Портрет в русской живописи XVIII века

Содержание

Слайд 2

Рубеж XVII-XVIII вв. Этот период стал переломным для русской живописи. На

Рубеж XVII-XVIII вв.

Этот период стал переломным для русской живописи. На смену

иконописи приходит светская живопись. С начала XVIII века получают развитие все виды живописи. Изображение становится все более реалистичным. Вместо парсуны получает широкое распространение портрет.

Парсуна М.В.Скопин-Шуйского.
XVII в.

Никитин И.Н.
Портрет Петра I.
1717 г.

Слайд 3

Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения.

Портреты могут различаться по размеру и характеру изображения.

Слайд 4

Перед вами разные виды портрета. Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742),

Перед вами разные виды портрета. Оба они написаны Иваном Никитиным (1680-1742),

талантливым русским живописцем. Определите вид каждого портрета.

Портрет канцлера Г.И.Головкина.1720 г.

Портрет напольного гетмана. 1720 г.

Слайд 5

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей,

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей,

академик Императорской Академии Художеств.

Портрет статс-дамы А.М.Измайловой

Портрет Петра I

Слайд 6

Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета

Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский живописец. Стал родоначальником интимного психологического портрета

в русской живописи. Изображал человека не позирующим, вне парадного окружения. Создал одухотворенные образы своих современников. Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.)

Ты помнишь как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портретов Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Н. Заболоцкий

Слайд 7

Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого

Определите, к какому типу относятся эти портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого

(1735-1822). Имеют ли скрытый смысл предметы интерьера?

Портрет Екатерины II. 1783 г.

Портрет П.А.Демидова. 1773 г.

Слайд 8

Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол. XVIII в. Его мастерство

Д.Г. Левицкий – крупнейший живописец II пол. XVIII в. Его мастерство

позволяло ему свободно передавать тончайшие переживания человека, сокровенные черты его характера. Художник одинаково мастерски владел всеми видами портрета от парадного до камерного. По заказу Екатерины II в 1773-1776 гг. он создает знаменитую серию портретов «смолянок». Художник изобразил каждую из них в наиболее характерной позе, за любимым занятием.
Слайд 9

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. 1773г.

Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. 1773г.

Слайд 10

Портрет Е.И.Нелидовой.1773г.

Портрет Е.И.Нелидовой.1773г.

Слайд 11

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается

одним из великих портретистов XVIII в., произведения которых говорят о высоких достижениях русского искусства. Его творчество завершает историю портретного жанра, достигшего к концу XVIIIв. необыкновенных успехов в правдивом и поэтическом раскрытии образа человека.

Самый знаменитый портрет его кисти – портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому типу он относится?
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет взгляд ее и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я. Полонский