Плясовые, хороводные, игровые песни

Содержание

Слайд 2

Хоровод Календарные обрядовые песни всегда исполняют с движениями, как бы играя.

Хоровод

Календарные обрядовые песни всегда исполняют с движениями, как бы играя. Игры,

пляски, хороводы - основа многих обрядов.
Само слово хоровод в разных областях произносят по- разному: каравод, карагод, танок. Водить хороводы начинали с весны, со славянского новогодья, празднуя начало нового годового солнечного цикла. Девушки и юноши, взявшись за руки и двигаясь по кругу, пели протяжные песни.
Как вы считаете, почему они двигались по кругу?
( Олицетворяя солнце)
Слайд 3

Содержанием этих песен служат любовь и брак. Хороводные песни сопровождаются припевами:

Содержанием этих песен служат любовь и брак. Хороводные песни сопровождаются припевами:

«Дунай Иванович», «Дон Иванович», «Ой Дид-ладо». Эти припевки отличаются древностью, причём значение припева «дид- ладо» ещё не установлено: одни возводят слово «дид» - к слову «дед» и слово «ладо» к слову лад, т.е. согласие, радость. Дон Иванович и Дунай Иванович - олицетворения рек, создавшиеся ещё в глубокой древности. Припевка: «ай, люли-люшеньки» возникла из церковной «аллилуйи»; другая припевка «лелю-полелю» была, вероятно, простым междометием.
В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли «посиделками». На этих вечеринках также пелись хороводные песни.
Слайд 4

К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение

К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение

(пекли пироги, готовили яичницу, варили брагу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.
По характеру музыкально-поэтических образов и типам напевов хороводные песни бывают медленные лирические и скорые шуточные.
Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов.
Для скорых хороводных песен и плясовых мелодий характерен оживлённый, а иногда и быстрый темп, чёткий ритм с акцентами. Такие шуточные хороводные песни нередко сопровождаются припляской, притопыванием участников хоровода, иногда и прихлопыванием в ладоши.
И по характеру движений хороводы бывают разные.

«Во поле берёза стояла»

Слайд 5

Круговые - в них часто разыгрывается сюжет песни с ведущим в

Круговые - в них часто разыгрывается сюжет песни с ведущим в

центре круга («Заинька», «Каравай», «Курочки и петушки», «Царь за городом гуляет»). При исполнении хороводной песни «Заинька» хоровод образовывал круг, в середину которого выходил парень - «заинька». Хоровод кружился то в одну, то в другую сторону. «Заинька» пытался выйти из круга, но его не пускали. Первоначально игра изображала зайца, попавшего в ловушку - засаду. Воспроизводя, таким образом, удачную охоту, люди желали повлиять на исход настоящего промысла. В процессе развития русского народного творчества обрядовое действие превратилось в простую игру

Некруговые - там участники делятся на две группы, и поочерёдно движется «стенка на стенку» («Просо», «Бояре»). Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на своё место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ. Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.

Слайд 6

Хороводы-шествия - это ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», «подковкой», «через воротца». «Белгородский хоровод»

Хороводы-шествия - это ходьба рядами, «гуськом», «цепью», «змейкой», «подковкой», «через воротца».

«Белгородский

хоровод»
Слайд 7

Плясовые В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать своё

Плясовые

В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать своё умение,

силу, ловкость, удаль. Как правило, это мужские танцы. В них часто выходят солисты - кто кого перепляшет: знаменитые «Камаринская» ,«Барыня», «Трепак» .Чёткий, активный ритм передаёт характер задорных плясовых движений. Сколько же выдумки показывают исполнители в танце! И как интересно, изобретательно звучит инструментальный наигрыш, сама песня - ведь чаще всего они представляют собой вариации на тему
Слайд 8

Слушаем плясовые «КАМАРИНСКАЯ» «БАРЫНЯ» «ТРЕПАК»

Слушаем плясовые

«КАМАРИНСКАЯ»

«БАРЫНЯ»

«ТРЕПАК»

Слайд 9

Игровые Как уже говорилось, многие хороводные песни не только пелись, но

Игровые

Как уже говорилось, многие хороводные песни не только пелись, но и

игрались. Так, например, игровые хороводные песни «Гори, гори ясно» или «Горшун, Горшун - дедушка»

«Гори, гори ясно»

Слайд 10

Задание С какими жанрами песен вы познакомились на сегодняшнем уроке? Назовите

Задание

С какими жанрами песен вы познакомились на сегодняшнем уроке?
Назовите разновидности хороводных

песен?
Когда начинали водить хороводы и с чем это было связано?
Как называются музыкальные номера, услышанные на уроке?