Неопримитивизм и неоклассицизм в живописи 1960-1970-х годов

Содержание

Слайд 2

В основе неопримитивизма лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую

В основе неопримитивизма лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую

неиспорченному цивилизацией сознанию. Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители стремились не к стилизации, не к подражанию народному мастеру, а к выражению существенных сторон народной эстетики. Совокупность художественных приёмов, характерных для искусства конца 19 – 20 века. Для неопримитивизма характерно нарочитое упрощение художественных средств и форм ради наибольшей выразительности. К примеру, применение простой композиции, искажений в изображении, насыщенных, ярких цветов. При этом неопримитивизм исходит из опыта примитивногоискусства (народного, архаических культур прошлого и пр.)
Слайд 3

Второй этап Михаила Ларионова стал настоящим прорывом в русской живописи. Уже

Второй этап Михаила Ларионова стал настоящим прорывом в русской живописи. Уже

в первый период творчества появляются картины, написанные в духе примитивизма («Купальщицы на закате», «Цыганка»), но только с 1907 года это направление стало ведущим и доминирующим.
Начинается период знаменитых провинциальных серий: «Провинциальные франты», «Франтихи», «Парикмахеры», «Венеры», «Солдатская серия»…. 

Ларионов Михаил "Купальщицы" 1904 Холст, масло

Цыганка в Тирасполе. - Ларионов Михаил Федорович

Ларионов, Игорь Николаевич

Слайд 4

Провинциальный франт. 1907 Франтиха. 1907

 Провинциальный франт. 1907

Франтиха. 1907

Слайд 5

Парикмахер. 1907 Венера . 1912

 Парикмахер. 1907

Венера . 1912

Слайд 6

Солдат на коне. 1911 г. Офицерский парикмахер. 1910 Курящий солдат. 1910 Отдыхающий солдат. 1911

Солдат на коне. 1911 г.

Офицерский парикмахер. 1910

 Курящий солдат. 1910

Отдыхающий солдат. 1911

Слайд 7

В 1907-1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница

В 1907-1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница

сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество.

Гончарова Н.С. «Урожай» 1911 г.

Гончарова Наталья Сергеевна

Слайд 8

«Архистратиг Михаил» 1910 г «Хоровод» 1910 г

«Архистратиг Михаил» 1910 г

«Хоровод» 1910 г

Слайд 9

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич А. В. Шевченко - из числа тех художников,

ШЕВЧЕНКО  Александр Васильевич

 А. В. Шевченко - из числа тех художников, кто в

1910-е гг. способствовал радикальному изменению языка искусства, апологет новых форм (автор брошюр "Принципы кубизма и других современных течений" и "Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения", обе 1913). И вместе с тем его не назовешь радикалом - какая-то смягченность черт присутствует в сделанном им. Забота о красоте и тяготение к спокойной гармонии, приводя в некоторых случаях к салонным решениям, чаще сообщают его работам скрытую классичность.
Такое стремление ощутимо уже в ранних его работах. Сезаннизм - ядро и основа построений - откорректирован то легкими кубистическими сдвигами, то примитивистской упрощенностью формы, но не в ущерб гармонической красоте; классический репертуар натюрмортных постановок и пейзажей с фигурами сохраняет свою классичность благодаря абсолютному чувству цветового и пространственного равновесия ("Натюрморт с яблоками", "Пейзаж с домом", 1910-е, и др.). Образы Шевченко отличает просветленность порой идиллическая, - он тяготеет к обобщенной монументальности силуэтов, к певучести ритмов, основанных на повторе круговых движений, к благородству сбалансированного колорита и композиционной ясности ("Музыканты", "Женщина у зеркала", обе 1913; "Автопортрет", 1920-е, и др.). Монументальные тенденции усиливаются в работах 1930-х гг., особенно связанных с ориентальной тематикой: в 1929 г. художник был командирован в Батуми, с чего началось его открытие Востока - Аджарии, Дагестана, Азербайджана; здесь Шевченко нашел свой идеал свободного и безмятежного бытия и запечатлел его в эпических по звучанию картинах, литографиях и монотипиях. 
Слайд 10

"Натюрморт с яблоками" Пейзаж с домами. 1920

"Натюрморт с яблоками"

Пейзаж с домами. 1920

Слайд 11

«Музыканты» 1913 г

«Музыканты» 1913 г

Слайд 12

Гладильщица Джаз

Гладильщица

Джаз

Слайд 13

Павел Николаевич Филонов Картины Филонова Павла Николаевича оказали серьезное влияние на

Павел Николаевич Филонов 

Картины Филонова Павла Николаевича оказали серьезное влияние на творчество и умонастроения

многих живописцев новейшего времени. Картины художника были не просто результатом смысловых изображений, а представляли собой:
«проектный интеллект» в образе;
утверждение интеллектуальных принципов, взятых из идеологии и теории живописца;
уникальные по своей завершенности произведения
Слайд 14

Животные Дома 1925

Животные

Дома
1925

Слайд 15

Марк Шагал Творчество Марка Шагала, охватывающее почти всё XX столетие, стало

 Марк Шагал

Творчество Марка Шагала, охватывающее почти всё XX столетие, стало одной

из интереснейших страниц как русской, так и европейской живописи. Он принадлежит к тому редкому типу мастеров, которые, имея ярко выраженные национальные корни, удивительно естественно чувствуют себя в любой культурной среде, с лёгкостью осваивают традиции разных стран, эпох и стилей, сохраняя при этом свой неповторимый почерк.
Уже в ранних произведениях Шагала появляется характерный приём его зрелого творчества — предметы сдвигаются с привычных мест, и на полотне создаётся совершенно особая загадочная атмосфера («Смерть», «Жёлтая комната», 1908—1910 гг.).

"Смерть« 1908 год

 «Желтая комната» 1911

Слайд 16

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону

и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

«Автопортрет с семью пальцами»,

(«Я и деревня», 1911

Слайд 17

Казимир Северинович Малевич Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым:

Казимир Северинович Малевич

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый

валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум, и др.).
Слайд 18

Купальщик.1911 На бульваре.1911 Садовник. 1911

Купальщик.1911

На бульваре.1911

 Садовник. 1911

Слайд 19

У неоклассицизма в России в начале 20 века не было строгих

У неоклассицизма в России в начале 20 века не было строгих

концепций, теоретиков, обществ, объединений и борцов. Но, тем не менее, он стал ярким явлением культуры. Неоклассицизм пытался противостоять надвигающемуся хаосу и диссонансу в искусстве и жизни. В России неоклассицизм был призван возродить один закон – закон красоты. И не только поднять его, но и упрочить. Методом для достижения этой цели стал возврат художников к античности, как к способу передачи гармонии. Множество образов и архетипов слились в одном неоклассическом порыве в начале XX века в русской живописи.
Слайд 20

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина

"Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам И. Е. Репин, а защиту - А. Н. Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил.

Сон. 1910

Слайд 21

Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре

Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре

живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоял ось именно в это время. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным. 

 Мальчики (Играющие мальчики). 1911

"Купание красного коня« 1912

"Играющие мальчики" (1911)

Слайд 22

АЛЛА РУСАКОВА - ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА Творчество З.Е. Серебряковой рассматривается в контексте

АЛЛА РУСАКОВА - ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА

Творчество З.Е. Серебряковой рассматривается в контексте развития

неоклассических тенденций первой трети ХХ в. Особенное внимание уделяется портретам, крестьянской серии, изображению обнажённой натуры. Неоклассические влияния проявляются как в выборе сюжетов, в известной идеализации образов, так и в формально-пластических особенностях рассматриваемых произведений.
Слайд 23

Автопортрет. За туалетом. 1909 г Купальщица. 1911 г.

Автопортрет. За туалетом. 1909 г

Купальщица. 1911 г.

Слайд 24

Англия. Сельский пейзаж. 1953 г Натюрморт с овощами. 1936 г

Англия. Сельский пейзаж. 1953 г

Натюрморт с овощами. 1936 г

Слайд 25

Бенуа Александр Николаевич Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам:

Бенуа Александр Николаевич

Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: “Франция

эпохи “короля-солнца” и “Петербург XVIII – начала XIX в.”, будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для “Мира искусства”. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98; "Версальская серия", 1905 — 06). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.
Его первой иллюстрированной книгой стал “Медный Всадник” Пушкина, появившийся в “Мире искусства” в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г., отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам.

иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник». 1904

Слайд 26

Свадебная прогулка. 1906

Свадебная прогулка. 1906

Слайд 27

«Служба у капеллы св. Варвары»

«Служба у капеллы св. Варвары»