Авангардные течения и направления первой половины ХХ века. Сюрреализм

Содержание

Слайд 2

Задание: Составить конспект по презентации. Отправить фотоотчет https://vk.com/nagumanikus

Задание:

Составить конспект по презентации. Отправить фотоотчет https://vk.com/nagumanikus

Слайд 3

Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве

Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) –
направление в литературе и искусстве

XX в., сложившееся в 1920-х годах. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов
Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. 
Слайд 4

Каллиграмма «Стих для Лу» Гийома Аполлинера, 9 февраля 1915 г.

Каллиграмма
«Стих для Лу» Гийома Аполлинера, 9 февраля 1915 г.

Слайд 5

Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет

Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет

себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).
Слайд 6

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст;
фотографами — Филипп Халсман, Ман

Рей, Грета Штерн;
кинематографистами — Жан Кокто, Луис Бунюэль.
Слайд 7

фотография группы сюрреалистов 1924 года, ясно дает понять их радикальные взгляды)

фотография группы сюрреалистов 1924 года, ясно дает понять их радикальные взгляды)

Слайд 8

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное

начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию
Макс Эрнст
Ж. Миро, 
Жан Арп
Слайд 9

Миро. Карнавал Арлекина. 1924

Миро. Карнавал Арлекина. 1924

Слайд 10

Миро. Вспаханная земля. 1924. 1924

Миро. Вспаханная земля. 1924. 1924

Слайд 11

картины «Вспаханная земля» и «Карнавал Арлекина» — заметные сюрреалистические произведения, в

картины «Вспаханная земля» и «Карнавал Арлекина» — заметные сюрреалистические произведения, в которых детский

примитивизм сочетался с неолитической символикой и абстрактными пятнами яркого цвета. Гротесковые, даплеподобные существа, таинственные знаки словно переходят в другие, неземные измерения — измерения солнца и иных звезд, преображаясь таинственным образом прямо на глазах у зрителя.
Слайд 12

Второе направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения

Второе направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения

ирреального образа, возникающего в подсознании. 
Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок, все это создает образ невозможный в реальности.
Слайд 13

Дали, Искушение святого Антония

Дали, Искушение святого Антония

Слайд 14

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм,

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм,

зрительная неустойчивость, изменчивость образов.
Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации.
Слайд 15

Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую

Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую

действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч.
Слайд 16

Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например

Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например

оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.
Слайд 17

Дали, Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря 1938

Дали, Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря 1938

Слайд 18

Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и

Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и

юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма. Итальянского живописца периода маньеризма Джузеппе Арчимбольдо, мастера визуальных загадок и каламбуров, жившего в 16 веке, Сальвадор Дали называл «отцом сюрреализма».
Слайд 19

Джузеппе Арчимбольдо, «Вертумн», ок.1590

Джузеппе Арчимбольдо, «Вертумн»,
ок.1590

Слайд 20

Джузеппе Арчимбольдо, «Библиотекарь», 1562

Джузеппе Арчимбольдо, «Библиотекарь», 1562

Слайд 21

Джузеппе Арчимбольдо, «Флора», 1588

Джузеппе Арчимбольдо, «Флора», 1588

Слайд 22

Название происходит от фразы «Drame surrealiste» — это подзаголовок из пьесы

Название происходит от фразы «Drame surrealiste» — это подзаголовок из пьесы

писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера. Впервые термин фиксируется в его манифесте «Новый дух» к балету «Парад». Совместная работа П.Пикассо, Э.Сати, Ж.Кокто и Л.Мясина породила настоящий сюрреалистический шедевр.
Слайд 23

Сценография балета «Парад», 1917

Сценография балета
«Парад», 1917

Слайд 24

Слайд 25

Сюрреализм эволюционировал из нигилистического «антиискусства» дадаизма, большинство представителей которого стали сюрреалистами.

Сюрреализм эволюционировал из нигилистического «антиискусства» дадаизма, большинство представителей которого стали сюрреалистами.

Слайд 26

На развитие стиля оказали влияние научные изыскания и теории З.Фрейда. Многие

На развитие стиля оказали влияние научные изыскания и теории З.Фрейда. Многие

сюрреалисты относились к психоанализу скептически, но на большинство теория повлияла, принеся в им работы тонкий психологизм, эмоциональность, глубину.
Одними из главных ценностей стиля считаются: стремление к свободе, индивидуальности, отказу от рамок в развитии искусства живописи, символичность образов.
Слайд 27

Миро. Это цвет моих снов. 1925

Миро. Это цвет моих снов. 1925

Слайд 28

Еще до появления дадаизма черты сюрреализма появились в творчестве итальянца Джорджо

Еще до появления дадаизма черты сюрреализма появились в творчестве итальянца Джорджо

Де Кирико и жившего во Франции и Марка Шагала.
Полотна Шагала наполняют беспорядочные образы, рожденные воспоминаниями художника о родине, городе Витебске, и впечатлениями от парижской жизни. Фигуры людей, животных, предметы, растения и деревья на его картинах как будто парят в воздухе.
Слайд 29

Марк Шагал, Часы

Марк Шагал, Часы

Слайд 30

Марк Шагал, Ох боже, 1914

Марк Шагал, Ох боже, 1914

Слайд 31

Джорджо Де Кирико В начале Первой мировой войны Де Кирико вместе

Джорджо Де Кирико

В начале Первой мировой войны Де Кирико вместе с

братом приезжает в Италию. Здесь он создает метафизические композиции, предопределившие возникновение сюрреализма.
В картинах Де Кирико зритель видит пустынные улицы и площади, заполненные античными скульптурами, куклами, роботами. Кое-где встречаются живые люди, как будто спящие на ходу. Ощущение тревоги и страха перед грядущим вызывают длинные тени, отбрасываемые фигурами людей и предметами.
Слайд 32

Потеряв интерес к метафизической живописи, художник стремится возродить в своем творчестве

Потеряв интерес к метафизической живописи, художник стремится возродить в своем творчестве

традиции классицизма. Он пишет картины в духе старых мастеров, заимствуя из работ Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Ватто , Фрагонара образы, сюжеты и целые фрагменты 
Слайд 33

Джорджо де Кирико, Ностальгия по бесконечному 1911 - 1913

Джорджо де Кирико, Ностальгия по бесконечному
1911 - 1913

Слайд 34

Джорджо де Кирико, Вокзал Монпарнас (Меланхолия отъезда) 1914

Джорджо де Кирико, Вокзал Монпарнас (Меланхолия отъезда)
1914

Слайд 35

Джорджо де Кирико, Песня любви, 1914

Джорджо де Кирико, Песня любви, 1914

Слайд 36

Ив Танги Французский сюрреалист. За жизнь он сменил множество профессий, некоторое

Ив Танги

Французский сюрреалист. За жизнь он сменил множество профессий, некоторое

время провел в море – на торговом корабле, что и повлияло на его живописное творчество и след в искусстве. Тема моря, подводных жителей стала центральной в его работе. Работы Танги узнаваемы: для них характерна некоторая мрачность, романтизм, использование плавных линий, изображений облаков, волн, дыма.
Слайд 37

Ив Танги, " Шторм", 1926 г.

Ив Танги,
" Шторм", 1926 г.

Слайд 38

Ив Танги, "Большая картина с пейзажем", 1927 г.

Ив Танги,
"Большая картина с пейзажем", 1927 г.

Слайд 39

Ив Танги, "Перевоплощение", 1942 г.

Ив Танги, "Перевоплощение", 1942 г.

Слайд 40

Поль Дельво Развивал сюрреалистическое направление в Бельгии. Находился под влиянием работ

Поль Дельво

Развивал сюрреалистическое направление в Бельгии. Находился под влиянием работ

художников де Кирико и де Смета. Центральная тематика работ – обнаженное тело. Особенность творчества – использование изображений скелетов, например, в работе «Распятие».
Слайд 41

Поль Дельво, Распятие, 1952

Поль Дельво,
Распятие, 1952

Слайд 42

Поль Дельво, Одиночество, 1956

Поль Дельво,
Одиночество, 1956

Слайд 43

Поль Дельво, Спящая Венера, 1944

Поль Дельво,
Спящая Венера, 1944

Слайд 44

Сальвадор Дали Самый популярный художник направления называвший себя «Я- сюрреализм». Он

Сальвадор Дали

Самый популярный художник направления называвший себя «Я- сюрреализм».
Он

одним из первых примкнул к группе творцов-сюрреалистов, которую организовал А.Бретон. Через некоторое время его исключают из этого сообщества, но он продолжает развивать собственный стиль. поздний этап творчества отмечается влиянием живописи Ренессанса и академизма
Слайд 45

м Сальвадор Дали, Сон, 1937

м

Сальвадор Дали, Сон, 1937

Слайд 46

Сальвадор Дали, Постоянство времени (мягкие часы) , 1931

Сальвадор Дали,
Постоянство времени (мягкие часы) , 1931

Слайд 47

Сальвадор Дали, Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения ,1943

Сальвадор Дали,
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения

,1943
Слайд 48

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, созданная Сальвадором Дали совместно с художником-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом, 1936

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, созданная Сальвадором Дали совместно с художником-сюрреалистом Эдуардом

Джеймсом, 1936
Слайд 49

Белый вариант телефона-лобстера

Белый вариант телефона-лобстера

Слайд 50

Сатиново-алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандальной и необыкновенно звезды Бродвея,

Сатиново-алый диван, очертаниями
повторяющий форму губ скандальной и необыкновенно звезды Бродвея, актрисы

Мэй Уэст, появился в 1937 году.
Слайд 51

Интерьер комнаты в музее Сальвадора Дали в Фигерасе

Интерьер комнаты в музее Сальвадора Дали в Фигерасе

Слайд 52

Слайд 53

Пиджак- афродизиак Сам Дали позже «щеголял» в пиджаке, напоминающем образец 1936

Пиджак- афродизиак
Сам Дали позже «щеголял» в пиджаке, напоминающем образец 1936 года:

на смену стаканчикам с ликером пришли пронумерованные хрустальные рюмки.
Именно в таком странном наряде запечатлен маэстро на снимке, сделанном во время одного из приемов.
Слайд 54

Фроттаж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую

Фроттаж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа

посредством натирающих движений незаточенного карандаша.
Фроттаж был изобретён в 1925 году Максом Эрнстом, широко использовавшим его в графике и живописи.
Слайд 55

Всем известный пример фроттажа)

Всем известный пример фроттажа)

Слайд 56

Фроттаж Макса Эрнста

Фроттаж Макса Эрнста

Слайд 57

Андре Массон. Автоматический рисунок. 1925

Андре Массон.
Автоматический рисунок. 1925 

Слайд 58

Мерет Оппенгейм "Объект (Завтрак в мехах)", 1936. Чашка, блюдце, чайная ложка, мех.

Мерет Оппенгейм "Объект (Завтрак в мехах)", 1936. Чашка, блюдце, чайная ложка,

мех.
Слайд 59

Как рассказывала Оппенгейм, идея родилась в парижском кафе в компании Доры

Как рассказывала Оппенгейм, идея родилась в парижском кафе в компании Доры

Маар и Пабло Пикассо, которым понравился ее отделанный мехом браслет. Восхищенный Пикассо заметил, что все следовало бы обшить мехом. "Завтрак в мехах" был задуман просто как "объект". Его название придумал Бретон в 1938 году, соединив реминисценции знаменитого "Завтрака на траве" Мане и романа Леопольда Захер-Мазоха "Венера в мехах", 1869.
Достойный быть отнесенным к категории "тревожащих воображение", по поводу которой Фрейд теоретизировал в 1919 году, " Завтрак" принадлежит к серии тех сюрреалистических предметов, которые Марсель Жан определил как "навязчивые вожделения". По его мнению, объект балансировал на грани между извращением, едой и поэзией.
Слайд 60

Рене Магритт бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические

Рене Магритт

бельгийский художник, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины.


Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой, и это наложило отпечаток на его творчество.
Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном.
Начиная с 1926 года художник пишет сюрреалистические полотна, в каждой из которых есть некий скрытый смысл. Частым героем его картин становится человек в котелке (прототипом которого считается сам Магритт), часто изображаемый без лица. Позже художник часто открещивался от сюрреализма, называя стиль, в котором он писал, «магическим реализмом».
Слайд 61

Рене Магритт "Обманчивость образов" 1928-1929

Рене Магритт "Обманчивость образов" 1928-1929

Слайд 62

Под трубкой каллиграфически написана фраза: "Это не трубка". Комментарий порождает разночтение

Под трубкой каллиграфически написана фраза: "Это не трубка". Комментарий порождает разночтение

между тем, что изображено и что написано, тем самым устанавливается раздельное существование пластических и вербальных элементов. Магритт узаконил разделение знака и вещи, тем самым поколебал связи и сам принцип, лежащий в основе живописного изображения.
Слайд 63

Воспроизведение запрещено, 1937

Воспроизведение запрещено, 1937

Слайд 64

Пронзенное время, 1938

Пронзенное время, 1938

Слайд 65

Красная модель, 1934

Красная модель, 1934

Слайд 66

Рене Магритт «Влюбелнные" 1928

Рене Магритт «Влюбелнные" 1928

Слайд 67

Сын человеческий, 1964

Сын человеческий, 1964

Слайд 68

Сюрреализм и фотография

Сюрреализм и фотография

Слайд 69

Первым фотографом-сюрреалистом был Филипп Халсман. Он сделал серию фото под названием

Первым фотографом-сюрреалистом был Филипп Халсман.
Он сделал серию фото под названием

«Прыжок». Фото сделано без использования монтажа, Халсман несколько часов подряд пытался добиться такого кадра – котов подбрасывали, из ведер выливали воду.
Слайд 70

Слайд 71

Руки Жана Кокто. Фото Филиппа Халсмана, 1948

Руки Жана Кокто. Фото Филиппа Халсмана, 1948

Слайд 72

Череп Дали. Фото Филиппа Халсмана, 1951

Череп Дали.
Фото Филиппа Халсмана, 1951

Слайд 73

Distortion #49. Фото Андре Кертеша, 1933 г

Distortion #49. Фото Андре Кертеша, 1933 г

Слайд 74

"Состав", Морис Табард, 1929

"Состав", Морис Табард, 1929

Слайд 75

Мистерия улицы, фото сюрреализм Отто Умбер, 1928

Мистерия улицы,
фото сюрреализм Отто Умбер, 1928

Слайд 76

Ман Рэй, 1922, Безымянная райография, фотолаборат из желатинового серебра Работы Ман

Ман Рэй, 1922, Безымянная райография,
фотолаборат из желатинового серебра
Работы Ман Рея

относят и к дада и к сюрреализму.
Слайд 77

Грета Штерн, Автопортрет, 1943

Грета Штерн, Автопортрет, 1943

Слайд 78

Грета Штерн

Грета Штерн

Слайд 79

Грета Штерн

Грета Штерн

Слайд 80

Сюрреализм и кинематограф

Сюрреализм и кинематограф

Слайд 81

Андалузский пес, 1929 Луис Бунюэль дружил с Сальвадором Дали и в

Андалузский пес, 1929
Луис Бунюэль дружил с Сальвадором Дали и в 1929

году они вместе создают сценарий фильма «Андалузский пес». Первый фильм Бунюэля признан квинтэссенцией сюрреалистического кино.
На фильм «Андалузский пес» ориентировались многие кинорежиссеры, использующие в своих фильмах приемы сюрреалистического искусства, от Майи Дерен до Дэвида Линча.
Ссылка на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=UgN1jXFiO3A
Слайд 82

Слайд 83

Жан Кокто Его фильмы, особенно «Кровь поэта», «Орфей» и «Красавица и

Жан Кокто
Его фильмы, особенно «Кровь поэта», «Орфей» и «Красавица и чудовище»


Фильм «Кровь поэта»- первая часть «Орфической трилогии» Кокто. По словам самого режиссера, это «документальный фильм об ирреальных событиях». Критики писали: фильм имитирует механизм сна. Набор символов, свободный монтаж и динамика. Кокто полюбил кинематограф за то же, за что и его современники. 
«Эта картина авангардная, субъективная. Там субъективные образы, субъективная камера. Нет границ между реальностью и воображаемым. То, что будет в моде в 60-70-е годы в эпоху интеллектуального философского кино, Жан Кокто уже предугадал до этого»
Слайд 84

«Кровь поэта» (1932)

«Кровь поэта» (1932)

Слайд 85

«Кровь поэта» (1932)

«Кровь поэта» (1932)

Слайд 86

«Красавица и чудовище» (1946)

«Красавица и чудовище» (1946)

Слайд 87

«Красавица и чудовище» (1946)

«Красавица и чудовище» (1946)

Слайд 88

Ссылки на фильмы Кокто: Кровь поэта, 1932 https://vk.com/videos63612284?z=video-157775368_456240168%2Fpl_63612284_-2 Орфей, 1950 https://www.youtube.com/watch?v=6aPfdZOcito

Ссылки на фильмы Кокто:
Кровь поэта, 1932 https://vk.com/videos63612284?z=video-157775368_456240168%2Fpl_63612284_-2
Орфей, 1950 https://www.youtube.com/watch?v=6aPfdZOcito

Слайд 89

Сюрреализм — одно из немногих течений, имевшее свои теоретические постулаты и

Сюрреализм — одно из немногих течений, имевшее свои теоретические постулаты и прописные истины, которые участники группы

должны были строго соблюдать. Оговаривалось все до мелочей — что можно писать, а что нельзя, как можно и как нужно писать; оговаривалось даже как себя вести. 
Слайд 90

Сюрреализм так и не смог справиться с теми задачами, которые ставил

Сюрреализм так и не смог справиться с теми задачами, которые ставил перед собой, потому что они

тоже были сюрреалистическими.
Частые ссоры внутри группы, постоянное наложение анафем и амнистий, расставание с индивидуальностью, культ «папы» Бретона и многое другое привело к тому, что существование группы сюрреалистов гаснет практически одновременно с жизнью ее лидера Андре Бретона. А сам стиль коммерциализируется, отчасти благодаря тому же Сальвадору Дали, который умудрялся писать много и в меру дорого.
Слайд 91

Сюрреализм повлиял на современное искусство, живопись, графика, инсталляция, фотография, киноиндустрия, сериалы,

Сюрреализм повлиял на современное искусство, живопись, графика, инсталляция, фотография, киноиндустрия, сериалы,

реклама, мемы, современных авторов и примеры современного сюрреализма рассмотрим подробнее чуть позже, следующая презентация будет посвящена русским авангардным течениям.