Одесса. Часть 3

Содержание

Слайд 2

Последний день нашего пребывания в Одессе мы решили спланировать следующим образом:

Последний день нашего пребывания в Одессе мы решили спланировать следующим образом:


Во-первых, следуя рекомендациям бывалых одесситов о том, что кто не бывал на знаменитом «Привозе», тот не был в Одессе мы, первым делом, решили таки побывать на нём, тем более нам как-то не досуг было взять с собой из Киева купальные принадлежности, которыми мы надеялись обзавестись там. И всё потому, что погода первые два дня нашего пребывания настойчиво подгоняла нас быть поближе к одесскому морскому побережью;

- ну, а во-вторых, у нас на руках были билеты в одесскую Оперу.

Слайд 3

На снимке - панорама нового и старого «Привоза», органически слившихся в

На снимке - панорама нового и старого «Привоза», органически слившихся в

единый торговый комплекс.
Минуло 175 лет со времени основания «Привоза», но этот знаменитый одесский рынок так и остался самым большим, шумным, колоритным и многолюдным...
Слайд 4

Наша прогулка по одесскому "Привозу" началась со входа на улице Преображенской

Наша прогулка по одесскому "Привозу" началась со входа на улице Преображенской

со стороны его реконструированной части. Старожилы же говорят, что главный вход на базар находится у автостанции.
Слайд 5

На снимке внизу - панорама торговых рядов старого «Привоза». История рынка

На снимке внизу - панорама торговых рядов старого «Привоза».
История рынка

начинается с 1827 года и непосредственно связана с историей зарождения торговли в Одессе. ... Первоначально он был не самостоятельным рынком, а придатком Старого рынка, и на нём торговали в основном привозным товаром, то есть с колёс (с возов, фур и прочего), отсюда и название рынка -«Привоз».
В 70-е годы в СССР ощущался дефицит продуктов, но не на Привозе. Здесь продавали осетров, красную рыбу, черную и красную икру, мясо, сыр, кровяную колбаску. Но и стоили такие деликатесы недешево. Тогда же в местных магазинчиках и будочках продавали "фирменные вещи", сшитые, вероятно, на Малой Арнаутской. Но зато стоили они почти столько же, сколько их заграничные аналоги.

Этим летом "Привоз" заявлял о том, что хочет стать отдельной республикой, дескать, рынку надоело кормить город. На флаге "республиканцы" поместили курицу.

На верхнем снимке – панорама рынка со стороны автостанции «Привоз».

Слайд 6

Улыбка одесского «Привоза».

Улыбка одесского «Привоза».

Слайд 7

Слайд 8

На снимке - мясной павильон после реконструкции. Несмотря на большое количество

На снимке - мясной павильон после реконструкции.
Несмотря на большое количество супермаркетов,

которыми богата Одесса, рынки служат основным местом покупок. Только на «Привозе» продаются самые дешевые и вкусные продукты: свежая рыба, мясо, масло, молоко, разнообразные сыры.
.
Слайд 9

В фруктово-овощном ряду на «Привозе» нет картошки, свеклы, фасоли, петрушки, помидор,

В фруктово-овощном ряду на «Привозе» нет картошки, свеклы, фасоли, петрушки, помидор,

тыквы, винограда, а есть - картошечка, свеколка, фасолька, петрушечка, помидорчики, тыковка, виноградик...
…Женщина покупает картошку. Продавщица взвешивает. Женщина:
- А на “поход”?
Продавщица кладет сверху одну картофелину.
- А еще немного на “поход”?
Продавщица кладет еще одну картофелину.
- Ну, еще хоть одну на “поход”!
Продавщица:
- Послушайте, мадам, вы что, в поход одна пойдете или всех своих родственников прихватите?
Слайд 10

Колбасный ряд. Продавщица: - Мужчина, что вы каждый день ходите по

Колбасный ряд. Продавщица:
- Мужчина, что вы каждый день ходите по всему

ряду, пробуете и ничего не покупаете? Вам что – ничего не нравится?
- Нравится.
- Так у вас, наверное, денег нет.
- Есть.

- Так в чем же дело? Покупайте!
- А зачем?
- Как – “зачем”? Ну, чтобы покушать!
- А я что делаю?!

Слайд 11

- Мужчина, идите сюда! Попробуйте уже мое молоко. - Если оно

- Мужчина, идите сюда! Попробуйте уже мое молоко.
- Если оно правда

ваше, зачем мне пробовать? Что я, грудной?
- Шо вы цепляетесь к словам? Ну не моё, моей коровы. Зато молоко - что-то особенное. Вы попробуйте…
- Так… Я уже попробовал.
- Ну что?
- Теперь я хочу спросить: вы не хотите купить своей корове зонтик?
- Чего вдруг? Почему зонтик?
- Потому что у неё в молоке очень много воды.
Слайд 12

Одесситы «Привоза» - многоязычный народ. Кроме матерного, они прекрасно разговаривают и

Одесситы «Привоза» - многоязычный народ. Кроме матерного, они прекрасно разговаривают и

на русском, и на украинском, и на молдавском, и на румынском, и на иврите... вставляют польские слова и болгарские... Могут легко переключаться с одного языка на другой, а могут говорить и на нескольких сразу, но это между собой. А если к продавцу обратится покупатель, с ним будет вежливое общение и только на ЕГО, покупателя, языке. Здесь так принято. Здесь покупателя уважают.
Слайд 13

- Скажите, этот арбуз херсонский? - Херсонский. - Так я был

- Скажите, этот арбуз херсонский?
- Херсонский.
- Так я был недавно там,

так все арбузы еще неспелые!
- Ну и что?
- Как - “ну и что”? Этот ваш “херсонский” арбуз хорошо пахнет турецким базаром!
- Ой, успокойтесь, ради бога! Ну, сколько там от той Турции до того Херсона!
Слайд 14

"Мужчина, берите свежую рыбу!" -зазывает продавщица клиента. Мужчина спрашивает, почему рыбешка

"Мужчина, берите свежую рыбу!" -зазывает продавщица клиента. Мужчина спрашивает, почему рыбешка

прикрыла глаза, и если она спит, то почему так неприятно пахнет? На что, не растерявшись, продавщица отвечает: "Слушайте, когда вы спите, вы за себя можете отвечать?"

Далее следуют картинки с «Привоза» без комментариев…

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Остатки «Привоза» позапрошлого столетия. В 1913 году вдоль Привозной улицы был

Остатки «Привоза» позапрошлого столетия.

В 1913 году вдоль Привозной улицы был построен

красивый двухэтажный с четырьмя флигелями «Фруктовый пассаж». Это сооружение было единственным красивым зданием на рынке. На первом этаже располагались продуктовые лавки и мясные ряды, а на втором – гостиница для не местных продавцов. При чем, в советское время торговать разрешалось только колхозникам.

Фруктовый пассаж (снимок 1913 года)

Фруктовый пассаж (современный снимок)

Слайд 20

На снимке - Двухметровая Тетя Соня с бычками. Если с рыбных

На снимке - Двухметровая Тетя Соня с бычками.
Если с рыбных рядов

свернуть в переулочек между вещевыми рядами и выйти на Привозную улицу, то окажемся перед крытым рыбным павильоном. Товар здесь в основном свежемороженый, но зато посреди ряда стоит бронзовая тетя Соня в широкополой шляпе, фартуке и со связкой бычков, а у ее ног крутится упитанный кот.
Хвостатый поставил свою лапку на туфель продавщицы, и кажется, когда она потеряет бдительность, прыгнет и вцепится в бычка Женщину ростом в 2,5 метра создал скульптор Игорь Ивченко. По его словам, тетя Соня -это рыбачка, подруга Кости-моряка на пенсии. Местные продавцы шутят, что если бросить в карман фартука тети Сони какую-то копейку, то это принесет не только удачу, ну и скидку где-нибудь на "Привозе".

В конце 1990-х годов приняли план генеральной реконструкции рынка. В 2007 году открыли новый мясной и рыбный корпуса, два новых торгово-офисных центра и комплекс магазинов вдоль улицы Пантелеймоновской, которые получил название "Новый Привоз". Именно в это время рынок "обзавелся" тремя бронзовыми памятниками. Два из них изображают двух одесских женщин по имени Соня: знаменитую в Одессе тётю и рыбачку - подругу Кости-моряка, ну а третий - самого Костю.
В фонтане, с легкой руки архитектора Иллариона Стадника, появилась ракушка, символизирующая Южную Пальмиру, а в ней - Соня в платьице и с большой рыбиной. Рыбачка слегка повернула голову в сторону Кости, который держит гитару. Композицию, как и песню об одесских героях, назвали "Шаланды, полные кефали".

На снимке слева - Костя-моряк и рыбачка Соня в торговом центре «Новый Привоз», где мы и обзавелись, так необходимыми нам в тот момент, плавательными принадлежностями.

Слайд 21

Получив впечатления от «Привоза», нашей целью стала прогулка на ближайший одесский

Получив впечатления от «Привоза», нашей целью стала прогулка на ближайший одесский

пляж с названием «Отрада». Побережье Одессы простирается на 30 км, 20 из которых занимают песчаные пляжи. Часть из них - это искусственные насыпные береговые линии, которые были сооружены для защиты от оползней. К ним относится и знаменитый пляж "Отрада«, к которому, если идти пешком, от ж/д вокзала по времени всего минут 20.

На снимках - здание одесского ж/д вокзала, проходя мимо которого запечатлена Наташа.
Отрада - небольшой колоритный район в центре города, и одноименный пляж. Спуститься к нему можно в районе Театра музыкальной комедии, пройдя по закоулкам, или по переулку Вице-адмирала Азарова, свернув налево с Французского бульвара. Мы выбрали второй вариант.

Слайд 22

…В «золотой век» строительства Одессы, здесь, на побережье Чёрного моря, турецкий

…В «золотой век» строительства Одессы, здесь, на побережье Чёрного моря, турецкий

купец Николас Холайджоглу построил небольшую виллу по соседству с дачей графа Ланжерона, и назвал её «Вилла Отрада». Вокруг уже было множество дач, но именно на эту дачу «Вилла Отрада» приезжали знаменитые люди Одессы того времени. Среди них был и Пушкин, и князья Вяземские, и многие другие. Возможно, секрет такой популярности «Виллы Отрада» было в личности Николаса Холайджоглу, или в удивительной энергетике и красоте этого места. Но, скорее всего, и в том, и в другом. Николас Холайджогуэлу, турецкий поданный, последние тридцать лет своей жизни проживший в Одессе.

Он был настоящим меценатом, человеком с изысканным вкусом, построившим много домов, приютов и богоугодных заведений. Мало, что сохранилось с тех пор здесь на берегу, однако сохранилось название - «Вилла Отрада», установленное рядом с природным валуном жёлтого цвета, состоящего из ракушечника как раз напротив того места, где когда-то
располагалась вилла одесского мецената Холайджоглу, как напоминание о прекрасных традициях заложенных замечательными людьми при основании города.
Сейчас на месте, где была располодена «Вилла Отрада», находится ресторан с одноимённым названием.

Слайд 23

Сегодня валун хорошо известен любому одесситу. Но будут ли знать о

Сегодня валун хорошо известен любому одесситу. Но будут ли знать о

нем наши дети и внуки через 20 лет? Вряд ли. За последние 10 лет камень потерял добрую половину своего объема, а еще в середине прошлого века он был глыбой ракушечника фантастических размеров. Поговаривают, что длина валуна достигала 50 метров.
Слайд 24

На фоне «изюминки» пляжа мы решили провести мини-фотосессию. Как видно по

На фоне «изюминки» пляжа мы решили провести мини-фотосессию.

Как видно по снимкам,

желающих искупаться в тот момент мы не увидели, Дело в том, что с утра последнего дня нашего визита в Одессу вдруг задул северный ветер и стало понятно, что сентябрь месяц в «жемчужине у моря» не такой уж «бархатный», как нам казалось.
Слайд 25

И, тем не менее, я решил отметить своё пребывание на черноморском

И, тем не менее, я решил отметить своё пребывание на черноморском

берегу! Вода действительно оказалась, мягко говоря, не комфортной, но при этом я получил великолепный заряд бодрости.

Несмотря на обновку в виде нового купальника, Наташа не рискнула совершить подобный моцион.

Слайд 26

Последний взгляд на морскую даль и парус одинокий, белеющий на горизонте.

Последний взгляд на морскую даль и парус одинокий, белеющий на горизонте.
…Ну,

а дальше -возвращение на базу и подготовка к посещению одесской Оперы.
Слайд 27

Кроме просмотра оперы Джузеппе Верди «Аида» в исполнении артистов одесского оперного

Кроме просмотра оперы Джузеппе Верди «Аида» в исполнении артистов одесского оперного

театра, нашей задачей было ознакомиться с его внутренним интерьером до начала спектакля и частично в перерывах между 4-мя действиями спектакля.
Слайд 28

Вид на лестницу от входа. У подножия каждой лестницы устроен просторный

Вид на лестницу от входа. У подножия каждой лестницы устроен просторный

вестибюль, имеющий в плане форму сильно вытянутого прямоугольника.
Слайд 29

В фойе нижнего этажа театра размещено огромное зеркало с пышным обрамлением

В фойе нижнего этажа театра размещено огромное зеркало с пышным обрамлением

в стиле рококо. …Считается, что если постоять возле одного из зеркал три минуты, можно «законсервировать» свою внешность на три года. Только важно не жадничать и не проводить эксперимент перед несколькими зеркалами!
Слайд 30

В торцах вестибюля расположены вычурные камины, выполненные на стыке лучших традиций

В торцах вестибюля расположены вычурные камины, выполненные на стыке лучших традиций

барокко и рококо, над которыми в пустующих филенках когда-то располагались зеркала.
Слайд 31

Крестовые своды декорированы изящной тонкой лепниной, в углах расположены пышные ионические пилястры из искусственного зеленого мрамора.

Крестовые своды декорированы изящной тонкой лепниной, в углах расположены пышные ионические

пилястры из искусственного зеленого мрамора.
Слайд 32

Подножие лестницы, декоративный фонарь. Капители угловых пилястр.

Подножие лестницы, декоративный фонарь.
Капители угловых пилястр.

Слайд 33

Парадные лестницы в среднем и верхнем вестибюлях предстают в обрамлении многочисленных

Парадные лестницы в среднем и верхнем вестибюлях предстают в обрамлении многочисленных

ангелочков-путти, которые стали своеобразным символом театра. Люстры здесь не нужны; днём хватает света, льющегося из венецианских окон, а вечером - из бронзовых канделябров в виде танцующих маркизов и маркиз. Кстати, спроектированный австрийскими архитекторами Фердинандом Фельнером и Генрихом Гельмером театр изначально освещался электричеством.

Во время реставрации театра в 60-х годах прошлого века истратили примерно 12 килограммов сусального золота, а во время последней реставрации - около шести килограммов.

Слайд 34

Ограждение галереи первого яруса, откуда мы смотрели спектакль.

Ограждение галереи первого яруса, откуда мы смотрели спектакль.

Слайд 35

Скульптура Фавна, одного из древнейших божеств Италии, (за Наташей). Скульптура античной музы с тамбурином в руках.

Скульптура Фавна, одного из древнейших божеств Италии, (за Наташей).

Скульптура античной музы

с тамбурином в руках.
Слайд 36

Вид с ложи первого яруса перед началом спектакля. «Зрительный зал поражает

Вид с ложи первого яруса перед началом спектакля.
«Зрительный зал поражает небывалой

в Одессе роскошью и красотой отделки лож. Во всем зале снизу до потолка включительно преобладают бархат, сатин, позолота. При великолепном освещении все это блещет, горит, сияет...» - писал «Новороссийский телеграф».
Слайд 37

Круглый потолочный плафон разделен на четыре больших сегмента-медальона и такое же

Круглый потолочный плафон разделен на четыре больших сегмента-медальона и такое же

количество малых, первоначально расписанных венским художником Францем Лефлером (после пожара 1925-го года их восстановил Михаил Зандин). На больших сегментах изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Двенадцатая ночь, или Что угодно».
В центре плафона располагается огромная позолоченная люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей. Полторы тонны — таким был вес старой люстры. Две тонны двести килограммов — вес нынешней. Она — точная копия той, которая украсила зал нового театра в 1887 году. А тяжелее потому, что изготовлена из более прочных и тяжелых сплавов.
Слайд 38

В антракте мы вышли к лестнице верхнего яруса, находящейся в огромном зале .

В антракте мы вышли к лестнице верхнего яруса, находящейся в огромном

зале .
Слайд 39

Просторный, наполненный светом и воздухом зал над вестибюлями (занимает высоту 1-3

Просторный, наполненный светом и воздухом зал над вестибюлями (занимает высоту 1-3

ярусов) оформлен в лучших дворцовых традициях барокко и рококо.
Стены прорезаны сдвоенными и одинарными коринфскими пилястрами, скульптурно дополненными сдвоенными гермами-атлантами, между которыми горит канделябр.
Следует отметить, что в качестве прототипов герм вероятнее всего были взяты гермы, украшающие первые этажи фасадов дрезденского Цвингера - степень сходства очень высока.
Слайд 40

Опера Верди Аида, которую мы смотрели и слушали - постановка трагедии

Опера Верди Аида, которую мы смотрели и слушали - постановка трагедии

из жизни древнего Египта. Богатые декорации, колонны и сфинксы на сцене смотрелись не так внушительно, а как и положено декорациям - гармонично. Солистка одесской Оперы Наталья Павленко в роли эфиопской принцессы Аиды, попавшей в рабство к фараонам, была очень убедительна. И составляла достойную конкуренцию Татьяне Спасской в роли дочери фараона. Дивы настолько ярко звучали, оттеняемые хором и без него, что в пору было заслушаться.
В общем, мы получили истинное удовольствие как от спектакля, так и от самой жемчужины архитектуры - одесского оперного театра.