- Главная
- Культурология
- Основоположник кубизма Пабло Пикассо (1881-1973)
Содержание
- 2. Пабло Руис-и-Пикассо — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Основоположник кубизма
- 3. Согласно испанской традиции, Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца — Руис и матери
- 4. Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха.
- 5. Творчество. Голубой и розовый периоды В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касагемасом, уехал в
- 6. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств,
- 7. Кубизм «Многие считают, что кубизм, — писал П. Пикассо, — особый род переходного искусства, эксперимент, и
- 8. Цвет и сюжет в кубизме выполняли второстепенную роль, главными были рисунок, статичная конструкция и композиция. Пабло
- 9. Истинной возмутительницей спокойствия стала картина испанского художника Пабло Пикассо (1881—1973) «Авиньонские девицы». Именно она знаменовала начало
- 10. Что же «хотел сказать» художник и что так смутило в ней зрителей? Пять обнаженных женских фигур,
- 11. Вторым этапом в развитии нового направления в живописи принято считать синтетический кубизм, использующий различные предметы реальной
- 12. Кроме натюрморта, кубисты нередко обращались и к жанру портрета. Фигура человека, представленная в геометрических формах, весьма
- 13. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского
- 14. «Купальщицы» 1918г. «Женщина, сидящая в кресле» 1941г. «Зеркало» 1932г. «Танец» 1925г. «Женщина с цветком» 1932г. «Герника»
- 15. В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах.
- 16. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956).
- 17. Музей П. Пикассо в Париже Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей
- 18. Имя Пикассо с самого рождения окутано легендами. Маленький мальчик, чьим первым словом было "карандаш". Прожигатель жизни,
- 19. Березанская М. Тайны Пикассо. Авиньонские девицы. – М.: Арт-Волхонка, 2019. – 80 с. Эта детская книга
- 20. Художник, человек, гений. Тот, для кого писать значило видеть, который лучше, чем кто-либо, "проживал" свое столетие.
- 21. . Пабло Пикассо - центральная фигура искусства ХХ века. Эта книга с символичным названием Пикассо. Путь
- 22. Все, созданное художником, поражает не только количеством работ, но и охватом различных видов искусства. Удивительных результатов
- 24. Скачать презентацию
Пабло Руис-и-Пикассо — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник,
Пабло Руис-и-Пикассо — испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник,
Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трёхмерное тело в оригинальной манере изображалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.
По экспертным оценкам, Пикассо — самый «дорогой» художник в мире: только за один 2008 год ценовой индекс его работ на рынке произведений искусства (годовой объём аукционных продаж) составил 262 млн. долларов. Картина Пикассо «Алжирские женщины», проданная весной 2015 года в Нью-Йорке за 179 млн. долларов, стала самой дорогой картиной, когда-либо проданной с аукциона.
По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо — лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.
Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1962).
«Алжирские женщины» 1954г.
Согласно испанской традиции, Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца —
Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца — учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом — «Пикадор», — с которой не расставался в течение всей жизни.
В 1891 году дон Хосе получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и юный Пабло вместе с семьёй переехал на север Испании, где обучался в местной школе искусств (1894-1895).
Детство и годы обучения
Пикассо в детстве
Мать и отец П. Пикассо
«Пикадор» 1889г.
Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха.
Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха.
В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Своё пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции музея Прадо, а не для учёбы в академии с её классическими традициями, где Пикассо было тесно и скучно.
В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, там он вступил в художественное общество Els Quatre Gats, по названию богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе в 1900 году прошли его две первые персональные выставки. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касагемасом и Хайме Сабартесом, которые впоследствии стали персонажами его полотен.
В детстве его мать, укладывая сына в кровать, обязательно рассказывала ему сказки, которые сама придумывала, используя эмоции от прошедшего дня. Потом Пабло говорил, что именно эти сказки и пробудили в нём желание творить, также используя эмоции одного дня.
Карлос Касагемас
Хайм Сабартес
Творчество.
Голубой и розовый периоды
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касагемасом, уехал
Творчество.
Голубой и розовый периоды
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касагемасом, уехал
В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903-1904 годах был назван «голубым». В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903; Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Ребёнок с голубем», 1901; «Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Жизнь», 1903; «Трагедия», 1903). В палитре мастера преобладают оттенки синего цвета. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.
«Ребёнок с голубем»
«Нищий старик с мальчиком»
Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905,
Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905,
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).
«Семья акробата с обезьяной»
«Девочка на шаре»
«Мальчик с трубкой» (1905г.)
Кубизм
«Многие считают, что кубизм, — писал П. Пикассо, — особый род
Кубизм
«Многие считают, что кубизм, — писал П. Пикассо, — особый род
Подобная характеристика была подхвачена журналистом Луи Векселем в рецензии на выставку картин Жоржа Брака (1882— 1963), проходившую в Париже в ноябре 1908 г. и ставшую большим событием в художественной жизни Европы. И хотя сами художники считали термин «кубизм» слишком узким по отношению к их искусству, он все же прижился и стал обозначать одно из новых направлений в живописи. Более того, кубизм оказал существенное влияние и на другие виды искусства: скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, балет, сценографию и даже литературу.
Жорж Брак и Пабло Пикассо
Цвет и сюжет в кубизме выполняли второстепенную роль, главными были рисунок,
Цвет и сюжет в кубизме выполняли второстепенную роль, главными были рисунок,
«Кубизм не отличается от обычных направлений в искусстве. Здесь действуют те же принципы и элементы, что и везде. Тот факт, что кубизм долгое время оставался непонятым и что еще и теперь есть люди, которые в нем ничего не понимают, не означает его несостоятельности. Факт, что я не читаю по-немецки... не означает, что немецкого языка не существует».
Жорж Брак.
Скрипка и палитра. 1910 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Истинной возмутительницей спокойствия стала картина испанского художника Пабло Пикассо (1881—1973) «Авиньонские
Истинной возмутительницей спокойствия стала картина испанского художника Пабло Пикассо (1881—1973) «Авиньонские
Именно она знаменовала начало нового направления в искусстве кубизма. Матисс увидел в ней карикатуру на современные направления в живописи и посчитал ее просто дурной выходкой своего друга. Ж. Брак, одним из первых увидевший это произведение, возмущенно заявил, что Пикассо хочет заставить его «есть паклю и пить керосин». Известный русский коллекционер и большой поклонник таланта художника С. И. Щукин, увидев ее в мастерской, со слезами на глазах воскликнул: «Какая потеря для французской живописи!» К счастью, многочисленные нападки критиков оказались лишь стимулом для дальнейших творческих поисков Пикассо.
Огромное полотно стало результатом длительных раздумий художника, явно пренебрегшего канонами классической женской красоты. Пикассо объяснял:
«Я сделал половину картины, я чувствовал, что это не то! Я сделал иначе- Я спросил себя: должен ли я переделать все целиком. Потом сказал: нет, поймут, что я хотел сказать».
Авиньонские девицы. 1907 г.
Музей современного искусства, Нью Йорк
«Авиньонские девицы»
Что же «хотел сказать» художник и что так смутило в ней
Что же «хотел сказать» художник и что так смутило в ней
Таким образом, по мнению автора, картина должна была разбудить уснувшую совесть современников, а потому воспринималась как страстный голос художника в защиту поруганной красоты, униженной и бесправной женщины.
Вторым этапом в развитии нового направления в живописи принято считать синтетический
Вторым этапом в развитии нового направления в живописи принято считать синтетический
Гриф гитары, кайма скатерти, цилиндрическая ножка бокала, горлышко бутылки, изгиб курительной трубки, колода игральных карт — все могло послужить поводом к расшифровке картин. Особенно часто вводились буквы и цифры, фрагменты слов, обрывки телеграфных или газетных строк, надписи на витринах магазинов и кафе, номера автомобилей, опознавательные знаки на бортах самолетов... Более того, в картинах использовали материалы, инородные для масляной живописи: песок, опилки, железо, стекло, гипс, уголь, доски, обои. Так было положено начало искусству коллажа (наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре).
Однажды Пикассо взял клеенку, на которой была изображена сетка плетеного стула. Вырезав кусок нужной ему формы, он приклеил его к холсту. Так был создан «Натюрморт с соломенным стулом». Небольшая овальной формы картина была полна деталей, идущих вразрез с существовавшими нормами живописи. Разрозненные элементы, соединенные определенным образом, все же создавали единое целое.
«Пикассо преднамеренно нарушает гармоническое восприятие картины, объединяя на одном полотне предметы, реальность каждого из которых воспринимается в различной степени. Но они объединены таким образом, что создают игру противоречивых и в то же время дополняющих друг друга чувств». (Р. Пенроуз)
Натюрморт с соломенным стулом. 1912 г. Музей Пикассо, Париж
Синтетический кубизм
Кроме натюрморта, кубисты нередко обращались и к жанру портрета. Фигура человека,
Кроме натюрморта, кубисты нередко обращались и к жанру портрета. Фигура человека,
Удивительного «сходства» удалось достичь художнику в знаменитом «Портрете Амбруаза Воллара». Созданный на фоне замысловатых кристаллов, он отдаленно передает несколько приплюснутый нос известного коллекционера. Высокий и прямой лоб выделяется из преобладающей серой гаммы цветов с помощью мягких тонов. Едва различимые черты лица поглощаются кубическими формами. Сам Воллар утверждал, что, хотя многие не могли узнать его на полотне, четырехлетний сын одного из его друзей, впервые увидев портрет, тут же воскликнул: «Это дядя Амбруаз!»
«Портрет Амбруаза Воллара», 1909-1910 гг.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве
Сюрреализм
«Купальщицы» 1918г.
«Женщина, сидящая в кресле» 1941г.
«Зеркало» 1932г.
«Купальщицы» 1918г.
«Женщина, сидящая в кресле» 1941г.
«Зеркало» 1932г.
«Женщина с цветком» 1932г.
«Герника» 1937г.
В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются
В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются
Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году и которая родит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).
В послевоенные годы было выпущено рекордное количество литографий работ художника. Чтобы повысить коллекционную значимость копий своих работ, тиражные литографии, после их выпуска, собственноручно подписывались Пикассо. Подписи на копиях своих работ, автор ставил преимущественно, простым карандашом. Не редко можно встретить тиражные копии работ Пикассо, которые помимо собственноручной подписи автора, имеют ещё и штамп Парижской галереи.
После войны
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по
Произведения последних лет
«Мастерская в Каннах», 1956г.
«Мужчина и женщина с букетом», 1970г.
Музей П. Пикассо в Париже
Пикассо умер 8 апреля 1973 года
Музей П. Пикассо в Париже
Пикассо умер 8 апреля 1973 года
Музей П. Пикассо в Барселоне
Музей П. Пикассо – Игуана Magazine
Замок П. Пикассо в Вовенагре
Памятник П. Пикассо
Имя Пикассо с самого рождения окутано легендами. Маленький мальчик, чьим первым
Имя Пикассо с самого рождения окутано легендами. Маленький мальчик, чьим первым
Калмыкова В.В. Пабло Пикассо. – М.: КоЛибри, 2015. – 96 с.
Книги о Пабло Пикассо
Березанская М. Тайны Пикассо. Авиньонские девицы. – М.: Арт-Волхонка, 2019. –
Березанская М. Тайны Пикассо. Авиньонские девицы. – М.: Арт-Волхонка, 2019. –
Эта детская книга посвящена очень непростым взрослым вещам. В начале XX века существовала так называемая парижская школа — важнейший эпизод в истории искусства. Пабло Пикассо был её центральной фигурой, а его картина «Авиньонские девицы» стала ключевой для всей истории авангарда. История её создания проиллюстрирована множеством репродукций, рисунков, разного рода сведений об эпохе и её героях — знаменитых современниках художника.
Художник, человек, гений. Тот, для кого писать значило видеть, который лучше,
Художник, человек, гений. Тот, для кого писать значило видеть, который лучше,
Бернадак Мари-Лор. Человек, который стал Пикассо. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 160 с.
.
Пабло Пикассо - центральная фигура искусства ХХ века. Эта книга с
.
Пабло Пикассо - центральная фигура искусства ХХ века. Эта книга с
Герман М. Пикассо. Путь к триумфу. – М.: Искусство-XXI век, 2013. –336 с.
Все, созданное художником, поражает не только количеством работ, но и
Все, созданное художником, поражает не только количеством работ, но и
«Это самый большой живописец и по своему размаху и по значению, которое он имеет в мировой живописи».
Его имя уже при жизни было окружено легендами. Им восторгались и о нем спорили. Его низвергали и вновь возводили на вершины Олимпа. О нем написаны сотни исследований. По Пабло Пикассо еще долгое время будут измерять искусство XX в., в котором он сделал свои гениальные открытия. Афористичные слова его современника Андре Бретона (1898—1966) до сих пор сохраняют смысл и значение: «Там, где прошел Пикассо, делать нечего».
«Там, где прошел Пикассо, делать нечего»