Маски в театральном искусстве

Содержание

Слайд 2

Индонезийский театр масок Театр масок в Индонезии, носящий название «Топенг», вырос

Индонезийский театр масок

 Театр масок в Индонезии, носящий название «Топенг», вырос из

культа мертвых. Слово «топенг» означает «крепко прижатое, тесно прилегающее», или «маска усопшего». Маски, которые характерны для малайского театра, чрезвычайно просты.
Слайд 3

Они представляют собой овальные деревянные дощечки с вырезанными отверстиями для глаз

Они представляют собой овальные деревянные дощечки с вырезанными отверстиями для глаз

и рта. На этих дощечках и рисуется нужное изображение. Маска обвязывалась бечевкой вокруг головы. В некоторых местах (у носа, глаз, подбородка и рта) деревянная основа маски выдалбливалась, чем достигалось впечатление объемности.
Слайд 4

Индонезийские маски

Индонезийские маски

Слайд 5

Древнегреческий классический театр В древнегреческом классическом театре маски были заимствованы у

Древнегреческий классический театр

В древнегреческом классическом театре маски были заимствованы у жрецов, применявших

их в ритуальных изображениях богов. Маски изготовлялись сообразно с характером того или иного персонажа; делались и портретные маски.
Слайд 6

Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих

Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих

особую форму рта, в виде воронки – рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра. Античные маски делали из лубка и загипсованного полотна, а впоследствии из кожи и воска. Рот маски обыкновенно обрамлялся металлом, а иногда вся маска внутри выкладывалась медью или серебром для усиления резонанса.
Слайд 7

Маски древнегреческого театра

Маски древнегреческого театра

Слайд 8

Иногда маски были сдвоенными и даже строенными. Такую маску актеры двигали

Иногда маски были сдвоенными и даже строенными. Такую маску актеры двигали

во все стороны и быстро преображались в тех или иных героев, а иногда и в конкретных лиц, современников.      Со временем портретные маски были запрещены и, чтобы избежать хотя бы малейшего случайного сходства с высокопоставленными лицами (особенно с македонскими царями), их стали делать уродливыми.      Полумаски тоже были известны, однако они очень редко употреблялись на греческой сцене. Вслед за маской на сцене появился и парик, который прикреплялся, к маске, а затем и головной убор – «онкос».
Слайд 9

Театр "Но" Спектакли японского театра «Но», который является одним из древнейших

Театр "Но"

Спектакли японского театра «Но», который является одним из древнейших театров

мира, можно видеть и в наши дни. По канонам театра «Но» маски были закреплены за одним ведущим актером во всех имеющихся в репертуаре двухстах канонических пьесах и образовали целую отрасль искусства в этом театре. Остальные актеры не пользовались масками и исполняли свои роли без париков и грима. Маски относились к следующим типажам: мальчиков, юношей, духов умерших, воинов, стариков, старух, богов, девушек, демонов, полуживотных, пернатых и т. д.
Слайд 10

Наряду с развитием театральной маски появляется и театральный грим. Обычай раскрашивать

 Наряду с развитием театральной маски появляется и театральный грим.  Обычай раскрашивать тело

и лицо восходит к ритуальным действам в древнем Китае и Таиланде. Для устрашения неприятеля воины, отправляясь в набег, гримировались, раскрашивая себе лицо и тело растительными и минеральными красками, а в определенных случаях цветной тушью. Затем этот обычай перешел к народным представлениям.
Слайд 11

Грим и маски в театре "Кабуки" Классический театр Японии «Кабуки» –

Грим и маски в театре "Кабуки"

Классический театр Японии «Кабуки» – один

из древнейших театров мира. Его зарождение относится к 1603 г. На сцене театра «Кабуки», как и в других японских театрах, все роли исполняли мужчины. В японском театре очень своеобразные причудливые черты морщин, бровей, губ, подбородка, щек и др. Прием и техника гримирования такие же, как и у китайских актеров.
Слайд 12

Театральные японские маски

Театральные японские маски

Слайд 13

Грим в театре «Кабуки» – маскообразный. Характер грима – символический. Так,

 Грим в театре «Кабуки» – маскообразный. Характер грима – символический. Так,

например, актер, гримируясь для героической роли, на общий белый тон лица наносит красные линии; исполняющий роль злодея на белом токе чертит синие или коричневые линии; играющий колдуна на зеленый тон лица наносит черные линии и т. д.
Слайд 14

Театр "Дель Арте" В 30-е годы XVI в. в Италии возникает

Театр "Дель Арте"

 В 30-е годы XVI в. в Италии возникает театр

Дель Арте. Спектакли итальянских комедиантов дель арте отличались от спектаклей французских актеров не только более высоким уровнем техники игры, но и культурой оформления маски и грима. Первые представления дель арте состоялись во Флоренции, причем актеры играли в масках. Иногда маску заменяли приклеенным носом. Характерно, что маски носили только исполнители ролей двух стариков и двух слуг.
 Зародились маски комедии дель арте в народных карнавалах. Затем они постепенно перекочевали на сценические подмостки.
Слайд 15

Маски персонажей театра Дель Арте "Арлекин" (слева) и "Кавьелло" (справа)

Маски персонажей театра Дель Арте "Арлекин" (слева) и "Кавьелло" (справа)

Слайд 16

Маски комедии Дель Арте делали из картона, кожи и клеенки. Актеры

Маски комедии Дель Арте делали из картона, кожи и клеенки. Актеры

обычно играли в одной, определенно установленной маске. Пьесы менялись, а маски оставались неизменными. В масках играли преимущественно комедийные персонажи. Были и такие амплуа, для которых полагалось вместо маски гримироваться мукой и разрисовывать углем бороду, усы и брови. По традиции актеры, играющие влюбленных, не выступали в масках, а украшали лицо гримом.
Слайд 17

Маски театра Дель Арте

Маски театра  Дель Арте

Слайд 18

Образные маски стали закрепляться за определенными исполнителями, игравшими одну и ту

Образные маски стали закрепляться за определенными исполнителями, игравшими одну и ту

же роль.      Маски комедии дель арте были очень разнообразны (в театре комедии дель арте имелось более ста масок). Некоторые маски состояли только из носа и лба. Они раскрашивались в черный цвет (например, у доктора); остальная часть лица, не закрытая маской, гримировалась. Другие маски предусматривали определенную раскраску парика, бороды и усов. Маски использовали как средство для подчеркивания выразительности задуманного типажа. Они изготовлялись всевозможных характеров и разрисовывались применительно к типажам спектакля.