Расцвет русской культуры XIХ века

Содержание

Слайд 2

План 1. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. 2.

План
1. Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
2. Развитие изобразительного

искусства России первой половины XIX в.
3. Расцвет архитектуры.
4. Возникновение "натуральной школы" в русской литературе
5. Русская культура второй половины XIХ в.
Слайд 3

1. Развитие русской культуры в первой половине XIX в.

1. Развитие русской культуры в первой половине XIX в.

Слайд 4

Художественные направления искусства первой половины 19 в. классицизм; сентиментализм; романтизм (1812

Художественные направления искусства первой половины 19 в.

классицизм;
сентиментализм;
романтизм (1812 – 1829

гг.);
реализм (1830-е-40-е гг.)
критический реализм (1850-е гг. )
Слайд 5

В литературе XIX в. сосуществуют несколько художественных методов: ещё проявляется классицизм;

В литературе XIX в. сосуществуют несколько художественных методов: ещё проявляется классицизм;

Н.М.Карамзин, молодой В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев воплощают идеи сентиментализма.
Основателем романтизма в литературе стал В.А.Жуковский. Романтизм нашёл своё проявление в творчестве таких писателей, как К.Батюшков, П.Вяземский, А.Пушкин (цикл: «Южные поэмы» - «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»), М.Лермонтов («Мцыри», «Демон», «Маскарад»), Д.Давыдов, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, К.Рылеев, А.Одоевский и др.
Слайд 6

2. Развитие изобразительного искусства России первой половины XIX в.

2. Развитие изобразительного искусства России первой половины XIX в.

Слайд 7

Особенностью русского искусства живописи является сплав классицизма. сентиментализма и романтизма. Это

Особенностью русского искусства живописи является сплав классицизма. сентиментализма и романтизма. Это

обусловило редкостное сочетание гражданственной возвышенности образов, созданных художником, с их индивидуальным своеобразием человеческой теплотой.
Живопись первой трети XIX в. представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина.
Слайд 8

Среди художников-романтиков – Кипренский, Венецианов.

Среди художников-романтиков – Кипренский, Венецианов.

Слайд 9

Орест Адамович Кипренский Родился в 1782 году. Закончил училище Академии художеств

Орест Адамович Кипренский

Родился в 1782 году. Закончил училище Академии художеств и

саму Академию.
Известен как портретист ( романтик)
Умер в Италии.
« Он первый вынес имя русское в известность в Европу»
Иванов.
Слайд 10

Портрет Е. Давыдова. Портрет А.С. Пушкина

Портрет Е. Давыдова.

Портрет А.С. Пушкина

Слайд 11

Василий Андреевич Тропинин Родился в 1776 г. Крепостной художник. (Собственность графа

Василий Андреевич Тропинин

Родился в 1776 г. Крепостной художник. (Собственность графа Моркова.)
Образование:

учился кондитерскому делу, поступил в Академию художеств (однако хозяин, боясь потерять своего художника, забрал его в имение).
У Моркова занимал должность кондитера и лакея.
Портретист. Создал около 3000 портретов.
Слайд 12

Портрет сына Голова девочки.

Портрет сына

Голова девочки.

Слайд 13

Портрет сына

Портрет сына

Слайд 14

Портрет А.С. Пушкина

Портрет А.С. Пушкина

Слайд 15

Смерть Камиллы Бруни

Смерть Камиллы Бруни

Слайд 16

Брюллов Последний день Помпеи

Брюллов Последний день Помпеи

Слайд 17

Иванов явление христа народу

Иванов явление христа народу

Слайд 18

Алексей Гаврилович Венецианов. Родился в 1780 году в семье обедневшего купца.

Алексей Гаврилович Венецианов.

Родился в 1780 году в семье обедневшего купца.
Поступил на

службу чертежником – землемером.
Копировал портреты в Эрмитаже.
В 1815 году женился, купил имение Сафоново и уехал в деревню.
Первым открыл мир русской деревни.
Слайд 19

« Гумно» « Гумно»

« Гумно»

« Гумно»

Слайд 20

Голова девочки

Голова девочки

Слайд 21

" На пашне . Весна"

" На пашне . Весна"

Слайд 22

Павла Федотова «Разборчивая невеста»

Павла Федотова «Разборчивая невеста»

Слайд 23

Павел Андреевич Федотов Игроки

Павел Андреевич Федотов Игроки

Слайд 24

Вопросы и задания. Внимательно рассмотрите картину Г.А. Венецианова « Весна. На

Вопросы и задания.

Внимательно рассмотрите картину Г.А. Венецианова « Весна. На

пашне». С какой целью художник написал героиню в дорогом праздничном наряде?
Опишите настроение, исходящее от картины. Какими изобразительными средствами передает Венецианов приход весны?
Какие литературные произведения можно соотнести с картиной « Весна. На пашне»?
Определите лексическое значение слова « пашня». Составьте с этим словом предложения на тему картины.
Слайд 25

4. Возникновение "натуральной школы" в русской литературе

4. Возникновение "натуральной школы" в русской литературе

Слайд 26

Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIХ в., развивавшееся под

Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIХ в., развивавшееся под

знаком эстетической теории Н.Чернышевского. Основное положение его эстетики – «прекрасное есть жизнь» – выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых. Которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. Реалистические тенденции нашли воплощение в творчестве И.Гончарова (романе-трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), И.Тургенева («Записки охотника», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Новь», «Дым»). Создателем сатирического романа был М.Салтыков-Щедрин («Пошехонская старина», «История одного города», «Господа Головлёвы»).
Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф.Достоевский и Л.Толстой.
Слайд 27

5. Русская культура второй половины XIХ в. Реализм, демократизм, народность –

5. Русская культура второй половины XIХ в.
Реализм, демократизм, народность –

основные черты русского изобразительного искусства этого периода.
Русская тема стала главной в творчестве мастеров культуры
Слайд 28

Валентин Серов создаёт «Девочку с персиками», Репин делает эскизы к картинам

Валентин Серов создаёт «Девочку с персиками», Репин делает эскизы к картинам

«Не ждали» и «Крестный ход в Курской губернии». Виктор Васнецов пишет свои знаменитые полотна «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Битва скифов со славянами», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», а также «Богатыри», моделью Алеши Поповича послужил сын Мамонтова, Андрей.
Нестеров создает «Видение отроку Варфоломею».
Слайд 29

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.

Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки.

Богатыри 1898

Слайд 30

Ковер-самолет 1880

Ковер-самолет 1880

Слайд 31

"Вечерний звон" 1892 Левитан Исаак Ильич 1860–1900.

"Вечерний звон" 1892

Левитан Исаак Ильич 1860–1900.

Слайд 32

"Золотая осень" 1895 Пейзажи настроения Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая

"Золотая осень" 1895

Пейзажи настроения Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все

грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов.
Слайд 33

«Бурлаки на Волге» 1870-1873

«Бурлаки на Волге» 1870-1873

Слайд 34

Скульптура XIX века в России В начале 19 века русская скульптура,

Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая

подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина (Ломоносова, Павла I, Екатерины II). Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Мартоса, Пименова и др. Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов (Орловский, Витали Клодт). Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей был Антокольский, создавший композиции: Иван Грозный, Пётр I, Нестор-Летописец, Смерть Сократа. Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин. Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере).
Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века, засилье академических и натуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения - импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций, изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам.
Слайд 35

Федот Шубин

Федот Шубин

Слайд 36

Степан Пименов Николай Пименов Борис Орловский Евгений Лансере Опекушин,Чижов Аникушин

Степан Пименов

Николай Пименов

Борис Орловский

Евгений Лансере

Опекушин,Чижов

Аникушин