Русская культура первой половины XIX века

Содержание

Слайд 2

Русская культура первой половины XIX века Рост патриотизма и самосознания народа

Русская культура первой половины XIX века

Рост патриотизма и самосознания народа под

влиянием победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812
Расширение представления о мировых культурных ценностях
Расцвет дворянской культуры
Большое влияние на культурное развитие оказывают социально-экономические процессы
Главные художественные направления – романтизм и ампир и эклектика
Слайд 3

Русская культура первой половины XIX века Романтизм – идейное и художественное

Русская культура первой половины XIX века

Романтизм – идейное и художественное направление

в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века. Основа романтического мировосприятия – яркая индивидуальность человека, его духовная жизнь, движение чувств

!

Слайд 4

Романтизм Гражданский Лирический

Романтизм

Гражданский

Лирический

Слайд 5

Романтизм в русской литературе п.п. XIX века Жуковский Василий Андреевич. 1783-1852.

Романтизм в русской литературе п.п. XIX века

Жуковский Василий Андреевич. 1783-1852. Один

из создателей русского романтизма. Баллады: «Людмила», «Светлана». Перевод «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, произведений Ф. Шиллера, Дж. Байрона
Слайд 6

Романтизм в русской литературе п.п. XIX века Рылеев Кондратий Федорович. 1795-1826.

Романтизм в русской литературе п.п. XIX века

Рылеев Кондратий Федорович. 1795-1826. Поэт

и декабрист, представитель гражданского романтизма. «Думы», «Войнаровский», «Наливайко».
Слайд 7

Романтизм в русской литературе п.п. XIX века Ценности романтизма: Личность, свободная

Романтизм в русской литературе п.п. XIX века

Ценности романтизма:
Личность, свободная от

корысти и карьеризма
Долг
Дружба как высокая добродетель
Любовь к Отечеству
Слайд 8

Русская литература п.п. XIX века Пушкин Александр Сергеевич. 1799-1837. Создатель современного

Русская литература п.п. XIX века

Пушкин Александр Сергеевич. 1799-1837. Создатель современного русского

языка.
Большое внимание русским национальным ценностям: «Отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».
Большое внимание русской истории

О.Кипренский

Слайд 9

Русская литература п.п. XIX века ? Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых выражены национальный дух и история?

Русская литература п.п. XIX века

?

Назовите произведения А.С.Пушкина, в которых выражены

национальный дух и история?
Слайд 10

Рост популярности исторического знания Карамзин Н.М. Главный труд – «История государства

Рост популярности исторического знания

Карамзин Н.М.

Главный труд – «История государства Российского»(1816-1829)
«Записка о

древней и новой России» (1811)
Слайд 11

Рост популярности исторического знания «История государства Российского» «Все, даже светские женщины,

Рост популярности исторического знания

«История государства Российского»

«Все, даже светские женщины, бросились читать

историю своего Отечества»

«Историю Карамзина можно назвать воскрешением прошедших веков нашего народа»

«Карамзин велик как художник, живописец, но как критик он мог воспользоваться тем, что до него было сделано»

Погодин М.П.

Жуковский В.А.

Пушкин А.С.

Слайд 12

Русская живопись п.п. XIX века Исторический жанр Андрей Иванович Иванов: «Похищение

Русская живопись п.п. XIX века

Исторический жанр
Андрей Иванович Иванов: «Похищение Ганимеда», «Единоборство

Мстислава Удалого с Редедею»
Василий Козьмич Шебуев: росписи иконостаса Казанского собора, «Петр I в сражении при Пруте», «Подвиг купца Иголкина»
Слайд 13

Русская живопись п.п. XIX века К.П.Брюллов «Последний день Помпеи» ? Назовите

Русская живопись п.п. XIX века

К.П.Брюллов «Последний день Помпеи»

?

Назовите основные жанры

и направления русской живописи в п.п. XIX
Слайд 14

Русская живопись п.п. XIX века Портрет Происходит эволюция от парадного портрета

Русская живопись п.п. XIX века

Портрет Происходит эволюция от парадного портрета к

романтическому

?

Определите разницу между парадным и романтическим портретами

И.П.Аргунов «Портрет графини Шереметевой»

О.А.Кипренский «Автопортрет с кистями за ухом»

Слайд 15

Русская живопись п.п. XIX века Черты романтического портрета: Непринужденность позы, Изображено

Русская живопись п.п. XIX века

Черты романтического портрета:
Непринужденность позы,
Изображено настроение
Возможен

беспорядок в прическе
Детали туалета демократичны

О.А.Кипренский «Портрет Алексея Томилова, коллекционера, участника Отечественной войны 1812»

О.А.Кипренский «Портрет Е.С.Авдулиной»

Слайд 16

Русская живопись п.п. XIX века Новые черты появляются в портретах Тропинина

Русская живопись п.п. XIX века

Новые черты появляются в портретах Тропинина В.А.

?


В чем разница между портретами Тропинина и Кипренского?

О.А.Кипренский «портрет А.А.Челищева»

В.А.Тропинин «Кружевница»

Слайд 17

Русская живопись п.п. XIX века Работы «деревенского художника» Алексея Гавриловича Венецианова

Русская живопись п.п. XIX века

Работы «деревенского художника» Алексея Гавриловича Венецианова также

относят к жанровой живописи

А.Г.Венецианов «Гумно»

?

Рассмотрите картины Венецианова и Федотова. Их относят к жанровой живописи. Что их объединяет?

Слайд 18

Русская живопись п.п. XIX века П.А.Федотов «Сватовство майора» П.А.Федотов «Свежий кавалер»

Русская живопись п.п. XIX века

П.А.Федотов «Сватовство майора»

П.А.Федотов «Свежий кавалер»

Слайд 19

Русская живопись п.п. XIX века Пейзаж С.Ф.Щедрин «Каменный мост в Гатчине»

Русская живопись п.п. XIX века

Пейзаж

С.Ф.Щедрин «Каменный мост в Гатчине»

А.А.Иванов «Явление Христа

народу»

?

Найдите отличия в изображении пейзажа

Слайд 20

Основные жанры и направления русской живописи в п.п. XIX жанры Исторический

Основные жанры и направления русской живописи в п.п. XIX

жанры

Исторический жанр

Портрет

Пейзаж

Жанровая

живопись

Направления

классицизм

романтизм

реализм

Слайд 21

Архитектура XIX века Характерные черты Основные стили ампир (поздний классицизм) –

Архитектура XIX века

Характерные черты

Основные стили ампир (поздний классицизм) –
до

30-х годов XIX
эклектика (1830-1880-е годы)
псевдорусский стиль (конец XIXвека)
Слайд 22

Архитектура первой половины XIX века Ампир (зрелый, поздний, высокий классицизм) –

Архитектура первой половины XIX века

Ампир (зрелый, поздний, высокий классицизм) – (от

фр. Empire – империя) – стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве первой трети XIX века, завершивший развитие классицизма.
Характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества.

!

Слайд 23

Архитектура первой половины XIX века Архитекторы: А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, Тома де Томон,

Архитектура первой половины XIX века

Архитекторы:
А.Н.Воронихин,
А.Д.Захаров,
Тома де Томон,
К.И.Росси
В.П.Стасов
Бове

Характерные черты ампира:
ансамблевость, связь

постройки с улицей, окружающим ландшафтом, формирование площадей;
подчинение дворцовых и храмовых построек общей художественной идее
Слайд 24

Архитектура первой половины XIX века А.Н.Воронихин Казанский собор

Архитектура первой половины XIX века

А.Н.Воронихин Казанский собор

Слайд 25

А.А.Монферран Исакиевский собор

А.А.Монферран Исакиевский собор

Слайд 26

Архитектура первой половины XIX века О.И.Бове Большой театр Красная площадь после

Архитектура первой половины XIX века

О.И.Бове Большой театр

Красная площадь после реконструкции Бове


Особенность московского ампира в сочетании архитектуры классицизма и средневековой застройки

!

Слайд 27

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе

и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой
Слайд 28

Архитектура первой половины XIX века В 30-е годы XIX века в

Архитектура первой половины XIX века

В 30-е годы XIX века в русской

архитектуре начинается период эклектики

Рассмотрите здания в стиле эклектики, чем они отличаются от архитектуры классицизма?

?

К.А.Тон Храм Христа Спасителя

Слайд 29

Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера —
частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в
Санкт-Петербурге