Портрет в искусстве России

Содержание

Слайд 2

ПОРТРЕТ В ИСКУССТВЕ РОССИИ Считается, что портрет — самое бесспорное достижение

ПОРТРЕТ В ИСКУССТВЕ РОССИИ

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей

национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. РокотовСчитается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. ЛевицкийСчитается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. КипренскийСчитается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. БрюлловСчитается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. РепинСчитается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Слайд 3

Фёдор Степанович Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. ГТГ.

Фёдор Степанович Рокотов.
Портрет Екатерины II.
1763. ГТГ.

Слайд 4

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет А.Д. Левицкой (Агаши, дочери художника) 1785, ГТГ.

Дмитрий Григорьевич Левицкий
Портрет А.Д. Левицкой (Агаши, дочери художника)
1785, ГТГ.

Слайд 5

Орест Адамович Кипренский Портрет А.С.Пушкина 1827, ГТГ.

Орест Адамович Кипренский
Портрет А.С.Пушкина
1827, ГТГ.

Слайд 6

Карл Павлович Брюллов Всадница 1832, ГТГ.

Карл Павлович Брюллов
Всадница
1832, ГТГ.

Слайд 7

Илья Ефимович Репин Портрет Льва Толстого. 1887.

Илья Ефимович Репин
Портрет Льва Толстого.
1887.

Слайд 8

Михаил Александрович Врубель Царевна-Лебедь. 1900, ГТГ.

Михаил Александрович Врубель
Царевна-Лебедь.
1900, ГТГ.

Слайд 9

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой,

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой,

мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п.
Слайд 10

ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ РОКОТОВ Особое место в творчестве художника занимает портрет А.

ФЕДОР СТЕПАНОВИЧ РОКОТОВ

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской

(1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Слайд 11

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь,

как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий

Рокотов Федор Степанович. Портрет А.П. Струйской. 1772. ГТГ

Слайд 12

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—1898)

увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...» И в голове его начали складываться стихи:
Слайд 13

Яков Петрович Полонский (1819—1898)

Яков Петрович Полонский
(1819—1898)

Слайд 14

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ (1787—1825) Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич (1780-1860) Портрет Боровиковского

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ (1787—1825)

Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич
(1780-1860)
Портрет Боровиковского