Богатыри на Руси

Содержание

Слайд 2

Богатырь Существо божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими размерами, приличными грозным стихиям природы

Богатырь

Существо божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими размерами, приличными

грозным стихиям природы
Слайд 3

На картине «Три богатыря» В. И. Васнецов изобразил самые известные образы

На картине «Три богатыря» В. И. Васнецов изобразил самые известные образы

русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

АЛЕША ПОПОВИЧ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Слайд 4

Илья Муромец Мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты,

Илья Муромец

Мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные

с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости
Слайд 5

Добрыня Никитич Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу

Добрыня Никитич

Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе

с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь.  «Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся.  Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин.  Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. 
Слайд 6

Алеша Попович Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе

Алеша Попович 

Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с

Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю. 
Слайд 7

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО Образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО

Образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом

является князь Владимир Святославович).  Это — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища).  Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют его «красным, солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их роды. 
Слайд 8

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ Мифологизированный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

Мифологизированный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут

победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. Отождествляется Микула с исполином-громовником -Святогором, обитающим в святых горах, т.е. тучах. Сила его - необычайная. Самому громовнику не всегда совладать с этим богатырем титанической породы.  
Слайд 9

Также в мифологии славян упоминаются и другие богатыри… Великаны-богатыри. Жили в

Также в мифологии славян упоминаются и другие богатыри…

Великаны-богатыри. Жили в древние

времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вызов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем. 
Великанка(женщина великая, поленица)  В одном из вариантов русской былины — Святогорова жена, в других — поставлена независимо от Святогора. Горыня(Горыныч, Вернигора, Вертигор)  Горыня, один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Исполинский спутник Перуна. Если Горыня разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами. Горыня обладает сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. Если предположить, что имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода Аника Воин  Богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой Смертью.