Народные промыслы России

Содержание

Слайд 2

Урок изобразительного искусства по теме: народные промыслы России Золотая хохлома

Урок изобразительного искусства по теме: народные промыслы России

Золотая

хохлома

Слайд 3

История развития промысла Этот художественный промысел возник в 17 веке в

История развития промысла

Этот художественный промысел возник в 17 веке в
Нижегородском

Заволжье вблизи торгового села
Хохлома.
Деревянная посуда была распространена на Руси с
давних времен: деревянную ложку или миску можно
было увидеть на столе у боярыни и в избе у
крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,
сочные цвета и расписывали разными красками, порой
золотом или серебром. Но даже самую простую посуду
нельзя было использовать неокрашенной: от горячей
пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались
трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали
олифой – вареным льняным маслом.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в
золотистый цвет без применения золота и сегодня
остается загадкой даже для специалистов…
Слайд 4

Хохломские изделия (Хохлома) отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их

Хохломские изделия (Хохлома)

отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их

назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом
Слайд 5

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет

В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет

без применения золота.
Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье".
Слайд 6

Подготовка к покраске Изделие обмазываю льняным маслом Затем покрывают специальным грунтом,

Подготовка к покраске

Изделие обмазываю льняным маслом
Затем покрывают специальным грунтом, в

состав которого входит глина.
Изделие сушат в печи
Шлифуют
Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.
Слайд 7

Технология промысла «БЕЛЬЁ» ГРУНТ ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ РОСПИСЬ

Технология промысла

«БЕЛЬЁ»

ГРУНТ

ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ

РОСПИСЬ

Слайд 8

Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится

Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится

золотым.

После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.

Слайд 9

Художники рисуют: Растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки

Художники рисуют:
Растительные орнаменты:
листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Узоры

то тянутся вверх, то
бегут по кругу, то извиваются.
В этом разнообразии орнаментов
проявляется фантазия художников.
Зооморфные орнаменты:
диковинные птицы и рыбы.
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.
Слайд 10

Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной

Но самым любимым мотивом

остается орнамент «травка»,
изогнутая, кустиком или
одной былинкой.
«Травку» обычно пишут
красным

или чёрным
цветом, она обязательный
элемент хохломской
росписи.
Слайд 11

Самые замысловатые узоры называются «кудрина». Травка превращается здесь в кудрину -завитки,

Самые замысловатые узоры

называются
«кудрина».
Травка превращается здесь в кудрину -завитки, похожие

на перья жар-птицы.
«Кудрины» всегда пишутся золотом.
Слайд 12

Цветущие кусты и плоды на Руси Считались пожеланием добра и благополучия,

Цветущие кусты и плоды на Руси

Считались пожеланием добра и благополучия,

поэтому-то их так много в хохломской росписи.
Слайд 13

Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого

Художники не вычерчивают
заранее чётких контуров в
узорах, а для

этого
необходимо большое
мастерство, точность руки и глаза.
Слайд 14

Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись верховая и «под фон».

Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись верховая и «под фон».

Слайд 15



Слайд 16

Основные цвета Красный, да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.

Основные цвета

Красный, да черный и совсем немного желтого и зеленого для

мелкой прорисовки - приписок.
Слайд 17

Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

К верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) . Иногда травный орнамент дополняют припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.
Слайд 18

Элементы росписи: узор «травка» Выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз

Элементы росписи: узор «травка»

Выполняется легким движением
кончика кисти сверху вниз

Мазки с небольшим

плавным
утолщением

Рисуются приемом прикладывания
кисти к бумаге

В виде непрерывной линии
одинаковой толщины, закрученной в спираль

Выполняются с легким нажимом в
середине элемента

«Кустик» - состоит из более простых симметрично
расположенных элементов

Слайд 19

Этапы построения травного орнамента

Этапы построения травного орнамента

Слайд 20

Элементы росписи: узор «Листочки» Упражнение: Нарисуй чашу

Элементы росписи: узор «Листочки»

Упражнение:
Нарисуй чашу

Слайд 21

Элементы росписи: узор «Ягодки» Упражнение: Укрась кувшин

Элементы росписи: узор «Ягодки»

Упражнение:
Укрась кувшин

Слайд 22

Этапы построения орнамента с ягодками и листочками

Этапы построения орнамента с ягодками и листочками

Слайд 23

Фоновое письмо или роспись «под фон», заключается в том, что фон

Фоновое письмо

или роспись «под фон», заключается в том, что

фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.
Слайд 24

Слайд 25

Жар - птица

Жар - птица

Слайд 26

Слайд 27

Современная хохлома

Современная хохлома

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40