Иконы и фрески древней Руси. 11 - 14 вв

Содержание

Слайд 2

ХРИСТОС-ПАНТОКРАТОР. МОЗАИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО КУПОЛА СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046. Пантократор с

ХРИСТОС-ПАНТОКРАТОР. МОЗАИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО КУПОЛА СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046.

Пантократор с греческого

переводится как «вседержитель» и по сути может быть отнесено к любому образу спаса
Расположен на куполе в середине храма
Слайд 3

БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА МОЗАИКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АПСИДЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046.

БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА МОЗАИКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АПСИДЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046.

Богоматерь

оранта представляет собой всю новозаветную церковь
Начиная с 9 века богоматерь оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписи алтарной апсиды
Этот иконописный тип изображения богоматери восходит к крайне христианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых
Слайд 4

СЦЕНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ. МОЗАИКИ НА АЛТАРНОМ СТОЛБЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ 1043-1046.

СЦЕНА БЛАГОВЕЩЕНИЯ. МОЗАИКИ НА АЛТАРНОМ СТОЛБЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ 1043-1046.

На

левом столбе помещён архангел Гавриил, а на правом дева Мария
Гавриил изображён в стремительном движении
Богородица изображена с веретеном, а не книгами как в европейских храмах
Слайд 5

ЕВХАРИСТИЯ. МОЗАИКА В АПСИДЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046 Евхаристия (от

ЕВХАРИСТИЯ. МОЗАИКА В АПСИДЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. КИЕВ. 1043-1046

Евхаристия (от греческого

«благодать») главнейшая часть христианского богослужения
В провославной церкви хлеб и вино символизируют тело и кровь Христа
Слайд 6

ИКОНОГРАФИЯ Главным источником иконографии служит искусство Византии Самая славная из средневековых икон – Богоматерь Владимирская

ИКОНОГРАФИЯ

Главным источником иконографии служит искусство Византии
Самая славная из средневековых икон –

Богоматерь Владимирская
Слайд 7

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ. ИКОНА. НАЧАЛО XII В. ГТГ, МОСКВА. Эта византийская икона

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ. ИКОНА. НАЧАЛО XII В. ГТГ, МОСКВА.

Эта византийская икона была написана

евангелистом Лукой
На Русь была привезена в 12 веке
В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенёс её в построенный по его заказу во Владимире Успенский собор
Слайд 8

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА. НАЧАЛО XII В. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА. НАЧАЛО XII В. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.

Георгий

один из самых чтимых хрестианских святых
Святой Георгий стяжал мученический венец за своё стойкое исповеднечество и подвиг веры
Издревле он считается покровителем Москвы
Слайд 9

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ. ФРЕСКА В КУПОЛЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. НОВГОРОД. 1108. Пророк

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ. ФРЕСКА В КУПОЛЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. НОВГОРОД. 1108.

Пророк Иеремия

представлен в новгородском соборе на юго-восточном простенке барабана
Его фигура хорошо сохранилась
Пророк изображён со свитком в левой руке, правой он преподаёт именословное богославение
Слайд 10

ПРОРОК СОЛОМОН. ФРЕСКА В КУПОЛЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. НОВГОРОД. 1108. Согласно

ПРОРОК СОЛОМОН. ФРЕСКА В КУПОЛЕ СОБОРА СВ. СОФИИ. НОВГОРОД. 1108.

Согласно древнему

обычаю изображения царя Соломона написано на восточном простенке барабана
Написан он в традиционном царском облачении
Изображён он в строгой фронтальной позе со свитком в правой руке
Слайд 11

ФРЕСКИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ ПСКОВ. ДО 1156 Г. Купол собора

ФРЕСКИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ ПСКОВ. ДО 1156 Г.

Купол собора украшает

огромная композиция вознесения христова
В простенках барабана изображены попарно в рост святые пророки
В парусах традиционные фрески четырёх евангелистов
На лицевых сторонах арок 2 нерукотворных образа спаса
В росписи алтаря представлены деиисус преображение и евхаристия
Слайд 12

ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. МОЗАИКА МИХАЙЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ. КИЕВ. XII В. ГТГ. Дмитрий Солунский

ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. МОЗАИКА МИХАЙЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ. КИЕВ. XII В. ГТГ.

Дмитрий Солунский один

из широко почитаемых на Руси воинов
Мозаика с изображением Дмитрия Солунского украшала один из столбов главного нефа Михайловского собора в Киеве
Мозаика была снята со стены при уничтожении собора в 1935-1936 годах и храниться в Москве
Слайд 13

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.XII В. ГТГ.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА ИЗ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.XII В. ГТГ.

Образ

спаса нерукотворного связан с легендой о лике Хреста
Спас нерукотворный почитался как помощник и защитник страждущих на Руси
Его изображение помещали при въезде в города, крепости и на боевых знамёнах
Слайд 14

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ. ИКОНА ИЗ СОБОРА СВ. СОФИИ. НОВГОРОД. XII В. По

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ. ИКОНА ИЗ СОБОРА СВ. СОФИИ. НОВГОРОД. XII В.

По

приданию икона помогла новгородцам победить осадивших город суздальцев
В 1352 году по молитве перед этой иконой получали исцеление поражённые чумой
В благодарность новгородцы в 1354 построили храм знамения православной богородицы, куда в 1356 году была перенесена икона из храма спаса преображения