Раннее Возрождение. Живопись

Содержание

Слайд 2

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401 — 1428)

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401 — 1428)

Огромная

роль, которую в архитектуре раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре —Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо. Брунеллески и Донателло переживали творческий расцвет, когда родился Мазаччо.
По словам Вазари, «Мазаччо стремился изображать фигуры с большой живостью ивеличайшей непосредственностью наподобие действительности».
Мазаччо умер молодым, не дожив до 27 лет, и всѐ же успел сделать в живописи столько нового, сколько иному мастеру не удавалось за всю жизнь.
Слайд 3

Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица», созданная для церкви во

Классическим образцом алтарной композиции стала его «Троица», созданная для церкви во

Флоренции. Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, которая построена в форме ренессансной арочной ниши. На росписи представлены распятие, фигуры Марии и Иоанна Крестителя. Их осеняет образ Бога-Отца. На переднем плане фрески запечатлены коленопреклонѐнные заказчики, как бы находящиеся в самом помещении церкви. Расположенное в нижней части фрески изображение саркофага, на котором лежит скелет Адама, прародителя человечества, также словно выходит в пространство храма.

Мазаччо. «Троица» (1427—1428).

Слайд 4

Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях.Величавая отрешѐнность образов сочета- ется здесь

Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях.Величавая отрешѐнность образов сочета- ется здесь

с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объѐмностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков.

Томмазо Мазаччо.
Троица. Деталь. XV в.

Слайд 5

В те же годы Мазаччо создал в церкви Санта-Мария дель Кармине

В те же годы Мазаччо создал в церкви Санта-Мария дель Кармине

росписи капеллы Бранкаччи, названные так по имени богатого флорентийского заказчика.Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нѐм мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внут реннее напряжение и психологическую глубину образов.

Томмазо Мазаччо.Чудо со статиром. Фреска. XV в. Капелла Бранкаччи.

Слайд 6

Иногда в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своѐ время.

Иногда в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своѐ время.


Зритель верит тому, что Адама и Еву, нарушивших Божественный запрет, ангел с мечом в руках действительно изгоняет из рая. Главное здесь — не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тѐмным провалом искажѐнного криком рта.

Томмазо Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. XV в.

Слайд 7

В августе 1428 г. Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи,

В августе 1428 г. Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи,

и вскоре внезапно умер. Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живописцев, перенимавших приѐмы Мазаччо. Однако многое в творческом наследии Мазаччо сумели оценить лишь следующие поколения.
Слайд 8

Паоло Уччелло (1397—1475) В творчестве его современника Паоло Уччелло, принадлежавшего к

Паоло Уччелло (1397—1475)

В творчестве его современника Паоло Уччелло, принадлежавшего к поколению

масте-ров, работавших после смерти Мазаччо, тяга к нарядной сказочности приобретала подчас наивный оттенок. Эта особенность творческого стиля художника стала его своеобразной визитной карточкой.

Паоло Уччелло. Битва святого Георгия с драконом

Слайд 9

Паоло Уччелло вошѐл как один из тех живописцев, кто впервые стал

Паоло Уччелло вошѐл как один из тех живописцев, кто впервые стал

применять в своих полотнах приѐм линейной перспективы. Увлечение перспективой отразилось в первом произведении Уччелло — написанном им в 1436 г. портрете английского кондотьера Джона Хоквуда, известного итальянцам как Джованни Акуто. Огромная монохромная фреска изображает не живого человека, а его конную статую, на которую зритель смотрит снизу вверх.

П. Уччелло. «Портрет кондотьера Джона Хоквуда». Фреска. 1436 г.

Слайд 10

Смелые искания Уччелло нашли выражение в трѐх его известных картинах, заказанных

Смелые искания Уччелло нашли выражение в трѐх его известных картинах, заказанных

Козимо Медичи и посвящѐнных битве двух флорентийских полководцев с войсками Сиены при Сан-Романо. В удивительных картинах Уччелло на фоне игрушечного пейзажа сошлись в ожесточѐнной схватке всадники и воины, перемешались копья, щиты, древки знамѐн. И тем не менее сра жение выглядит условной, застывшей, на редкость красивой, поблѐскивающей золотом декорацией с фигурами коней красного, розового и даже голубого цвета.

Атака авангардов флорентийцев. 1450-е гг. Паоло Уччелло.

Слайд 11

Фра Беато Анджелико (1400—1450) Фра Анджелико. «Благовещение» (фреска музея в монастыре Сан-Марко (Флоренция)

Фра Беато Анджелико (1400—1450)

Фра Анджелико. «Благовещение» (фреска музея в монастыре Сан-Марко

(Флоренция)
Слайд 12

Беноццо Гоццоли (1420—1497). Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов. Фреска. XV в.

Беноццо Гоццоли (1420—1497).

Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов. Фреска. XV в.

Слайд 13

Пьеро делла Франческа (около 1420—1492) В середине XV столетия живопись Центральной

Пьеро делла Франческа (около 1420—1492)

В середине XV столетия живопись Центральной Италии

пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа, крупнейшего художника и теоретика Возрождения. О жизни и личности мастера сохранилось мало достоверных сведений. Известно, что он родился в небольшом городе Борго-Сан-Сеполькро в Умбрии, недалеко от Ареццо, в семье ремесленника,проявил глубокий интерес к искусству Мазаччо, Уччелло, Брунеллески . Затем работал в городах Римини, Ареццо, Риме. Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом.
Слайд 14

Самое замечательное создание— фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо .

Самое замечательное создание— фрески в алтаре церкви Сан-Франческо в Ареццо .

Они посвящены истории креста, на котором был распят Христос, расска-занной в популярной в то время «Золотой легенде» Якопо де Вораджине, итальянского монаха Х III в.
Фрески производят необычайно сильное первое впечатление.
При первом взгляде живопись выглядит плоскостной, но затем становится понятна еѐ объѐмно-пространственная основа. Сочетание объѐмности и в то же время плоскостности в изображении — одна из удивительных особенностей искусства Пьеро делла Франческа, который, строго соблюдая законы перспективы, не создавал иллюзии глубины пространства.

Открытие дерева Креста Христова; встреча царя Соломона и царицы Савской. XV в.

Слайд 15

Пьеро делла Франческа написал профильные парные портреты герцога Федериго и его

Пьеро делла Франческа написал профильные парные портреты герцога Федериго и его

супруги Баттисты Сфорца (около 1465 г.). Государь и государыня предстают на картинах крупным планом на фоне окутанных воздушной дымкой чудесных пейзажей.

Федериго и его супруги Баттисты Сфорца (около 1465 г.).

Слайд 16

На оборотной стороне каждого портрета также на фоне пейзажей изображены герцог

На оборотной стороне каждого портрета также на фоне пейзажей изображены герцог

и герцогиня на триумфальных колесницах.

 Герцог и герцогиня на триумфальных колесницах, оборотная сторона

Слайд 17

Алессандро Филипепи, Боттичелли (1445—1510) Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации, т.

Алессандро Филипепи, Боттичелли (1445—1510)

Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации, т. е.

обобщения изображений с помо-щью условных приѐмов — упрощения формы, цвета и объѐма, пользовалось большим успехом в кругу высокообразованных флорентийцев.
Слайд 18

Его знаменитые картины зрелого периода «Весна» (около 1477— 1478 гг.) и

Его знаменитые картины зрелого периода «Весна» (около 1477— 1478 гг.) и

«Рождение Венеры» (1483—1484 гг.) навеяны стихами выдающегося гуманиста Анджело Полициаио, придворного поэта Медичи.

Сандро Боттичелли.Рождение Венеры. XV в.

Слайд 19

На фоне тѐмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные

На фоне тѐмной зелени фантастического сада выступают изящными силуэтами гибкие стройные

фи-гуры. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковѐр. В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. Еѐ окружает обязательная свита: амур с луком парит над еѐ головой, три юные грации ведут хоровод, из рощи бежит нимфа, преследуемая фавном. На переднем плане Весна, или богиня Флора, в венке и затканном цветами платье шествует стремительно и так легко, что еле касается босыми ногами земли. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. Ритм струящихся линий объединяет композицию в единое целое, создаѐт утончѐнную цветовую гармонию.

Сандро Боттичелли.Весна. Около XV в.

Слайд 20

В позднем периоде творчества Боттичелли предпочитал писать картины на религиозные сюжеты

В позднем периоде творчества Боттичелли предпочитал писать картины на религиозные сюжеты

трагического характера. К ним относится картина «Оплакивание Христа» (около 1500 г.)

«Оплакивание Христа», Сандро Боттичелли