Путешествие на гжелевый фарфоровый завод

Содержание

Слайд 2

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей ,

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей ,

стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, добрые и работящие мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Слайд 3

И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет

И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет

не видывал. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую.
Слайд 4

Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать

Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать

посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
Слайд 5

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть

ее «нежно-голубое чудо».
Слайд 6

И по сей день трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых

И по сей день трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых

мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Слайд 7

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Гжельский

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Гжельский

фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры. Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора.
Слайд 8

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную

посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Гжельские изделия прошлого совсем не похожи на современные. Изначально изделия из глины расписывали желтой, охристой, зеленой, синей, коричневой краской.
Слайд 9

Технология изготовления. Сырьевой цех Гжельского фарфорового завода, отсюда начинается заготовка фарфорового раствора – шликера .

Технология изготовления. Сырьевой цех Гжельского фарфорового завода, отсюда начинается заготовка фарфорового

раствора – шликера .
Слайд 10

Затем в гипсовую форму литейщик заливает жидкую керамическую массу — шликер .

Затем в гипсовую форму литейщик заливает жидкую керамическую массу — шликер

.
Слайд 11

Пористый гипс вытягивает и впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает, приобретая очертания

Пористый гипс вытягивает и впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает, приобретая очертания

формы. Далее форму раскрывают и достают полуфабрикат, вручную подправляют и заглаживают «швы».
Слайд 12

Керамические изделия подвергают обжигу дважды. Первый утильный обжиг производят при относительно низкой температуре.

Керамические изделия подвергают обжигу дважды. Первый утильный обжиг производят при относительно

низкой температуре.
Слайд 13

После предварительного обжига изделия проходят «фуксиновый контроль»: полуфабрикаты опускают в розовый

После предварительного обжига изделия проходят «фуксиновый контроль»: полуфабрикаты опускают в розовый

нестойкий раствор фуксина, пропадающий под воздействием света. Этот технологический процесс даёт возможность проверить качество керамических изделий, делает заметными мелкие трещинки и сколы.
Слайд 14

Далее мастер расписывает изделия окисью кобальта. Перед покрытием глазурью будущая гжель

Далее мастер расписывает изделия окисью кобальта. Перед покрытием глазурью будущая гжель

представляет сочетание розового и чёрного цветов.
Слайд 15

Расписанные изделия покрывают глазурью, густой белой не прозрачной жидкостью, которая после

Расписанные изделия покрывают глазурью, густой белой не прозрачной жидкостью, которая после

обжига становится прочной и прозрачной, как стекло.
Слайд 16

После нанесения глазури изделиям предстоит выдержать окончательный второй обжиг. Воздействие высокой

После нанесения глазури изделиям предстоит выдержать окончательный второй обжиг. Воздействие высокой

температурой превращает «молочные» изделия в бело-голубые: глазурь становится прозрачной и крепкой, а роспись приобретает знаменитый васильковый оттенок. От высокой температуры большинство красок выцветает, только кобальт сохраняет свою небесную синеву. Именно поэтому изделия этого художественного промысла выдержаны в синих тонах.
Слайд 17

Основным приёмом гжельской росписи является кистевой мазок

Основным приёмом гжельской росписи является кистевой мазок