Народные промыслы России. Часть 1

Содержание

Слайд 2

Цели урока Узнать об особенностях народных промыслов России, истории их создания

Цели урока

Узнать об особенностях народных промыслов России, истории их создания и

художественной ценности.
Расширить знания о традиционных промыслах русского народа
Слайд 3

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры.

В них

воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Слайд 4

Общая характеристика Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации,

Общая характеристика

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных

начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
Слайд 5

ВОПРОС УРОКА: В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и

ВОПРОС УРОКА:

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации

изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
ПОЧЕМУ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПРИОБРЕЛИ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕННО В НАШЕМ ВЕКЕ?
Слайд 6

Роспись по дереву. Резьба по дереву Народные художественные промыслы.

Роспись по дереву.
Резьба по дереву

Народные художественные промыслы.

Слайд 7

Мезенская роспись Мезень - один из наиболее древних русских художественных промыслов.

Мезенская роспись

Мезень - один из наиболее древних русских художественных промыслов.
Этой

росписью народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.
Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась.
Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Слайд 8

Мезенская роспись в честь реки Мезень Мезенской эту роспись назвали потому,

Мезенская роспись в честь реки Мезень

Мезенской эту роспись назвали потому, что

ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Слайд 9

Символика Мезени Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий

Символика Мезени

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут

ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Слайд 10

Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области).

Роспись по дереву.

Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполненную

черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону
Слайд 11

Полохов-майданская роспись. В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки

Полохов-майданская роспись. В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки

– это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки.
Слайд 12

Ложкарный промысел. Этим промыслом занимались крестьяне, жили они на малоплодородных землях (Архангельской, Новгородской, Владимирской).

Ложкарный промысел.

Этим промыслом занимались крестьяне, жили они на малоплодородных землях (Архангельской,

Новгородской, Владимирской).
Слайд 13

Русские матрешки игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные

Русские матрешки
игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные

ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин
Слайд 14

Абра́мцево-ку́дринская резьба́ — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце

Абра́мцево-ку́дринская резьба́ — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX

века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
Слайд 15

Абрамцево-кудринская резьба Этот вид художественного промысла сформировался в XIX веке в

Абрамцево-кудринская резьба

Этот вид художественного промысла сформировался в XIX веке в нескольких

деревнях вокруг усадьбы Абрамцево Московской области. Возникновение ремесла тесно связано с художественно – столярной мастерской, основанной в 1882 году.
Для абрамцево-кудринских изделий из дерева характерны растительный орнамент — веточки, розетки и завитки, а так же плоскорельефная резьба, полировка и тонировка дерева. Разнообразие изделий поражает: блюда, вазы, ковши, шкатулки, и предметы домашнего декора.
В 1922 году была основана артель «Возрождение» в Кудрине, которая в 1930-х года славилась своими резными изделиями. Сейчас центр промысла находится в городе Хотькове, где находится фабрика резных художественных изделий, а так же художественно-промышленный колледж, готовящий мастеров этого искусства.
Слайд 16

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры

из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI—XVIII веков.
Слайд 17

Богородская резьба Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось старинное русское

Богородская резьба

Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось старинное русское село

Богородское.
Здесь сосредоточено производство знаменитой богородской резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки.
Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород — липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отточено до остроты бритвы.
В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине
Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой — богородский мишка — смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.
Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Человеческие фигуры в богородских композициях также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.
Слайд 18

Богородский промысел: возникновение На живописном холме на берегу реки Куньи, левого

Богородский промысел: возникновение

На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока

Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.
Богородское - село старинное. Впервые оно было упомянуто в документах 1647 / 1648.  Подобно тому, как сергиевцы рассказывают историю о „Татыге", богородцы говорят, что жившая здесь когда-то баба вырезала из дерева для своих детей деревянную куклу „ауку". Муж ее продал куклу торговцу в Сергиев посад, и отсюда якобы начались богородский и сергиевский игрушечный промыслы. 
Деревня Богородская расположена от Сергиева посада всего в 22 километрах, и влияние посадского промысла здесь вне сомнения.  Первое время возникновения богородского промысла богородские кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки „в белье", т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу.