Портрет парадный, камерный

Содержание

Слайд 2

Портрет - жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека

Портрет - жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик

человека или группы людей.
Главные требования, предъявляемые к портрету – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности человека.
Слайд 3

По типу изображения выделяются две основные группы: Парадный портрет Камерный портрет

По типу изображения выделяются две основные группы:

Парадный портрет
Камерный портрет

Слайд 4

Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или

Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим

или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне.
Слайд 5

В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне.

В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном

фоне.
Слайд 6

Существуют двойной и групповой портрет

Существуют двойной и групповой портрет

Слайд 7

В особую группу выделяется автопортрет

В особую группу выделяется автопортрет

Слайд 8

В 19 веке портретируемый «поворачивается к зрителю лицом», открывается душа человека, его сущность, его натура.

В 19 веке портретируемый «поворачивается
к зрителю лицом», открывается душа человека,

его сущность, его натура.
Слайд 9

Портреты А.С.Пушкина Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское

Портреты А.С.Пушкина

Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское

безобразие».
Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.
Слайд 10

Жест Одежда Взгляд Фрагмент интерьера Состояние О.Кипренский В.Тропинин Закрытый, говорит о

Жест
Одежда
Взгляд
Фрагмент
интерьера
Состояние

О.Кипренский

В.Тропинин

Закрытый, говорит о нежелании
пускать в свой внутренний мир. Пальцы
напряжено сжаты.

Абсолютно открытый,


распахнутый. Рука свободно лежит на столе.

Парадная, «застегнутая на все
пуговицы».

Поэт изображен в домашнем
халате, ворот рубахи расстегнут

Отстраненный, погруженный в себя

Открытый, наблюдающий за чем-то

Статуя музы

Столик

Отстраненного созерцания

Творческого вдохновения

Слайд 11

Василий Андреевич Тропинин (1776–1857)

Василий Андреевич Тропинин
(1776–1857)

Слайд 12

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Слайд 13

Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) «Портрет А.С.Пушкина» 1827 год. Санкт-Петербург, музей А.С.Пушкина

Василий Андреевич Тропинин
(1776 – 1857)
«Портрет А.С.Пушкина»
1827 год.
Санкт-Петербург,
музей А.С.Пушкина

Слайд 14

Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и преподнес его в качестве подарка

Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и преподнес его в качестве подарка

своему приятелю Сергею Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта.
Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист.

Василий Андреевич Тропинин
«Портрет А.С.Пушкина»

Слайд 15

На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на

На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на

зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная
любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то,
что перед нами – портрет поэта. Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке.

Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта. Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.

Слайд 16

Орест Адамович Кипренский (1782 - 1836) «Портрет А.С.Пушкина» 1827 год Москва, Государственная Третьяковская галерея

Орест Адамович Кипренский
(1782 - 1836)
«Портрет А.С.Пушкина»
1827 год
Москва, Государственная Третьяковская галерея

Слайд 17

Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина». Через несколько месяцев после завершения В.Тропининым

Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина».

Через несколько месяцев после завершения В.Тропининым пушкинского портрета,

в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.
Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце.
Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника.
Слайд 18

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Портрет наполнен

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Портрет наполнен

внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф.
Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности.

Чтобы подчеркнуть тему творчества, А.Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы. В глубине портрета О.Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии с лирой в руке. Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы.

Слайд 19

«Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал,

«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.»

Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского.
Увидев картину, он откликнулся экспромтом: