Театр Средневековья

Содержание

Слайд 2

Средневековый театр не был похож на античные театральные зрелища. Возникший в

Средневековый театр не был похож на античные театральные зрелища. Возникший в

недрах церкви, тяготевший к пышности и торжественности обрядов, средневековый театр воплотил важнейшие эпизоды христианской истории, отразил идеалы и принципы христианского вероучения.
Слайд 3

Литургическая драма Во время пасхальных и рождественских праздников под сводами собора

Литургическая драма

Во время пасхальных и рождественских праздников под сводами собора разыгрывались

своеобразные театральные представления,
положившие начало жанру так называемой литургической,
или духовной драмы.
При исполнении хоралов было принято включать диалоги, из которых затем сложились набольшие сценки, перемежающиеся с пением солистов и хора.

«Благовещение» Ян ван Эйк .
Картина передает впечатление
От литургической драмы Missa Aurea

Слайд 4

Излюбленные эпизоды литургической драмы – евангельское повествование о поклонении пастухов и

Излюбленные эпизоды литургической драмы – евангельское повествование о поклонении пастухов и

явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу, злодейство Ирода, рассказ о Воскресении Христа.
Инсценировки евангельских текстов исполняли священники в костюмах, игравшие и мужские, и женские роли.
Слайд 5

Полулитургическая драма выделяется из мессы и выходит на паперть и в

Полулитургическая драма

выделяется из мессы и выходит на паперть и в церковный

сад. Разросшемуся действию становится тесно в церкви. Активно подключаются ветхозаветные тексты, апокрифы и жития. Сюжет выходит за рамки высокого жанра, и тогда появляются дьявол и черти, которых играют обычные актеры, и даже жонглеры.
Слайд 6

Жонглер (фр. jongleur — шутник, забавник). странствующий комедиант и музыкант эпохи

Жонглер (фр. jongleur — шутник, забавник). странствующий комедиант и музыкант эпохи раннего Средневековья во

Франции. Жонглеры выступали как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, выражая вольнолюбивый дух народа. С XI в. жонглеры, становившиеся профессиональными исполнителями, сосредоточивались в городах.
Слайд 7

Миракль В XIII веке возникают новые виды религиозных массовых представлений, связанные

Миракль

В XIII веке возникают новые виды религиозных массовых представлений, связанные с

чудесами, так называемые миракли. Миракли часто привязывались к определенному месту и культу местного святого. Французские миракли сохранились в большом количестве, потому что Франция осталась страной католической, а католическая церковь приветствовала подобные представления, и они игрались на протяжении многих веков.

Представление средневекового
Миракля в храме.

Слайд 8

Моралите Моралите - соединение народной театральной традиции и христианской морали. Народные

Моралите

Моралите - соединение народной театральной традиции и христианской морали. Народные истоки

жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с Зимой. В моралите принцип олицетворения применяется к христианским добродетелям и грехам. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее.

Колесо Фортуны –
типичный эпизод моралите

Слайд 9

Мистерия — основной театральный образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя, но

Мистерия — основной театральный образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя, но и

самая полная форма выражения средневековой театральности. Мистерия вбирает в себя все жанры: литургическую драму, бытовую драму, фарс и соти, миракль и моралите. Наибольшей популярностью пользовались мистерии, посвященные Страстям Господним, а с XV века добавились и исторические сюжеты. Обычно разыгрывались на городских площадях. К середине XVI века мистерии были запрещены почти во всех странах Западной Европы.

Возведение Вавилонской
башни. Сцена из мистерии

Слайд 10

Средневековый фарс Фарс берет свое начало в представлениях гистрионов и в

Средневековый фарс

Фарс берет свое начало в представлениях гистрионов и
в комедийных элементах

духовных представлений. Но свое наименование получает только после запрещения мистерии в XVI в. Основные исполнители фарса — участники Дурацких корпораций. В фарсе появляются конкретные человеческие характеры, правда, грубо, гротескно очерченные. В основу фарсовых сюжетов кладутся бытовые истории. Здесь высмеивают солдат-мародеров, монахов — торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Фарс очень динамичен — в нем все время прыгают, бегают, дерутся, танцуют, смеются и ругаются.

Представление средневекового
фарса