Разновидности живописи

Содержание

Слайд 2

Техники монументальной живописи Фреска Мозаика Витраж

Техники монументальной живописи

Фреска Мозаика Витраж

Слайд 3

А. Фре́ска (от итал. fresco — свежий)— живопись по сырой штукатурке.

А. Фре́ска
(от итал. fresco — свежий)— живопись по сырой штукатурке.

При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую настенную роспись, вне зависимости от её техники: а секко (роспись по сухому), темпера, живопись масляными, акриловыми красками на стене и т.д.
Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска».
Слайд 4

Фреска любит большие плоскости, монументы, возвышенный ритм и вместе с тем

Фреска любит большие плоскости, монументы, возвышенный ритм и вместе с тем

обобщенный, упрощенный язык.
Главная трудность фресковой живописи заключается в том, что начатое художник должен закончить, пока сырая известь не высохла, то есть в тот же день. Поэтому работа идет по частям. Если необходимы поправки, то надо или выцарапывать, или вырезать всю соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Поэтому совершенно естественно, что техника фрески требует быстрой работы, уверенной руки и совершенно ясного представления о всей композиции и каждой ее части. Поэтому же фреска поощряет простоту образного языка, обобщенность композиции и четких контуров.
Слайд 5

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры

(2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение.

Остров Крит. Дворец в Кноссе. «Игры с быком»

Слайд 6

В погибшем в 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувия городе

В погибшем в 79 г. н.э. при извержении вулкана Везувия городе

Помпеи в домах жителей было обнаружено множество фресок. На верху - Фрески из дома «Венеры в раковине», I в. н.э. Помпеи.
Слайд 7

В средние века техника фрески была особенно популярно в Византии и

В средние века техника фрески была особенно популярно в Византии и


Древней Руси.

Дионисий – Фреска «Святой Николай»
в церкви Рождества Богородицы
Феррапонтова монастыря 1502-03

Слайд 8

В эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших

В эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших

мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.
Микеланджело – «Сотворение Адама» фреска из Сикстинской капеллы, Рим 1508-12
Слайд 9

Рафаэль - Комната печатей в папском дворце в Риме Фреска «Афинская школа» 1509-11

Рафаэль - Комната печатей в папском дворце в Риме
Фреска «Афинская

школа» 1509-11
Слайд 10

Тьеполо – Фреска «Встреча Антония и Клеопатры» 1743-50 Венеция Palazzo Labia

Тьеполо – Фреска «Встреча Антония и Клеопатры»
1743-50 Венеция Palazzo Labia

К

XVIII веку фреска постепенно утрачивает свое лидирующее положение в живописи. Первенство переходит к станковой картине.
Последний великий монументалист Джан Батиста Тьеполо (1696-1770)

Тьеполо - «Автопортрет с сыном», фрагмент фрески из Вюрцбурга, 1751-53

Слайд 11

Наиболее яркое явление в современном искусстве – Мексиканский мурализм (от исп.

Наиболее яркое явление в современном искусстве –
Мексиканский мурализм
(от исп.

mural — фреска) — художественное течение монументальной живописи, развивавшееся в Мексике в XX веке. Его возглавляли художники «большой тройки» Ривера, Ороско и Сикейрос.
С 1920-х до 1970-х годов на общественных зданиях было создано большое количество фресок с националистическими, социальными и политическими посланиями, что положило началом традиции, которая продолжается в Мексике и по сей день и оказала влияние на искусство в других странах Америки.

Диего Ривера - Фрески Национального дворца, Мехико 1929—1950-е

Слайд 12

Б. Моза́ика (итал. mosaico от лат. opus musivum — произведение, посвящённое

Б. Моза́ика
(итал. mosaico от лат. opus musivum — произведение, посвящённое

музам) — изображения из кусочков материалов (гальки, стекла, смальты) и закрепления их на какой либо основе (стене, потолке здания).
Смальта – цветное стекло, основной материал используемый мозаичистами.
Слайд 13

«Штандарт из Ура» (3500 до н.э.) — был обнаружен при раскопках

«Штандарт из Ура» (3500 до н.э.) — был обнаружен при раскопках

шумерского города Ур. На лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены с изображением войны. Показана приграничная стычка с участием шумерского войска. Под колёсами тяжёлых повозок гибнут противники.

История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Невозможно точно определить где именно она появилась, и какая цивилизация начала ее использовать первой. Известно, что уже в древне шумерских городах она использовалась для украшения храмов.

Слайд 14

Ранние античные мозаики из морской гальки были датированы концом V века

Ранние античные мозаики из морской гальки были датированы концом V века

до н.э.
Это контурные изображения фигур людей, животных, мифологических существ.

Мозаика «Диониса верхом на пантере» 350-300 до н.э.

Слайд 15

В Древнем Риме мозаикой выкладывали полы и стены вилл, дворцов и

В Древнем Риме мозаикой выкладывали полы и стены вилл, дворцов и

бань.
Много мозаик сохранилось в Древних Помпеях.
Слайд 16

«Актеры римского театра готовятся к выступлению» и «Морская фауна» (мозаики из Помпей)

«Актеры римского театра готовятся к выступлению» и «Морская фауна» (мозаики из

Помпей)
Слайд 17

Расцветом мозаичного искусства принято считать эпоху Византийской империи. Для усиления отражающей

Расцветом мозаичного искусства принято считать эпоху Византийской империи. Для усиления отражающей

способности византийцы придумали подкладывать под тессеры (стеклянные кубики) золотую фольгу. Так появились знаменитые «золотофонные» византийские мозаики. Кроме того мастера научились укладывать тессеры на цемент слегка меняя наклон, создавая мерцание, переливы цвета. Это оказалось особенно эффективным в мозаичных картинах на криволинейных поверхностях куполов и сводов. Наряду с золотым фоном мастера активно использовали яркие синий, зелёный, красный и белый цвета.
Слайд 18

В Древней Руси мозаичное искусство зародилось в XI в. и было

В Древней Руси мозаичное искусство зародилось в XI в. и было

связано с принятием христианства, но длительного развития не получило. Мозаики на Руси просуществовали меньше столетия и исчезли на многие века. Самыми известными являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхом монастыре.

Софийский собор в Киеве.
Богоматерь Молительница,
высота мозаики 5,45м.

Слайд 19

Возрождение мозаичного искусства в России связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова.

Возрождение мозаичного искусства в России связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова.

«Полтавская

баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762-64

Портрет Петра I. Мозаика М. В. Ломоносова. Эрмитаж 1754

Слайд 20

При прямом наборе элементы мозаики выкладываются прямо на стене вдавливанием в

При прямом наборе элементы мозаики выкладываются прямо на стене вдавливанием в

грунт.

При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, обычно на специальных столах, затем заливается цементом и только затем переносится на стену.

Техники укладки мозаики

Слайд 21

Флорентийская или мраморная мозаика — мозаика из цветных полудрагоценных камней разных

Флорентийская или мраморная мозаика — мозаика из цветных полудрагоценных камней разных

форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Эта техника камнерезного искусства, используется для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек.
Искусство флорентийской мозаики было популярно начиная с XVI в. по XIX в. и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
Слайд 22

Тигр терзающий теленка (мраморная мозаика) 325-350 Рим М Капитолини

Тигр терзающий теленка (мраморная мозаика) 325-350 Рим М Капитолини

Слайд 23

В. Витра́ж (от лат. vitrum — стекло) — изображение из стекла, и других прозрачных материалов.

В. Витра́ж
(от лат. vitrum — стекло) — изображение из стекла,

и других прозрачных материалов.
Слайд 24

Расцвет витражного искусства приходится на эпоху готики. Цветные стекла скреплялись свинцовыми

Расцвет витражного искусства
приходится на эпоху готики.
Цветные стекла скреплялись свинцовыми перемычками.

Мелкие детали (лица и руки фигур, складки одежд и детали орнамента) прорисовывались красками.

Готика – архитектурный стиль в европейском искусстве XII-XVвв.