С 1760-х годов в описях Ростовского архиерейского дома встречаются первые упоминания
о финифтяной мастерской. Возможно именно в это время, следуя Указу Синода, ростовский митрополичий дом и монастыри стали привлекать талантливых людей для обучения не только иконописному, но и финифтяному ремеслу. Мастера из числа священников и приписных крестьян выполняли исключительно заказы церкви. По описям кладовых архиерейского дома можно судить о круге их работ. Это отдельные финифтяные пластины для икон с изображением ростовских и других особо почитаемых русских святых, а также комплекты миниатюр для церковной утвари, митрополичьих шапок и окладов Евангелия. Некоторые из них были отосланы в Ярославль, из чего можно сделать вывод, что в 60-х годах XVIII века услугами мастерской пользовались и за пределами города.
Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 – 1175).
Первые упоминания о финифти