Рафаэль Санти Автопортрет

Содержание

Слайд 2

Рафаэ́ль Са́нти — итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем

Рафаэ́ль Са́нти  — итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей

искусства эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала XVI века. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма.
Слайд 3

Детство и юность Рафаэ́ль Са́нти - 26 или 28 марта или

Детство и юность
Рафаэ́ль Са́нти - 26 или 28 марта или 6 апреля 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим.
 Рафаэль рано потерял

родителей. Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского, и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелл

фреска «Мадонна с младенцем»

Слайд 4

Обучение В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в

Обучение
В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы

выполнены в стиле Перуджино.
В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта-ди-Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.
В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Слайд 5

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и

Слайд 6

«Три грации» (обе — около 1504).

«Три грации» (обе — около 1504).

Слайд 7

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504),

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы

Марии Иосифу» (1504),
Слайд 8

«Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

«Коронование Марии»
(около 1504) для алтаря Одди.

Слайд 9

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504)

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504)

Слайд 10

«Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505)

«Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505)

Слайд 11

«Портрет Пьетро Бембо (1504—1506).

«Портрет Пьетро Бембо
(1504—1506).

Слайд 12

Флорентийский период. Мадонны В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь

Флорентийский период. Мадонны
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится

с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь»
Слайд 13

и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел

и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел

в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры».
Слайд 14

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505)

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и

Николаем из Бари» (около 1505)
Слайд 15

«Положение во гроб» (1507)

«Положение во гроб» (1507)

Слайд 16

«Дама с единорогом» (около 1506—1507).

«Дама с единорогом»
(около 1506—1507).

Слайд 17

«Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), Популярность Рафаэля постоянно растёт,

«Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507),

Популярность Рафаэля постоянно растёт,

он получает много заказов на образы святых 
Слайд 18

«Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

«Св. Екатерина Александрийская»
(около 1507—1508).

Слайд 19

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна

либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонна Грандука» (1505)
Слайд 20

«Мадонна с гвоздиками» (около 1506)

«Мадонна с гвоздиками» (около 1506)

Слайд 21

«Мадонна под балдахином» (1506—1508).

«Мадонна под балдахином»
(1506—1508).

Слайд 22

К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505

К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505

Слайд 23

«Мадонна со щеглом» (1506)

«Мадонна со щеглом» (1506)

Слайд 24

«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

«Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Слайд 25

Ватикан Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там

Ватикан
Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю

оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

«Диспут» (1508—1509),

Слайд 26

«Мудрость, Умеренность и Сила» (1511)

«Мудрость, Умеренность и Сила» (1511)

Слайд 27

«Парнас» (1509—1510)

«Парнас» (1509—1510)

Слайд 28

«Афинская школа» (1510—1511)

«Афинская школа» (1510—1511)

Слайд 29

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512)

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512)

Слайд 30

«Месса в Больсене» (1512)

«Месса в Больсене» (1512)

Слайд 31

«Аттила под стенами Рима» (1513—1514)

«Аттила под стенами Рима» (1513—1514)

Слайд 32

Но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514).

Но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514).

Слайд 33

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с

сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).
Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.
В 1514 Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.
Слайд 34

«Чудесный улов»

«Чудесный улов»

Слайд 35

Алтарная живопись Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы

Алтарная живопись
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей

на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515)
Слайд 36

«Несение креста» (1516—1517)

«Несение креста» (1516—1517)

Слайд 37

«Видение Иезекииля» (около 1518) .

«Видение Иезекииля»
(около 1518)
.

Слайд 38

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1516—1520), картина, в которой проглядывают

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1516—1520), картина, в которой проглядывают

черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля
Слайд 39

Римские мадонны В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510)

Римские мадонны
В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью

«Мадонна Альба» (1510)
Слайд 40

«Мадонна Фолиньо» (1512)

«Мадонна Фолиньо» (1512)

Слайд 41

«Мадонна в кресле» (около 1513—1514).

«Мадонна в кресле» (около 1513—1514).

Слайд 42

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину

заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. „Сикстинская Мадонна“ поистине симфонична. Самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии»
Слайд 43

Портреты Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и

Портреты
Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты.

В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе»
Слайд 44

По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512)

По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около

1512)
Слайд 45

«Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517—1518).

«Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около

1517—1518).
Слайд 46

Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515). Спустя много лет этот портрет

Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала

зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет».
Слайд 47

Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515).

Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около

1515).
Слайд 48

Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя

Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя

какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно.
Слайд 49

Архитектура Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора. После смерти Браманте в 1514

Архитектура
Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора. После смерти Браманте в 1514 г. Рафаэль

занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план). В 1515 г. папа Юлий II назначил Рафаэля главным археологом и «Хранителем памятников города Рима». Рафаэль составлял карту античного Рима, достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями (галереей второго этажа), названными впоследствии Лоджиями Рафаэля. Своды, стены и пилястры с мотивами гротеска в 1517—1519 гг. расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Удине, Франческо Пенни.
Слайд 50

В Риме по проектам Рафаэля построены центрическая, крестово-купольная церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (Св. Элигия цеха ювелиров; 1509—1511) и

В Риме по проектам Рафаэля построены центрическая, крестово-купольная церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (Св. Элигия цеха

ювелиров; 1509—1511) и
Слайд 51

изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512—1520).

изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512—1520).

Слайд 52

Рафаэль также проектировал фасады Палаццо Видони-Каффарелли (с 1515)

Рафаэль также проектировал фасады Палаццо Видони-Каффарелли (с 1515)

Слайд 53

Слайд 54

В 1515 г. на северо-западной окраине Рима для кардинала Джулио Медичи

В 1515 г. на северо-западной окраине Рима для кардинала Джулио Медичи

(будущего Папы Климента VII) по проекту Рафаэля возводили виллу (заканчивал постройку Антонио да Сангалло Младший). Постройка получила название «Вилла Мадама» (по имени следующей владелицы Мадамы Маргериты Австрийской, супруги Алессандро Медичи).
Слайд 55

Рисунки Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них — подготовительные рисунки

Рисунки
Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них — подготовительные рисунки и наброски

к картинам, имеются и самостоятельные произведения.
Сам Рафаэль гравированием не занимался. Однако его ученики и помощники: Маркантонио Раймонди, Агостино Венециано, Марко Денте и Джованни Антонио Каральо использовали рисунки и незавершенные композиции Рафаэля, создавая реплики и композиционные вариации. Благодаря этому, в частности, до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Гравюры по рисункам Рафаэля продавали в уличных лавках, их покупали мастера росписи итальянской майолики, картоньеры (создававшие картоны для производства шпалер), резчики по дереву, ювелиры и граверы по металлу. Так складывалась своеобразная творческая эстафета, типичная для эпохи Возрождения, когда все виды искусства развивались в целостной взаимосвязи: творчество выдающегося живописца — работа рисовальщика-гравера — труд ремесленника. В петербургском Эрмитаже хранится несколько майоликовых блюд с композициями А. Венециано и М. Раймонди. Причем росписи не копируют рисунки Рафаэля, а являются творческими вариациями, композиции которых, несмотря на слабый рисунок, даже выигрывают в сравнении с эскизами самого Рафаэля. Это объясняется формообразующей силой круглого формата и спецификой мазковой росписи