (на его начальной стадии - предромантизм)

Основные направления эпохи Просвещения

Классицизм
Реализм
Сентиментализм
Романтизм (на его начальной стадии - предромантизм)

Слайд 8

Характерное и яркое явление литературной жизни эпохи – просветительский реализм Подготовленный

Характерное и яркое явление литературной жизни эпохи – просветительский реализм

Подготовленный развитием

искусства, эпохой Возрождения.
Является существенным этапом в истории мировой литературы
Стремление к воспроизведению объективной жизненной правды сочетается в нем с постоянным и пристальным вниманием к проблеме «человеческой природы» в ее обусловленности обстоятельствами, средой, воспитанием
Слайд 9

Свойственные просветительскому реализму критицизм, пафос обличения несовершенства существующих порядков Сатирическое изображение

Свойственные просветительскому реализму критицизм, пафос обличения несовершенства существующих порядков
Сатирическое изображение прозы

жизни, столь не соответствующей представлениям о подлинном назначении человека, соединяются с утверждением просветительских идеалов, с положительной программой устройства общества
Слайд 10

Важное значение имело обращение просветителей к созданию образа положительного героя В

Важное значение имело обращение просветителей к созданию образа положительного героя
В нем

воплотилась их вера в возможности человека
Представление о здоровых началах человеческой природы
Слайд 11

Образы положительных героев Не лишены известного схематизма, определенной «заданности» Их структуре

Образы положительных героев

Не лишены известного схематизма, определенной «заданности»
Их структуре свойственна двуплановость,

присущая стилю просветительского искусства
В образе Робинзона Крузо обнаруживаются черты, характерные для человека «вообще» и вместе с тем- это вполне конкретное воплощение черт буржуа определенной эпохи
Слайд 12

В литературе английского Просвещения преобладают прозаические жанры Ведущее место занимает роман,

В литературе английского Просвещения преобладают прозаические жанры

Ведущее место занимает роман, представленный

такими разновидностями, как
-роман приключенческий
-философско-сатирический
-семейно-бытовой
-социально-психологический
Слайд 13

Своеобразие литература английского Просвещения связано с тем, что буржуазная революция произошла

Своеобразие литература английского Просвещения связано с тем, что буржуазная революция произошла

в Англии в XVIIIв.
На протяжении XVIII в. в Англии продолжалось завершение преобразований, начатых в XVIIв.
Для Англии XVIIIв. был периодом утверждения буржуазных порядков.
Слайд 14

Развитие в условиях буржуазного строя Просвещение в этот период в Англии

Развитие в условиях буржуазного строя

Просвещение в этот период в Англии было

в целом умеренным, чем во Франции т Германии
Английское просвещение выдвинуло целую плеяду замечательных писателей, выступивших со смелыми обличениями пережитков феодализма таких как Свифт, Филдинг, Смоллет, Шеридан и др.
Слайд 15

Дефо (1660-1731) Основоположник английского просветительного романа Даниэль Дефо. “Робинзон Крузо” –

Дефо (1660-1731)

Основоположник английского просветительного романа Даниэль Дефо.
“Робинзон Крузо” –

роман-притча о человеке.
Гимн труду, ясной человеческой мысли, способности человека преодолеть все трудности.
Буржуазные черты идеального героя Дефо.
Идея робинзонады.
Композиция и язык романа.
Слайд 16

Свифт (1667-1745) Особое место Свифта в идеологии Просвещения, его полемика с

Свифт (1667-1745)

Особое место Свифта в идеологии Просвещения, его полемика с

Дефо, осмеяние буржуазных идеалов и опровержение робинзонады.
Роман Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера” - сатира на английскую действительность, грозное предупреждение писателя обществу.
Поиски Сфивтом идеальной формы справедливого общественного устройства.
Слайд 17

Ричардсон (1689-1761) Основатель сентиментального романа и сентиментализма. Роман в письмах «Памела,

Ричардсон (1689-1761)

Основатель сентиментального романа и сентиментализма.
Роман в письмах «Памела, или

Вознагражденная добродетель» - первенец эпистолярного жанра.
Нравоучительная направленность романа.
Второй роман – «Кларисса Гарлоу, или История молодой леди».
Исповедальная форма писем позволяла раскрыться личности героини.
Слайд 18

Генри Филдинг (1707-1754) Филдинг называл себя «творцом нового вида литературы». Главной

Генри Филдинг (1707-1754)

Филдинг называл себя «творцом нового вида литературы».
Главной задачей этого

нового вида литературы считал – изображение реального человека в реальных обстоятельствах.
Самый известный роман писателя «История Тома Джонсона, найденыша».
Сюжет романа – злоключения двух влюбленных.
Слайд 19

Смоллетт (1721-1771) Английский писатель Тобайас Джордж Смоллетт. В романах «Приключения Родрика

Смоллетт (1721-1771)

Английский писатель Тобайас Джордж Смоллетт.
В романах «Приключения Родрика Рэндома» (1748)

и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) выразил критическое отношение к просветительскому оптимизму, заострив внимание на «темных» сторонах человеческой натуры.
Для художественной манеры характерен гротеск.
Слайд 20

Лоренс Стерн (1713-1768) Роман «Жизнь и мнения Тристама Шенди» - своеобразный

Лоренс Стерн (1713-1768)
Роман «Жизнь и мнения Тристама Шенди» - своеобразный автопортрет

писателя.
Роман «Сентиментальное путешествие».
Чувствительность и насмешка в творчестве Стерна.
Эстетическая программа Стерна.
Стерн и сентиментализм.
Слайд 21

Роберт Бернс (1759-1796) Шотландский поэт, создатель самобытной поэзии. Прославление труда, народа

Роберт Бернс (1759-1796)

Шотландский поэт, создатель самобытной поэзии.
Прославление труда, народа и свободы,

бескорыстной и самоотверженной любви и дружбы.
Гражданская и любовная лирика (стихотворения «Дерево свободы» и «Джон Ячменное зерно»).
«Джон Ячменное зерно» -философская баллада.
Ячменное зерно – символ вечной жизни.
Слайд 22

«Озерная школа» поэтов Содружество английских поэтов У.Вордсворта, С.Т.Колриджа и Р.Саути, живших

«Озерная школа» поэтов

Содружество английских поэтов У.Вордсворта, С.Т.Колриджа и Р.Саути, живших на

С.Великобритании, в т.н. «крае озер».
Сформировавшись в конце 18 – начале 19 вв., «Озерная школа» была выражением романтического протеста против буржуазной действительности.
Уильям Вордсворт (1770-1850) вместе с Сэмюэлем Колриджем (1798) создал «Лирические баллады».
Слайд 23

Литература французского Просвещения Роль литературы в идейной подготовке буржуазной революции. Политическая тенденциозность литературы просветителей.

Литература французского Просвещения
Роль литературы в идейной подготовке буржуазной революции. Политическая тенденциозность

литературы просветителей.
Слайд 24

Монтескье (1689-1755) Жизнь и творчество Монтескье. Идеи просвещения в философском романе

Монтескье (1689-1755)
Жизнь и творчество Монтескье.
Идеи просвещения в философском романе

- политическом трактате “Персидские письма” и в основном труде жизни “Дух законов”.
Слайд 25

Вольтер (1694-1778) Классицизм в литературе. Эстетика и художественное творчество Вольтера, главы

Вольтер (1694-1778)

Классицизм в литературе.
Эстетика и художественное творчество Вольтера, главы французских

просветителей.
Философские повести Вольтера.
Обличение разных сторон феодального общества и его идеологии в повести “Кандид, или Оптимизм”.
Проблема “естественного человека”. Вольтер в идейной жизни России.
Слайд 26

Дени Дидро (1713-1784) Крупнейший деятель французского и европейского просвещения, эстетические взгляды

Дени Дидро (1713-1784)

Крупнейший деятель французского и европейского просвещения,
эстетические взгляды Дени

Дидро и его драматургическая теория.
Трактат “Парадокс об актере”.
Роль Дидро в формировании нового жанра “драмы”.
Прозаические новеллы в художественном творчестве философа-просветителя. Философская повесть “Племянник Рамо”.
Слайд 27

Бомарше (1732-1799) Последователь Дидро и крупнейший комедиограф Франции XVIII века Бомарше.

Бомарше (1732-1799)

Последователь Дидро и крупнейший комедиограф Франции XVIII века Бомарше.
Оценка

Наполеона пьес Бомарше (“Революция уже в действии”).
Драматическая трилогия “Севильский цирюльник”, “Женитьба Фигаро”, “Преступная мать”.
Слайд 28

Литература Германии Особенности Просвещения в феодальной, раздробленной Германии. Пробуждение национального самосознания

Литература Германии

Особенности Просвещения в феодальной, раздробленной Германии.
Пробуждение национального самосознания

народа, призыв к объединению – главная задача просветителей в Германии.
Тираноборчество.
Движение “Бури и натиска”.
Вера в человека, в величие его разума.
Осуждение всего, что мешает развитию чувств “естественного человека”, лучших природных качеств.
Слайд 29

Гете (1749-1832) Творчество Гете периода “Бури и натиска”. Герои раннего Гете

Гете (1749-1832)

Творчество Гете периода “Бури и натиска”.
Герои раннего Гете –

Прометей и Вертер (неоконченная драма “Прометей” и роман “Страдания молодого Вертера”).
Появление в творчестве Гете нового героя, “мученика мятежного”, который отказывается от борьбы, гибнет, добровольно уходит из жизни. Закономерность появления такого героя в немецкой литературе конца XVIII века.
Вершина творчества Гете – трагедия “Фауст”. Композиция и главные образы произведения.