Орнаментальные символы русского народа

Содержание

Слайд 2

- Знакомство с разновидностями русского орнамента, с его характерными особенностями, названиями

- Знакомство с разновидностями русского орнамента, с его характерными особенностями, названиями

некоторых элементов.
- Научится различать декоративно-прикладное творчество народа русских от других народов.
- Развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре народа русских.

Цели и задачи

-Образовательная: расширение знаний учащихся об орнаментальном искусстве русских народов.
-Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умение, понимать и ценить прекрасное.
-Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность.

Слайд 3

Русские народы Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью

Русские народы

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью

Народ прислушивается

к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Русская изба

Слайд 4

Традиционная культура Традиционное хозяйство включало в себя животноводство, земледелие, охоту, рыболовство,

Традиционная культура

Традиционное хозяйство включало в себя животноводство, земледелие, охоту, рыболовство,

собирательство

Среди русского народа было распространено рукоделие, вязание и вышивание, ткачество.

Слайд 5

Разновидности орнамента

Разновидности орнамента

Слайд 6

Разновидности орнамента

Разновидности орнамента

Слайд 7

Разновидности орнамента

Разновидности орнамента

Слайд 8

Гжель В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна

Гжель

В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна жили

искусные гончары. С середины 18 века мастера освоили производство майолики с росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных и птиц. С 19 века роспись стали делать, в основном, синим кобальтом по белому.
Слайд 9

Городецкая роспись Особенности данной росписи – чистые яркие краски, четкий контур,

Городецкая роспись

Особенности данной росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые

штрихи, придающие условный объем и живописность. Мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…
Слайд 10

Хохлома Следующая роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным,

Хохлома

Следующая роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым,

иногда коричневым и оранжевым. Изображают растения, ягоды, плоды, птицы и рыбы. Узор заполняет практически всю поверхность. Фон может быть золотым, красным, черным
Слайд 11

Дымковская игрушка Название промысла связано с дымковской слободой близ города вятки.

Дымковская игрушка

Название промысла связано с дымковской слободой близ города вятки. Изображаются

всадники, дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и сами фигурки несколько условны, упрощены. В росписи используются яркие краски, как правило, по белому фону, позолота. В орнаменте используются круги, волнистые линии, полоски, клеточки.
Слайд 12

Филимоновская игрушка Деревня Филимоново находится в Тульской области. Издавна здесь делали

Филимоновская игрушка

Деревня Филимоново находится в Тульской области. Издавна здесь делали посуду

и игрушки из местной светлой гончарной глины. Формы игрушек оригинальные, необычные. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладает 3-4 цвета. Сама роспись – чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте используются также круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Игрушки изображали птиц, сказочных животных, всадников, барынь, бытовые сценки.
Слайд 13

Ковроткачество Стоит посмотреть в Тюмени и традиционный ковер, ведь этот промысел

Ковроткачество

Стоит посмотреть в Тюмени и традиционный ковер, ведь этот промысел –

один из самых ярких и самобытных промыслов Сибири. Раньше им не только украшали стены, покрывали сундуки и лавки, но и использовали в качестве одеяла для путешествий.
Слайд 14

Символы Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Мощнейший обережный знак, который

Символы

Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия.

Мощнейший обережный знак, который выражает

единство Рода

Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности.

Берегиня - это великая богиня, «царица», породившая все сущее.

Звезда Алатырь Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной.

Слайд 15

Оформление одежды Русский народный костюм представляет два основных типа — северный

Оформление одежды

Русский народный костюм представляет два основных типа — северный

и южный.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Слайд 16

Русские женщины, даже простые крестьянки, были модницами. В их объемных сундуках

Русские женщины, даже простые крестьянки, были модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых

разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.
Слайд 17

Русском костюме, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре,

Русском костюме, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками

живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы.

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных.

Слайд 18

Сапоги Сапоги Лапти Валенки

Сапоги Сапоги

Лапти

Валенки

Слайд 19

Цветовая гамма 1) Белый - цвет обозначал духовную реальность, зрелое женское

Цветовая гамма

1) Белый - цвет обозначал духовную реальность, зрелое женское начало.

2)

Красный цвет - сила, защита, материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское.

3) Черный цвет - физическая дряхлость, неспособность к размножению, отказ от мира.

Слайд 20

Западные земли Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато

Западные земли

Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато

орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани.
Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура
Слайд 21

Среднее Поволжье, Урал, Сибирь В сибирском костюме часто можно увидеть большое

Среднее Поволжье, Урал, Сибирь

В сибирском костюме часто можно увидеть большое

разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа.

Слайд 22

Российский север Богат тканями и великолепными, сказочными кокошниками. Вологодский сарафан прямого

Российский север

Богат тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Вологодский сарафан прямого

покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой.

Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части.