Мебель модерна

Слайд 2

В мебели эпохи модерна отразились все особенности генезиса, развития, и бытования

В мебели эпохи модерна отразились все особенности генезиса, развития, и бытования

стиля. Один из основоположников стиля ар нуво Эмиль Галле на своём заводе в Нанси на улице Ла Гаренн выпускал не только стекло и керамику, но с конца 1880-х годов также мебель. Он полагал, что «современная мебель должна быть логична, удобна и художественна». Вдохновляясь японским искусством и своими профессиональными знаниями ботаника, Галле обратился к миру живой природы, в котором находил формы и декор для своих произведений.
В мебели Галле использовались традиционные приёмы обработки дерева — резьба и маркетри. Новыми были мотивы орнамента: орхидеи, чертополохи, папоротники, маки, насекомые, летучие мыши. Прихотливые, гибкие линии декора становились частью мебельной конструкции. При этом нередко декор имел смысловую нагрузку — лирический или политический подтекст.
Слайд 3

Стол «Флора Лотарингии», созданный в 1893 году в мастерской Э. Галле,

Стол «Флора Лотарингии», созданный в 1893 году в мастерской Э. Галле,

был передан императору Александру III вместе с «Золотой книгой Лотарингии» от лотарингских городов в ознаменование политического сближения Франции и России. Изображённые в декоре стола растения намекали на это событие и отражали любовь его создателей к природе родной провинции. Подобные эксклюзивные вещи делались вручную с минимальным использованием машин. Уникальные работы Галле-мебельщика, также как его изделия из стекла, получили признание на многих международных выставках, став эталоном искусства модерна.
Слайд 4

Однако для выпуска массовой продукции Галле использовал современные станки. Они применялись

Однако для выпуска массовой продукции Галле использовал современные станки. Они применялись

для резьбы, токарных работ, в гравировании. В 1893 году Галле расширил мебельную часть завода, при котором существовала школа для обучения молодых кадров. По рисункам самого Галле и художников Виктора Пруве и Луи Эсто создавались проекты мебели для продажи. К образцам такой мебели относится столик с ножками в виде стрекоз. Впервые этот тип изделия появился в 1894 году, а затем неоднократно повторялся и варьировался.
Во Франции, кроме Школы Нанси, крупнейшим производителем мебели ар нуво был Париж. Парижские мебельные фирмы Кристофля, Барбедьена, Жиру производили изделия в дальневосточном стиле. Прекрасным образцом такой мебели является шкаф-кабинет фирмы «Эскалье де Кристал». Его форма напоминает пагоду. В центре дверцы помещена живописная вставка с изображением японки. В бронзовых накладках фигуры драконов, рыбака-японца, стебли бамбука и орнаментальные мотивы обрисованы гибкими линиями, характерными для модерна.В форме и декоре мебели модерн существовали две основные тенденции. При первой мебель уподоблялась объекту живой природы, при второй — использовались геометрические конструкции с минимумом или даже полным отсутствием орнамента.
Модерн также трансформировал по своим законам наследие прошлого от средневековья до классицизма. Иногда использовалась только технология обработки материала. Для обивки кресла с характерным для модерна орнаментом из водяных лилий была применена тиснёная кожа — материал, популярный в Средние века и в эпоху Возрождения.