Народный театр

Содержание

Слайд 2

Скоморохи СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители

Скоморохи

СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси – певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики,

акробаты. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут»
Слайд 3

«Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох

«Скоморошья потеха, сатане в утеху», «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморох

попу не товарищ», «И скоморох в ину пору плачет»

«У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела»,

Скоморохи

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Балаганы Обычно располагались на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В

Балаганы

Обычно располагались на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний.
В них

выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Петрушка Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров

Петрушка

Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров и

т.п. Он возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах.
Слайд 10

В театре Петрушки представлялись отдельные сатирические сцены. А.М. Горький отмечал, что

В театре Петрушки представлялись отдельные сатирические сцены. А.М. Горький отмечал, что

"непобедимый кукольный герой побеждал всех и вся: попов, полицию, черта и смерть. Сам же оставался бессмертным".
Слайд 11

Слайд 12

«Раёк» В старину можно было встретить на ярмарках. Он представлял собой

«Раёк» 

В старину можно было встретить на ярмарках. Он представлял собой

ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло.  Показ картинок — «раёшник» — сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда — «раешные стихи». Картинки эти были часто в лубочном стиле, первоначально, религиозного содержания — отсюда название «раёк» — а затем и на самые разнообразные темы.
Слайд 13

"Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя

"Раёк – это небольшой, аршинный во все стороны, ящик с двумя

увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла, – раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые« привязана льняная борода.
Д.А. Ровинский
(известный собиратель и исследователь русских народных картинок )
Слайд 14

Картинки сопровождались стихотворными пояснениями раешника, дающими сатирическую интерпретацию показываемого (например: «А

Картинки сопровождались стихотворными пояснениями раешника, дающими сатирическую интерпретацию показываемого (например: «А

вот, извольте видеть, город Рим, дворец Ватикан, всем дворцам великан... А вот город Париж, как туда приедешь, тотчас угоришь!.. Паша именитая знать ездит туда денежки мотать...»).
Слайд 15

Слайд 16

Темы для райка были самыми разными: на библейскую тему, сатирические, батальные.

Темы для райка были самыми разными: на библейскую тему, сатирические, батальные.

Некоторые из этих картинок стали лубочными картинками, которые распространяли – афени.
Слайд 17

Вертеп "Вертеп – зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в

Вертеп

"Вертеп – зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике,

с которым ходят о Святках, представляя события и обстоятельства рождения И. Христа".
В.И. Даль
Слайд 18