Жостовская роспись

Содержание

Слайд 2

Справка Жостовская роспись – русский народный художественный промысел росписи кованых металлических

Справка

Жостовская роспись – русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825

года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет.

Ведущие художники жостовского промысла – В. И. Летков, А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин,
Н.Н. Гончарова,
Н.Н. Мажаев,
Б.В. Графов.

Слайд 3

История История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в

История

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в

ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»
Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.
Слайд 4

Особенности В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и

Особенности

В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и

плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Слайд 5

В основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых

В основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых

цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)
Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Слайд 6

Технология Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка).

Технология

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка).

Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму подноса, молотками выколачивает борт, выравнивает поле, на станке подгибает край.
Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.
В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм – овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.
После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и шлифуется, приобретая исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали просушивается и шлифуется.
Слайд 7

Изготовление подноса

Изготовление подноса

Слайд 8

Работают мастера беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом,

Работают мастера беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом,

а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.
Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.
Слайд 9

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение

«прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев.
Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев.
Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. «Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев.
Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах.
И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса.
Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.
Слайд 10

Этапы росписи

Этапы росписи

Слайд 11

Слайд 12

Виды жостовских цветов

Виды жостовских цветов

Слайд 13

Жостовские птицы

Жостовские птицы

Слайд 14

Формы подносов и композиционные схемы

Формы подносов и композиционные схемы

Слайд 15

Кошкина О.В. Морозко Соколова И.В. Торжество

Кошкина О.В. Морозко Соколова И.В. Торжество

Слайд 16

Лебедев М.В. Утренний Климова Н.Ю. В саду

Лебедев М.В. Утренний Климова Н.Ю. В саду

Слайд 17

Мешкова Е.В. Утро, Ромашки

Мешкова Е.В. Утро, Ромашки

Слайд 18

Агеева Т.В. Цветочные гирлянды Моисеева З.Ф. Юбилейный

Агеева Т.В. Цветочные гирлянды Моисеева З.Ф. Юбилейный